Конспект урока по математике на тему Деление и умножение на 2.Половина числа.( 2 класс )


Урок математики во 2 ом классе по программе Н. Ф.Виноградовой УМК «Школа 21 века», Учитель: Сотникова Татьяна Николаевна
МБОУ СОШ №29 , 2Б класс
Город: Сургут Урок математики во 2 классе.
Тема: Умножение и деление на 2. Половина числа. Урок практикум.
Цели: воспроизводить наизусть результаты табличного умножения на 2 ; выполнять деление, используя таблицу умножения; находить долю величины, так же величину по её доле. Решать простые задачи на табличное умножение и деление. Развивать у детей умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности. Воспитывать в детях любовь к родному краю, умение видеть красоту зимней природы.
Оборудование: солнышко, буквы (Югра) , крестики-нолики (таблица), белка, песня «Как положено, друзья».
Детям: цветные карандаши, тетради ,учебники, фишки, линейки, лучики.
I.Организация класса. (создание эмоционального настроя)
Громко прозвенел звонок, начинается ( урок.)
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а (трудиться).
Работаем старательно, слушаем (внимательно).
У нас гости. Давайте поздороваемся. Создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг-другу.
Математика пришла,Занимай свои места. (Посадить детей)Найди для головы полезное занятье!Чтоб от безделья не зевать,Полезно голову ломать!
– Как вы понимаете выражение “ломать голову”? (Стараться думать, понять что – нибудь сложное, трудное)
II.Устный счёт
Найди значения выражений, прочитав их по- разному.
45+40 79-20 2*9 14:2
А Р Г Ю
Расположи ответы в порядке возрастания и получи слово.
-Что такое Югра?
- Какой из ответов на сегодня больше всего соответствует слову Югра? (85) -?
2.Расскажи всё о числе 85.
- А чем знаменит, чем богат наш край?
На территории ХМАО
1. Самые богатые запасы нефти и газа.
2.Самые большие рыбные запасы в России (муксун, стерлядь, осётр –лучшие породы рыб).
3.Самый большой в Евразии мост через реку Обь (г. Сургут) – 3200 м.
4.Самая большая в Евразии Сургутская ГРЕС (тепловая электростанция, работает на мазуте и сырой нефти).
5. Самый большой в России Центр лыжного спорта (биатлон, триатлон, лыжные гонки) в г. Ханты-Мансийск
6.Самая большая в Сибири мечеть в городе Сургуте.
3. Блиц -турнир задач о Югре.
1.В Красную книгу Югры занесено 70 видов животных и 16 видов грибов. Сколько всего видов животных и грибов занесено в Красную книгу? (86)
2. В водоёмах округа обитают 29 видов рыб.18 из них имеют промысловое значение, а остальные обычные виды. Сколько обычных видов рыб в Югре? (11)
3.Из 100% деревьев Югры -80% хвойные, а остальные лиственные. Сколько % лиственных деревьев в нашем округе? (20%)
4.Белка самый распространенный зверёк Югры. Она способна рожать по 10 бельчат 2 раза в год. Сколько бельчат за год рождается у белочки? (20)
-Что объединяет все эти задачи?
- Какая задача лишняя? ( Последняя. Её можно решить сложением и умножением).
- Кто сформулирует тему урока? (Умножение и деление на 2. Половина числа.)
- Через неделю наступит зима, значит сегодня на дворе….(осень), а почему за нашим окном лютая зима? Наш край красивый, но суровый, приравнивается к районам крайнего севера. Свои задания нам предлагает Югорская Зимушка-зима. (СЛАЙД2)
4). Слайд 3. Рассмотрите и прочитайте запись внимательно. Замените сумму одинаковых слагаемых произведением двух чисел. Прочитайте эти выражения, найдите результат.
2 + 2 + 2 + 2 + 2
5 + 5 + 5 + 4
5.) Слайд 4. Сделайте теперь наоборот, выражение на умножение замените выражением на сложение. Прочитайте эти выражения.
4 x 4 (4 + 4 + 4 + 4 = 16)
3 x 2 (3 + 3 = 6)
- На что показывает 1-ый множитель в выражении на умножение? 2-ой?
III.Новая тема

Геометрическое задание.
– На что похож узор? ( Югорское солнышко. Холодно. Лучики белые, светят, но не греют. )
_ Сегодня на уроке мы так постараемся, чтобы солнышко стало ярким, тёплым и согрело каждого из нас, ведь сердечко у него горячее)
– Из чего состоит это солнышко? (геометрические фигуры).
– Какие геометрические фигуры вы видите?
–На какие группы можно разложить эти фигуры? (прямоугольники и круги – по форме, большие и маленькие – по размеру, жёлтые и белые – по цвету, с углами и без углов).
– О какой фигуре вы сказали, что она с углами? (прямоугольник)
Слайд 5 Проблемное задание. (Работа в парах).
– Возьмите такой же прямоугольник у себя на столе.
– Что вы знаете об этой фигуре?
– Покажите половину этого прямоугольника.
– Что вы сделали, чтобы показать половину данной фигуры? (Сложили пополам на две равные части)
_ Заштрихуйте 1 половину, покажите. Это ½ часть прямоугольника или его половинка.
– Какие геометрические фигуры получились? Сделайте вывод.
Вывод. Чтобы получить половину прямоугольника, надо сложить его на две равные части. Теперь вы умеете на практике находить вторую часть фигуры.

3) Работа в парах. Сколько бельчат за раз может родить белка? (10). Помогите маме белке справиться с беспокойным потомством и рассадить их на 2 брёвнышка поровну. (Лучики превращаем в брёвна, а фишки в бельчат.)
- Сколько бельчат на каждом бревне? Как получили? ( 10:2=5, по одному)
- Как получить половину числа?
Физкультминутка (Снежный ком)
IV. Арифметический диктант.
1) 1. по3 взяли 2 раза. (6). Проверим. (Переворачивается кружок с цифрой 6 у солнышка)
2. 4 умножить на 2. (8)
3. Первый множитель 10, второй множитель 1. Чему равно произведение? (10)
4. Запишите число, состоящее из 1 десятка и 2 единиц. (12)
5.Решите задачу: На семи ладошках по 2 снежинки. Сколько снежинок на всех
ладошках? (14)

– Как одним словом можно назвать, что вы видите? (Чётные числа ;натуральные числа ;числа, которые делятся на 2, числа кратны двум)
– На какие две группы можно разложить эти числа? (Однозначные и двузначные числа)
– Как записаны эти числа, что с ними происходит? (Числа увеличиваются на 2)

2) Запишите половину данных чисел в тетрадь.
6 ,8, 10, 12, 14.
Взаимопроверка: сверьте свои результаты с числовым рядом своего соседа по парте. Назовите результат. (Хором)
– Как вы находите половину числа? Сделайте вывод.
Вывод: Чтобы найти половину числа, надо число разделить на 2.Надо знать таблицу умножения.
V.Решение задач. Повторение таблицы умножения и деления на 2.
1) Слайд6. – Назовите 1 месяц зимы, месяц школьных каникул, последний месяц. (Декабрь, январь, февраль).
Зима – это суровое время года, длящееся целых 3 месяца. А как хочется именно зимой отведать сладких груш, сочных яблок и слив. Зима просит поработать с учебником. А сейчас время задачи.
2) Работа с учебником с.102, № 16.
– Прочитайте задачу про себя, вслух.
На 2 блюдца разложили поровну 6 слив. Сколько слив на каждом блюдце?
Пока мы слушали задачу. Пошёл снег. Поднялся сильный ветер и наш лесной домик рассыпался на кирпичики. Кто поставит первый кирпичик? Второй?
ОТВЕТ
Слайд8
РЕШЕНИЕ

РИСУНОК

ВОПРОС

УСЛОВИЕ
КРАТКАЯ ЗАПИСЬ

ЧЕРТЁЖ


Выбор 3-его кирпичика не так прост.
– Что берём: краткую запись, чертёж, рисунок? (К задаче удобно сделать рисунок) Берём карандаши, рисуем 2 блюдца и начинаем раскладывать сливы по одной. У доски рассуждает ученик.
Решение. 6:2 = 3 (с).
- На какие слова вы обратили внимание, если взяли знак деления?
Ответ.3сливы на каждом блюдце.
Вывод: – Назовите составные части этой задачи.
3) . Слайд 7. Богата зима зимними праздниками. А праздники не бывают без подарков. Зима просит составить задачу по рисунку, чтобы она решалась умножением.
– Что вы видите?
В две коробки положили по 5 снеговиков в каждую. Сколько снеговиков в коробках?
– Запишите самое простое решение. (5 + 5 =10 (с)). Проверим. Слайд 9
– Замените сумму одинаковых слагаемых произведением двух чисел.(5x 2 = 10 (с)). Проверим. Оба решения должны читаться одинаково. (По 5 взяли 2 раза).
Вывод: – А как вы решили задачу, если не знаете таблицу умножения на 5? (Переместительное свойство умножения. От перестановки множителей произведение не изменяется)
Физкультминутка
Ветер. Качаются деревья. Ветер усиливается. Снежок полетел. И закружился в воздухе. Ветер успокаивается. Садимся на места.
4) Слайд 11. Назовите одной фразой то, что изображено на рисунке. (Зимние забавы)
5) Слайд 12. Биатлон.
2 x 4= 4 : 2 = 2 x 7 =
8 x 2= 18 : 2= 6:2 =
16 :8= 5 x 2 = 2*9 =
2 x 5 = 14 : 7= 12:2=
10 : 2= 2 x 6 = 8*2=
7 x 2 = 12 : 2= 10:2=
12 : 2= 3 x 2 = 7*2=
2 x 3 = 16 : 2= 4:2=
10 : 5= 4 x 2 = 2*7=
4 x 2 = 4 : 2 = 18:2=
6) Слайд 13. После снегопада.
-Успокоились, посмотрели на красоту зимней природы…..Зима-очень суровое время года, но у неё есть свои краски. Какие они?
Слайд 14,15. Краски зимы.
- К сожалению, очень часто любоваться этими красками мы можем только из окна. Но если рядом есть близкие люди и настоящие друзья, то даже дома в зимнюю стужу можно найти интересное занятие по душе.
7) Крестики-нолики
Две команды поочерёдно называют любое число, отвечают на вопрос и ставят поочерёдно кто крестик, а кто нолик. (Команды по вариантам.)
1 2 3
4 5 6
7 8 9
1.Как называется 1-ый компонент действия умножения?
2. Как называется 2-ой компонент действия умножения?
3.Как называется результат умножения?
4.Если произведение разделить на 1-ый множитель, то…..
5. .Если произведение разделить на 2-ой множитель, то…..
6. На что показывает 1-ый множитель?
7 На что показывает 2-ой множитель?
8. Как найти половину прямоугольника?
9. Как найти половину числа?
VI. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки.
- Какое у вас настроение?
- Лучик какого цвета хотите подарить нашему югорскому солнышку?
- Что понравилось?
- Чему научились?
Песня «Как положено друзьям»