Образовательный материал

Классный час с психологом: «Ростки нашей дружбы».

Цель: Определить основные ценности жизнедеятельности класса; содействовать формированию дружного коллектива; учить предотвращать конфликтную ситуацию; развивать у учащихся умение и навыки самооценочной деятельности.


Вводная часть.

На доске зашифрованное слово «АБЖУРД».
- Что за слово зашифровано на доске?
Мы сегодня поговорим о дружбе.

Основное содержание.
Давайте вспомним мероприятия, совместно проведенные классом.
Можно ли сказать, что ваш класс дружный?
Приведите примеры, когда можно было сказать: «Дружный класс».
- Что испытывали в тот момент? (гордость, радость за одноклассников и т.п.)
- назовите имена одноклассников, за что гордились ими (привести примеры).
Подвести к выводу, что дружба возникает и крепнет, если у людей есть общие дела, они уважительно относятся друг к другу, считаются с мнением других, умеют уступать.
- Отчего еще крепнет дружба? (ответы детей).

Упражнение: « Клумба цветов».
Представьте себе красивую клумбу цветов. Солнышко ее обогревает, земля влажная, рыхлая. Каждый день распускаются новые бутоны разноцветных цветов. И вот там проросли сорняки.
- как вы думаете, комфортно себя чувствуют цветы?
- мешают ли сорняки дружным всходам?
- если останутся сорняки, что будет с клумбой?
Предложить детям отметить, что не совместимо с понятием «дружба».
(учащиеся называют качества, которые на их взгляд, не способствуют развитию дружбы).
Обобщение ответов детей.
У некоторых людей есть какие то недостатки, которые разрушают дружбу: кто то завидует, кто то оскорбляет, проявляет грубость, обижается, не может принять личность такой какая она есть и т.п.
Чтобы дружба крепла нужно воспитывать в себе положительные качества, заниматься самовоспитанием по избавлению отрицательных качеств, пополнять свои знания, расширять кругозор, активно включаться в жизнь класса.
Важно видеть, прежде всего у себя, отрицательные черты, уметь давать оценку своим действиям, поступкам, словам.

Упра
·жнение «Черты моего характера».
Разделив лист на две части, в левой стороне написать положительные черты своего характера, в правой стороне – отрицательные, которые мешают строить отношения с окружающими.
- проанализируйте какие черты вашего характера не совместимы с понятием «дружба».
- что бы вы хотели изменить в себе, чтобы класс был дружным, чтобы каждому было уютно, комфортно учиться, проводить мероприятия, отдыхать.

Работа с пословицами.( в группах)
Давайте прочитаем и объясним пословицы:
« Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Дружба не гриб, в лесу не найдешь».
«Друга ищи, а найдешь – береги».

Упражнение «Лесенка».
Дети получают бланки с оценочной лесенкой. (состоящей из 10 ступенек) Нижняя ступенька – очень плохой, а самая верхняя – «лучше всех».
- Отметьте на «лесенке дружбы» свое место, какой ты друг.

- Дружба – прекрасное чувство, но иногда друзья ссорятся. Общаясь друг с другом, вы употребляете унизительные слова, высказываете обвинения, угрозы, что вызывает протест другой стороны.
Сегодня мы научимся правильно общаться.
При общении необходимо использовать эффективный способ «Я- высказывание». Он состоит в следующем: своему собеседнику нужно сообщить о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало.
На доске вывешивается алгоритм способа общения:
Описать плохое поведение друга. (Когда ты).
Назвать чувства свои в этот момент (мне не приятно).
Описать эффект плохого поведения ( я начинаю).
Выразить просьбу ( пожалуйста, перестань)

Далее разделить детей по парам, предложить ситуации ( толкнул на перемене одноклассник, обзывается одноклассник, толкнул руку во время письма и т.п.). Отработать упражнение по эффективному общению.
Заключительная часть.
- Какие советы ты дашь сам себе, чтобы не ссорится?
- Какой опыт вы получили из нашей встречи?
- Что будите применять в жизни?
В заключении детьми исполняется песня о дружбе под музыкальный клип.


15