Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса (VIII вид) по ФГОС


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья № 23»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________Р.З.Юсупова«_____»_______________2015 УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы :__________И.Н. Дешевых
«____»_________________2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Биологии»
для 6 класса
Разработала: Волоскова Л.Б..,
учитель ВК
Утверждено на заседании
Педагогического совета от «___»_____2015г
протокол №__
Ульяновск,2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:
«Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;
Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;
базисный учебный план специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
В 6 классе программа призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Цель обучения: Формирование представлений обучающихся о предметах и явлениях неживой природы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- формирование представлений обучающихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
– развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»; - нравственно - экологическое воспитание обучающихся при изучении предмета.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении обучающихся с природными условиями своей местности.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
При подаче материала обучающимся применяется чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Особое внимание уделено познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно–познавательной деятельности предполагается работа с рабочими тетрадями. В рабочие тетради включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве самостоятельной работы или домашнего задания.
1. Общая характеристика учебного предмета.
В  6 классе «Неживая природа» состоит из четырех основных разделов. Это «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые» и «Почва». Учащиеся получают новые знания об элементарных физических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществах и растворах, имеющихся в быту и природе. Растворимые и нерастворимые вещества, температура воды и ее измерение включены в этот раздел потому, что ознакомление обучающихся с данным учебным материалом наиболее просто можно провести в связи с изучением свойств воды. Здесь же обучающиеся знакомятся с тем, как и где, учитываются и используются свойства воды человеком.
Тема «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление обучающихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха знакомство происходит только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов поддерживать горение. Необходимо уточнить, что азот входит в состав воздуха и что его в воздухе содержится гораздо больше, чем любого другого газа.
«Полезные ископаемые» в рабочей программе разделены на четыре группы по признаку их основного использования. При изучении этого раздела программа предусматривает ознакомление учащихся с внешним видом и основными свойствами полезных ископаемых, их применением в народном хозяйстве. Изучая тему «Нефть», обучающиеся знакомятся с продуктами ее переработки: бензином, керосином и другими материалами и их применением в хозяйственной жизни человека.
В разделе «Почва» обучающиеся знакомятся с составом почвы, с минеральной и органической частями почвы, с различением почв по цвету, с водными свойствами песчаных и глинистых почв. А так же узнают типы и свойства почв родного края.
Преподавание «Неживой природы» в коррекционной школе направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой посредством коррекционной направленности уроков у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимости живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой.

2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :Класс Количество часов
В неделю В год
6 2 68


3. Описание ценностных ориентиров содержания « Биология». 6 класс.
Познавательные ценности - содержания курса позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативные ценности - курс природоведения способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки ориентиры на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Нравственные ценности - курс природоведения направлен на формирование ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценности - формируемые в курсе природоведения ценностные ориентиры, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
4. Планируемые результаты освоения учебной программы.
В связи с тем, что способности к обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В основе содержания обучения биологии лежит овладение учащимися следующими видами ключевых компетенций:
общекультурные – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности;
учебно-познавательные – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами – это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
коммуникативные – включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
социальные – означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
информационные – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее.При изучении предметов биология у учащихся должны быть сформированы следующие ЗУН и ключевые компетенции:
основы практико-ориентированных знаний о природе и человеке (учебно-познавательные компетенции);
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира (общекультурные компетенции);
умение узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (общекультурные компетенции);
умение описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки (коммуникативные компетенции);
умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (общекультурные и коммуникативные компетенции);
умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и проводить лабораторные работы, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (общекультурные компетенции);
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных работ (общекультурные компетенции);
умение использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний (информационно-коммуникативные компетенции);
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения (социальные компетенции);
умение использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья (социальные компетенции);
умение пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены (социальные компетенции);
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, определять характер взаимоотношений человека и природы (общекультурные и социальные компетенции);
осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде (общекультурные и социальные компетенции).
В сфере познавательных универсальных учебных действий должны быть cформированы:
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (общекультурные и социальные компетенции);
умение строить сообщения в устной и письменной форме (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и устанавливать аналогии (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (общекультурные и коммуникативные компетенции).
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);
выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);
адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции);
установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках (социальные компетенции);
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения (общекультурные и социальные компетенции);
В сфере регулятивных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
умение принимать и сохранять учебную задачу (учебно-познавательные компетенции);
умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (учебно-познавательные и социальные компетенции);
умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);
умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);
умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);
умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);
умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);
умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).
Содержание образовательной области «Биология », 6 класс.
Задачи:
Знакомство с отличительными признаками твердых тел, жидкостей и газов; характерными признаками некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; свойствами твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;
Систематизация полученных знаний, при изучении курса природоведение, о свойствах тел расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, способности к проведению тепла; о текучести воды и движении воздух (перемещение теплого и холодного);
Формирование у учащихся навыков обращения с самым простым лабораторным оборудованием; проведению несложной обработки почвы на пришкольном участке; переваливать, поливать и ухаживать за комнатными растениями;
Воспитание у учащихся целенаправленности, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля; интереса к предмету и учебе;
Введение- 3 часа
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Земля-планета, на которой мы живём. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода-15часов
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Растворение соли, сахара в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Определение текучести воды.Практическая работа:
— измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Воздух-15 часов
Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Объем воздуха в какой-либо емкости.
Упругость воздуха.
Воздух — плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного —в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые-20 часов
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа:
—распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).
Экскурсии:
в краеведческий музей.
Почва-10 часов
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.
Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа:
—различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия:
—к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.Повторение.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
6.Календарно-тематическое планирование.
«Биология» 6 класс.
№ Тематика занятий Кол-во часов/
сроки Сроки проведения Базовые учебные действия. Планируемые результаты. Д/Зличностные познавательные коммуникативные регулятивные Введение 3 1 Живая и неживая природа. 1 Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
Формирование общих представлений о предметах и явлениях неживой природы, их изменениях, Умения отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Умение принимать и сохранять учебную задачу.
2 Планета-Земля, на которой мы с вами живём. 1 3
Для чего нужно изучать неживую природу. Охрана воздуха, воды. 1 Вода 15 4 Вода в природе, быту.
1 .
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности;
Иметь положительную мотивацию к учёбе.
Развивать ответственность в отношении к выполнению задания.
Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» . Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона)
Формирование знаний о воде, непостоянных формах воды.
Формирование умений пользоваться элементарным лабораторным оборудованием
Формирование умений измерять температуру воды.
Иметь общие представления о свойствах воды, её состояниях
Развитие умения анализировать природные материалы
Иметь понятия:
Вода прозрачная и мутная
Получение знаний в ходе исследования водных растворов в природе.
Уметь систематизировать и обобщать знания об использовании воды в быту, промышленности и с/х.
Уметь работать с тетрадью, учебником.
Иметь понятия:
«термометр, температура».
Умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
Умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
Умения принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе.
Умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию.
Уметь
при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. Соблюдение правил поведения в школе, умение строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками.
Умение оценивать различные ситуации поведения в школе и
других общественных местах.
коррекция
наблюдательности.
Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов
Умение оценивать различные ситуации поведения в школе и
других общественных местах.
Работа по составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства 5 Непостоянство формы и текучесть воды. 1 . 6
7 Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении .Входное контрольное тестирование по теме «Живая и неживая природа». 1
1 8 Термометр и измерение температуры 1 9 Свойства воды при замерзании 1 10 Превращение воды в пар при нагревании 1 11 Свойство воды растворять некоторые твёрдые вещества.
1 12 Нерастворимые в воде вещества 1 13 Вода прозрачная и мутная 1 14 Водные растворы в природе:
Минеральная, морская и питьевая вода Их использование
1 15 Использование воды в быту и хозяйстве человека. Что мы узнали о воде. 1 16 Ценность воды и необходимость бережного к ней отношения. 1 17 Температура воды и её измерение, кипение 1 18 Контрольное тестирование по теме «Вода» 1 19 Материал для повторения. 1 Воздух 15 20 Что такое воздух? Его свойства. 1 Понимать личностный смысл учения; оценивают свою учебную деятельность.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика
Применять правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают, положительное отношение к процессу познания.
Осваивают роль обучающегося; дают адекватную оценку своей учебной деятельности; объясняют отличия в оценках ситуации разными людьми

Умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к предмету
Умения проявлять познавательный интерес к изучению предмета,
к способам решения новых учебных задач.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.
Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия.
Формирование умений обращаться с самым простым лабораторным оборудованием
Работа с тетрадью, книгой, таблицей
Тестирование, находить правильный ответ.
Уметь распознавание полезных ископаемых из коллекций
.
Распознавание полезных ископаемых.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Уметь оформлять мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций
Иметь знания о каменном угле и его свойствах.
Знать свойства и значение нефти, природного газа.
Формирование умений распознавать чёрные и цветные металлы по образцам, находить на карте «Полезные ископаемые России» места добычи полезных ископаемых.
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Уметь оформлять мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций
Умение критично относиться к своему мнению.
Формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ).
Обсуждение правил
поведения в школе,
особенности взаимоот-
ношений со взрослы
ми и сверстниками.
Моделирование и
оценивание
различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах.
Уметь принимать точку зрения других, договариваться. Умение оценивать различные ситуации поведения в школе и
других общественных местах.
Под руководством учителя оценивать правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Умения пользоваться учебной мебелью; адекватно используют ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
Составлять план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему;
Умения внесений необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Умения составлять план выполнения заданий вместе с учителем.
Умения пользоваться учебной мебелью; адекватно используют ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
21 Воздух сжимаем и упруг. Использование упругости воздуха.
1 22
Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту.
1 23 Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении 1 24 Движение воздуха в природе. Ветер 1 25 Состав воздуха 1 26 Кислород, его свойства. 1 27 Значение кислорода в природе и жизни человека. 1 28
Углекислый газ, его свойства. Значение в природе и жизни человека. 1 29 Значение воздуха и борьба за его чистоту. 1 30 Контрольное тестирование по темы «Воздух» 1 31 Материал для повторения 1 Полезные ископаемые 20 32 Разнообразие полезных ископаемых.
1 33 Полезные ископаемые, использование в строительстве. Гранит, известняки. 1 34 Песок, глина 1 35 Горючие полезные ископаемые 1 36 Торф, его свойства.Значение. 1 37 Каменный уголь, его свойства, виды угля. Значение. 1 38 Нефть. Внешний вид, свойства. Значение. 1 39 Природный газ, его свойства 1 40 Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. 1 41 Калийная соль. Свойства, их переработка 1 42 Полезные ископаемые, используемые для получения металлов 1 43 Железная руда 1 44
Медная и алюминиевая руды 1 45 Чёрные металлы. Их свойства и получение 1 46 Сталь.Чугун1 47 Цветные металлы. Их свойства, получение. Алюминий, медь, олово 2 48 Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам. 1 49 Что мы узнали о полезных ископаемых.
Материал для повторения. 1 50 Контрольное тестирование по теме «Полезные ископаемые» 1 Почва 10 51 Почва, состав почвы. 1 Умение давать позитивную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету.
Уметь объяснять себе свои наиболее заметные достижения.
Умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к предмету
Формирование знаний в ходе изучения темы «Почва».
Уметь распознавать неорганические части почвы.
Знать почвы родного края значение почвы для народного хозяйства.
Уметь отвечать на вопросы учителя.
Уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе.
Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;
Обсуждение правил
поведения в школе,
особенности взаимоот-
ношений со взрослы
ми и сверстниками.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Уметь
работать с учебными принадлежностями. 52 Главная часть почвы - перегной. 1 53 Неорганическая часть почвы- песок, глина, минеральные соли. 1 54 Песчаные, глинистые и чернозёмные почвы 1 55 Почвы родного края. 1 56 Обработка почвы (осенняя и весенняя обработка почвы) 2 57 Способность почв впитывать и пропускать воду 1 58 Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного отношения к ней. Охрана почвы 1 59 Итоговое контрольное тестирование по теме: «Почва» 1 60-68 Обработка почвы на пришкольном участке 7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу Биология.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках биологии относятся – персональные компьютеры и мультимедиапроектор, таблицы, карточки, наглядный материал.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:
компьютерные презентации
тестирование на компьютере
работа на интерактивной доске.
8.Учебное и учебно-методическое обеспечение по предмету «Биология».
Для реализации цели и задач обучения Биологии по данной программе используется УМК издательств «Дрофа», «Просвещение»:
Королева Н. В., Макаревич Е. В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс.М., Владос.2007 - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;
Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред. Воронковой, 2001 г;
Новая иллюстрированная энциклопедия школьника 1000 вопросов-1000 ответов. Справочное изданиие для школьного возраста.-ООО ИД «Владис», 2012 .Сгиба Т.В.
Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 352 с. Агеева И.Д.
Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с. Миронов А.В.
Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1987. – 271 с.
100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2005. – 480 с. Непомнящий Н.Н.
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.
Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование. Сост. Г.В.Чередникова.– Волгоград: Учитель, 2005. – 123 с..
Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.
Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 56 с. Иванова Т.С.
Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 192 с. Буковская Г.В.
9.МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ.
1.Таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Ф.И. обучающегося Результаты анализа личностных результатов обучающегося
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3 балла -значительное продвижение
2.Сводная таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в %
0 баллов – нет продвижения 1 балл – минимальное продвижение 2 балла – среднее продвижение 3балла-значительное продвижение
ВСЕГО: Кол чел/% Кол чел/% Кол чел/%

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ
«Биология»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области «Природоведение» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету « Биология» в 6 классе
Ф.И. обучающегося Результаты анализа освоения программы
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
2.Сводная таблица овладения обучающимися программой по предмету «Биология» в 6 классе
Количество человек/% Результаты анализа освоения программы
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Всего Кол.чел/% Кол.чел/% Кол.чел/%
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает базовые учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в данных компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по базовым учебным действиям предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Оценивание устного и письменного ответов обучающихся.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из методов учета БУД (ЗУН) для детей с умственной отсталостью. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:
правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающему, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос,и скажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставятся.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания по заданиям учителя.
Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде.
Обучающиеся 1 и 2 группы должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явленийприроды, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Обучающиеся 3 группы должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явленийприроды, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.