Рабочая программа по окружающему миру ФГОС VIII вид 3 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1»
начальных классов Стрыжак Л. М. п. Пуровск
_______________________ ___________________________ _______________ Е. В. Фесенко
Протокол № _____ «___» __________________ 2015г. Приказ № ______________
от «___» _____________ 2015г. от «___» _____________ 2015г.
Руководитель МО:
Могильчак Л. М.


Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
(адаптированная, VIII вида)

для 3 - Б класса

1 час в неделю (всего 34 часа)



Учитель Людмила Николаевна Тиманкина


2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2010) 0г. Цель:
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Задачи:
-Привлекать учащихся к участию в беседе.
-Добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
- Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
-Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
- Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Особенности содержания курса в 3 классе:
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы. Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.


Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно -научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Живой мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.






     Описание места учебного предмета в учебном курсе

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе  отводится 2 ч в неделю. В связи с тем, что данный ученик находится на индивидуальном обучении, на уроки по окружающему миру выделяется 1 час в неделю, всего 34 часа в год (34 учебных недели).





Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Окружающий мир"
в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ
и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты
воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета
      Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.       Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.       Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.       Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.       Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

.№
п/п
Тема
Количество часов
Основные виды учебной деятельности

1
Повторение
1
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и описывать состояние погоды за окном.
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

2
Сезонные изменения
10
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и описывать состояние погоды за окном.
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Наблюдать изменения в живой и неживой природе осенью, формулировать выводы.
Рассказывать об осенних явлениях в живой и неживой природе.
Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы.


3
Воздух
3
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Определять различные виды термометров, измерять и записывать температуру. Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека.

4
Растения
7
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать растения школы и
узнавать их по рисункам;
практическая работа: определять растения с помощью атласа- определителя;
различать изученные растения;
использовать представленную информацию для получения новых
знаний о родине растений, осуществлять самопроверку;
приводить примеры растений;
рассказывать об особенностях любимого растения.


5
Животные
5
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; запомнить правила подкормки птиц.


6
Человек
7
Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи.

7
Повторение
1


Всего
34



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Живой мир»; М.; «Просвещение»; 2015
2. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 14 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- понимать важность планирования своей деятельности;
- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
- осуществлять первоначальный контроль своих действий;
- участвовать в оценке результатов деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
- понимать фактическое содержание текста;
- выделять события, видеть их последовательность в произведении;
- выделять в тексте основные части;
- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
- работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;
- пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- структурировать знания;
- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
- воспринимать мнение о прочитанном произведении родителей;
- понимать содержание вопросов и высказываний учителя;
- принимать участие в обсуждении содержания прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту;
- проявлять интерес к общению на уроке;
- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.


























Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


п/п
Дата
Тема урока
Тип
урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые результаты
Форма
контроля






предметные
метапредметные
личностные



план
факт








1
09.09



Повторение изученного. Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег).
Урок повторения и систематизации знаний
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и описывать состояние погоды за окном.
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Определять личностный смысл учения
Текущий
Уст
ный оп рос.

Сезонные изменения (10 ч.)

2
16.09


Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.
Комби-нированный
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и описывать состояние погоды за окном.
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды.
Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму.
Понимать ответственность за сохранение объектов природы; проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения
Текущий
Уст
ный оп рос.

3
23.09

Растения и животные осенью.
Занятия людей осенью
Урок повторения и систематизации знаний
Наблюдать изменения в живой и неживой природе осенью, формулировать выводы.
Рассказывать об осенних явлениях в живой и неживой природе.
Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды, перелётных птиц. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Проявлять целостный взгляд на мир во взаимосвязи объектов и явлений природы.
Текущий
Уст
ный оп рос.

4
30.09

Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.
У-Э
Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов.
Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Понимать ответственность за сохранение объектов природы, проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения.
Текущий
Экскурсия

5
07.10

Растения и животные зимой
Занятия людей зимой
Комби-нированный
Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы.
Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Понимать ответственность за сохранение объектов природы, проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения
Текущий
Уст
ный оп рос.

6
14.10

Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.
У-Э
Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы.
Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.
Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить. Пользоваться атласом-определителем. Фиксировать результаты наблюдений в таблице.

Понимать ответственность за сохранение объектов природы, проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения.
Текущий
Экскурсия

7
21.10

Растения и животные весной. Занятия людей весной.
Комби-нированный
Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице весной. Работать с текстами учебника, делать выводы.
Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Текущий
Уст
ный оп рос.

8
28.10

Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.
Комби-нированный
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и описывать состояние погоды за окном.
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
Знание признаков лета, солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов, названий летних месяцев, Умение устанавливать связи между сезонными изменениями.
Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить. Пользоваться атласом-определителем. Фиксировать результаты наблюдений в таблице.

Понимать ответственность за сохранение объектов природы, проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения.
Текущий
Уст
ный оп рос.

9
11.11

Растения и животные летом.
Занятия людей летом.
Комби-нированный
Обобщить наблюдения над летними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы.
Знание признаков лета, солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов, названий летних месяцев, Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Понимать ответственность за сохранение объектов природы, проявлять целостный взгляд на мир; определять личностный смысл учения
Текущий
Уст
ный оп рос.

10
18.11

Детские игры в разные времена года.
Комби-нированный
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Знание детских игр в разные времена
года


Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий
Уст
ный оп рос.

11
25.11

Участие детей в работах в саду и на огороде.
Комби-нированный
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

Сад и огород. Знание работ в саду и на огороде; участие детей в работах в саду и
на огороде.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий
Уст
ный оп рос.

Воздух (3 ч.)

12
02.12

Воздух. Значение воздуха
Урок изучения нового материала
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.
Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека.
Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.
Теку-щий
Уст
ный оп рос.

13
09.12

Термометр
Урок изучения нового материала
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Определять различные виды термометров, измерять и записывать температуру.
Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды.
Умение читать и составлять простые схемы.
Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности.
Тема
тический
Прак
тическая р. №1 «Измере
ние температу-ры

14

16.12




Ветер. Направление ветра.
Комби-нированный
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
Знание понятия «север», "юг", "запад", "восток" , "ураган". Умение определять с помощью компоса север, юг.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения.

Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности.
Текущий
Уст
ный оп рос.

Растения ( 7 ч.)

15
23.12




Сравнение растений
Комби-нированный
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
практическая работа: находить,
показывать и называть у растений их части.
наблюдать растения школы и узнавать их по рисункам;
практическая работа: определять растения с помощью атласа- определителя;
различать изученные растения;
использовать представленную информацию для получения новых
знаний о родине растений, ---рассказывать об особенностях любимого растения.
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Описание растения. Составление рассказа о растении по плану.
Растения, их роль в жизни человека, происхождение наиболее часто разводимых растений. Уход за растениями
Наиболее распространённые растения цветника (космея, ноготки, бархатцы)
Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины.
Распознавание растений.
Умение давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять растения с помощью атласа-определителя.
Проявлять целостное представление об окружающем мире (многообразие растений); испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; рассказывать о своих впечатлениях, эмоциях.
Тематический
Прак
тическая рабо
та «Рас
познава-ние
де
ревь
ев, кус
тарников и трав»

16
13.01

Части растений
Урок изучения нового материала




Текущий


17
20.01

Стебли. Листья
Комби-нированный




Текущий


18
27.01

Цветы Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние.
Урок изучения нового материала




Текущий


19
03.02

Растения сада. Плоды и семена
Урок изучения нового материала




Текущий


20
10.02

Лесные ягоды
Урок изучения нового материала
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
Объяснять значения слов: «волчье лыко», "жимолость", «съедобные ягоды», «несъедобные ягоды», "ядовитые ягоды". С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые ягоды.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; использовать представленную информацию для получения новых знаний.
Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Текущий
Уст
ный оп рос.

21
17.02.

Грибы. Травы
Комби-нированный
Понимать учебную задачу урока;
характеризовать строение шляпочных грибов;
с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
моделировать различие грибов-двойников.
Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбеергающего поведения.
Текущий
Уст
ный опрос

Животные (5 ч.)

22
24.02

Дикие животные.
Урок изучения нового материала
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь
строения тела зверя с его образом жизни
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Иметь целостное представление об окружающем мире (определять многообразие животных).
Текущий
Уст
ный оп рос.

23
02.03

Домашние животные.
Комби-нированный

Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных. Особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера.
Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; определять сходство и различие животных; анализировать схемы. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Определять мотивы учебной деятельности, проявлять интерес к самостоятельному изучению объектов природы; иметь целостное представление об кружающем мире (представлять многообразие животных).
Текущий
Уст
ный оп рос.

24
09.03

Птицы.
Урок изучения нового материала
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Наблюдать зимующих птиц, различать снегиря, синицу, грача, скворца; зимующих птиц по рисункам и в природе;
обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; запомнить правила подкормки птиц.
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья главный признак птиц. Первоначальное знакомство со
строением птицы Различие домашней и дикой птицы. Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма.
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.
Иметь целостное представление об окружающем мире (определять многообразие животных).
Текущий
Уст
ный оп рос.

25
16.03

Перелётные птицы. Зимующие птицы.
Комби-нированный




Текущий
Уст
ный оп рос.

26
30.03

Хищные птицы. Певчие птицы.
Животные. Обобщение.
Урок повторения и систематизации знаний




Текущий
Уст
ный оп рос.

Человек (7 ч.)

27
06.04

Дыхание человека.
Урок изучения нового материала
Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его.
Знание понятия «трахея», "бронхи", "лёгкие". Умение показать на рисунке, как движется воздух при вдохе, при выдохе. Умение понаблюдать за своим дыханием.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни.
Текущий
Уст
ный оп рос.

28
13.04

Профилактика простудных заболеваний
Комби-нированный
Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его.
Знание понятия «болезнь», правил сохранения и укрепления здоровья. Умение проводить профилактику болезней.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Понимать значимость здорового образа жизни и безопасного поведения. определять личностный смысл изучения темы.
Текущий
Уст
ный оп рос.

29
20.04

Кровь
Урок изучения нового материала
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.
Знание понятия «кровь», "кровеносные сосуды", правил при порезах.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни.
Текущий
Уст
ный оп рос.

30
27.04

Сердце.
Урок изучения нового материала
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.


Знание понятия «сердце», "мускулистый мешочек", "сжимается", "разжимается". Рассказывать о работе сердца в организме человека.
Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни.
Текущий
Уст
ный оп рос.

31
04.05

Пульс.
Урок изучения нового материала
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. практическая работа: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи.
Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Текущий
Практическая рабо
та.

32
11.05

Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека
Комби-нированный




Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены.
Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Проявлять целостный взгляд на мир во взаимосвязи объектов и явлений природы; определять личностный смысл учения.
Текущий
Уст
ный оп рос.

33
18.05

Итоговая контрольная тестовая работа
за год
Урок контро-ля знаний, умений, навыков
Выполнять
тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/непра-
вильность предложенных ответов;
адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.


Оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Умение оценивать свои достижения.
Итоговый
Тест

34
25.05

Повторение
( 1ч.) Повторение

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; поиск и выделение необходимой информации.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на текст; оценивать события.
Вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Ито
го-вый
Уст
ный оп рос.





рђ Заголовок 315