Урок русского языка по теме Развитие орфографической зоркости Урок посвящён 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.(4 класс)

Урок русского языка в 4 классе
Тема: Развитие орфографической зоркости. (Слайд 1).

Учитель Цикунова Ирина Федоровна.
Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.

Тип урока: урок-обобщение (посвящён 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне).

Цель урока: развивать орфографическую зоркость и навык грамотного письма.

Задачи:
Образовательные задачи урока:
совершенствовать умения применять правила при исправлении ошибок в тексте;
проверить умение владения видами разборов (морфологическим, синтаксическим, морфемным);
отрабатывать умение правильно писать словарные слова;
Развивающие задачи урока:
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля
и взаимоконтроля.
Воспитательные задачи урока:
расширять кругозор учащихся;
воспитывать гражданско-патриотические качества личности, уважение
к старшему поколению.

Методы и приёмы: наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: карточки, презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент. (Слайд 2).
Проснулось солнце,
Красное от сна.
На влажных почках
Искорки лучатся.
И тишина
Такая тишина,
Что слышно,
Как лучи в окно стучатся.

II. Актуализация знаний.
1. Кроссворд (Слайд 3).
- Давайте тишину на уроке нарушать только рабочим разговором, а отгадав кроссворд, узнаем, чему мы посвятим наш урок.



1











2










3

















4








5









6









Как называется раздел науки о языке, который изучает расстановку знаков препинания? (Пунктуация).
Как иначе можно назвать правописание, то есть систему правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний? (Орфография).
Как называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование).
Как иначе можно сказать: «Часть слова – это.» (Морфема).
Вспомните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Какой знак ставится после слов автора, если они стоят перед словами говорящего (Двоеточие).
Как назвать буквы, расположенные в определённом, обязательным для всех, порядке? (Алфавит).
- Прочитайте ключевое слово (ПОБЕДА).

III. Самоопределение к деятельности.
- Расскажите, что вы знаете о празднике, который отмечается 9 Мая.
- 9 Мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Они сражались за то, чтобы мы с вами жили мирно, за то, чтобы вы в красивых светлых школах получали знания.
С помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами проверим орфографические навыки и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.
( Запись в тетрадях даты проведения урока, слов «Классная работа».)
IV. Работа по теме урока.
1. Повторение. Индивидуальная работа.

Карточка №1. (Слайд 4, 5).
Списать. Сделать морфологический разбор имени прилагательного.

И вот он пришёл долгожданный, этот день 9 мая 1945 года.
Долгожданный (день) – (какой?) прилаг., долгожданный, м. р., ед. ч., И. п., определение.

Карточка №2. (Слайд 6, 7).
Списать. Найти имя существительное в творительном падеже и сделать морфологический разбор.

В суровые дни борьбы с врагом наш народ твёрдо верил в победу.
(С) врагом – (с кем?) сущ., враг, нариц., одуш., м. р., ед. ч., Т. п., 2 скл., дополнение.

Карточка №3. (Слайд 8, 9).
Списать. Сделать морфологический разбор глагола.

Земля
· от взрывов сильно дрожала.
Дрожала – (что делала?) глагол, дрожать, несов. в., ед. ч., прош. в., ж.р., сказуемое.

2. Словарная работа. (Слайд 10, 11).
З.млянка, кр.вопролитная, с.моходки, м.номёт, пул.мёт . Устно объясните пропущенную орфограмму.
Запишите слова в строчку, через запятую.
Разберите их по составу.

- Составьте предложение с одним или двумя из этих слов, наверху укажите части речи.

V. Физкульминутка. (Слайд 12).
- Предлагаю отдохнуть необычным способом. Если я назову однокоренные слова к слову победа, то вы будете приседать, если слово не является однокоренным, то останетесь стоять.

Победитель, побежали, к победе, с победой, побелили, побеждаем, побелка, побеждённый, победоносный.

- Наш народ остался непобеждённым, потому что на защиту Родины встали и стар, и млад!

VI. Закрепление изученного материала.
1. Формирование орфографической зоркости. (Слайд 13, 14).
Однажды во время войны в военкомат пришёл 8-ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!» Как вы думаете, почему?

Хачю быть разветчиком! Отправьте меня нафронт. Учится нехочю.
Песат и четат уже умею. ванька.

(Дети исправляют ошибки, называя орфограммы).

- Первоочередная ваша задача в мирное время – учёба. И сейчас выполним следующее задание.

2. Указать склонение и падеж выделенных имён существительных. (Слайд 15, 16).

Герой в бою думает не о смерти, а о победе.
Зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, погибшего в годы войны.
В Берлине стоит памятник отважному солдату.
С гордостью говорит народ о подвигах своих земляков в годы войны.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.

3. Спишите текст, исправив ошибки. (Слайд 17, 18).

После тижёлых баёв.
Давно это было, но из памяти неуходит. Стихла польба. Солдаты от дыхали набирегу рики. На их лицах лижала страшная усталость. Четыре года тижёлых баёв остались позади. На ступила тешына.
Вполной тешыне раздались звуки. Ссинего неба спустилась стайка диких уток. Они па кружили ввоздухе и сели напрозрачную гладь вады. Смотрят на них солдаты. Лихко стало насерце. Они вспомнили свой радной дом. Птичи галаса гаварили онаступлении мира назимле.

VIII. Итог урока.

В годы войны из Манского района ушло на фронт свыше 8 тысяч человек, и каждый 3-й из них не вернулся. 34 семьи потеряли по 3 и более человека.
За героизм свыше 2600 человек награждены боевыми наградами. Звания Героя Советского Союза удостоены Сапёр Николай Иванович Круглов и артиллерист Афанасий Григорьевич Черняк. Полными кавалерами ордена Славы стали Фёдор Степанович Здрестов и Иван Егорьевич Чистяков.
Имена всех занесены посмертно в «Книгу Памяти».

Наш урок будет неполным, если мы не почтим павших минутой молчания.
(Минута молчания).

IX. Рефлексия.
- Какому празднику был посвящен наш урок?
-
- Чем заинтересовал вас урок?
- Чему учились на уроке?

X. Домашнее задание.
Составьте предложения из отдельных слов, запишите. Сделайте синтаксический разбор предложения.
1. Советский, победу, над, народ, фашизм, одержал.
2. Девятого, над, мая, Красной, салют, площадью, прогремел, Победы.
3. Родина, подвигу, салютует, воинов, советских.
- Урок окончен. Спасибо за внимание.























13PAGE 15


13PAGE 14215




\ђ Заголовок 115