Образовательный материал


Проект: «Создание мини музея по русским народным сказкам»
Современные родители в связи насыщенным темпом жизни мало времени уделяют чтению своим детям художественной литературы. Ребенок больше времени находится перед экраном телевизора, рассматривая западные мультфильмы. Проблема недостатка семейного чтения привела к необходимости создания проекта, направленного на расширение одной из основных задач художественно-эстетического воспитания- приобщение к чтению. В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по развитию у детей интереса к книге и книжной иллюстрации. Формируется устойчивый интерес к книжной графике, внимательное и бережное отношение к книге, желание общаться с ней. Все вышесказанное определило тему проекта – «Создание мини музея по русским народным сказкам»
Цель:
Прививать интерес и любовь к книге и чтению
Задачи:
Знакомить с иллюстрациями художников к фольклорным произведениям, народным костюмами игрушкам, учить соотносить события, о которых рассказывается в сказке, и события, изображенные художником. Дать более глубокие знания о книге, профессиях людей, которые занимаются ее созданием.
План работы в рамках проектной деятельности «Ребенок и русская народная сказка»
мероприятия сроки исполнители
Анкетирование родителей Сентябрь Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В
Узнаем как можно больше о книге, кто делает книгу и как, из каких материалов она сделана, кто создает рисунки в книгах Октябрь Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В
Чтение русских народных сказок В течении проекта Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ Шатрашанова Е.В
Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов книг В течении проекта Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В
Просмотр видеоматериала по производству бумаги; работе издательств и т.д. ноябрь Посещение муниципальной библиотеки декабрь Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В
Организация и проведение библиотечного урока «В гостях у книжки» январь Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В
Организация и проведение библиотечного урока «В гостях у книжки» февраль Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В совместно с работниками библиотеки м-на Кангалассы Чакиной.С.Ю, и Сергиевской.ТВ
Подготовка стендового материала март Воспитатели групп МБДОУ №71
Организация художественно-творческой деятельности В течении проекта Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В
ННОД «испечём мы колобка» апрель Антонова .Е.А
ННОД «Лисичка-сестричка и серый волк» апрель Щербакова.Е.Е
Развлечение «калейдоскоп по сказкам» апрель Шатрашанова.Е.В
Театрализованное развлечение «Бобовое зёрнышко» май Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В
Оформление стенда с детскими иллюстрациями В течении поекта Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В
Презентация «Мини музей русской народной сказки» Июнь Антонова.Е.А, Щербакова.ЕЕ, Шатрашанова Е.В , родители, работники библиотеки
Участие во Всероссийском конкурсе
Интернет педсоветПо графику интернет конкурса Дети познакомятся с иллюстрациями художников к фольклорным произведениям. Научатся соотносить события, о которых рассказывается в сказке, и события, изображенные художником. Получат глубокие знания о книге, профессиях людей, которые трудятся над её созданием. Раскроются творческие способности детей. Научатся эмоционально реагировать на художественный образ. Разовьются технические умения и навыки рисования. Надеемся привлечь родителей к участию в проекте. В процессе работы по плану, дети создадут свои иллюстрации к любимым сказкам, научатся любить книгу.
Состоявшийся факт, что в наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала убывать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат - школьники не любят и не хотят читать. Как утверждают специалисты, с одной стороны телевидение побуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги. С другой стороны, ребёнок, хорошо зная содержание рассказа или сказки «по мультфильму», отказывается читать книгу. Кроме того, просмотр телепередач порождает поверхностное восприятие информации. Телевидение приучает употреблять готовые схемы поведения, готовые образы для подражания, заполняет мозг ребёнка стереотипами, подавляя развитие его собственного мнения. Книга же, напротив - даёт возможность домыслить, пофантазировать, развить мыслительный процесс. Она учит размышлять над сюжетом, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, ставить перед собой вопросы, пытаться найти на них ответы.
Кто же первым знакомит ребёнка с книгой? Как правило, ребёнок знакомится с книгой, ещё не умея читать – сказки ему рассказывают родители, бабушки и дедушки. Об отношении каждого ребёнка к доброй, художественно обогащающей его литературе, в своё время с ласковым юмором писал в одном из стихотворении Сергей Михалков:
«Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок –
Просит книжку показать».
Темп современной жизни стремителен, родители вынуждены, заботится о семейном достатке и зачастую это приводит к недостатку времени, которое они могут уделить своим чадам. Проблема недостатка семейного чтения привела коллектив нашей группы к необходимости создания проекта, направленного на решение одной из основных задач художественно – эстетического воспитания - приобщение дошкольников (желательно и их родителей) к русскому народному творчеству (сказкам).
В проекте участвовали: подготовительная группа «Солнышко», воспитатели Шербакова.Е.Еи Антонова.Е., в-дь средней группы «Скворушки» Шатрашанова.Е.В .Работники Муниципальной библиотеки м-на Кангалассы Чакина.С.Ю и Сергиевская .Т.В и молодые воспитатели МБДОУ
Проект работал в течение 10 месяцев.
Как выше было сказано, проблема недостатка семейного чтения привела коллектив нашей группы к необходимости создания проекта, направленного на решение одной из основных задач художественно – эстетического воспитания - приобщение дошкольников к книге. Мы сделали акцент на русские народные сказки, и решили совместно с воспитанниками создать мини музей русских народных сказок. Дети ещё раз прослушали сказки, проанализировали совместно с воспитателями её содержание. Размышляли над сказкой, дети научились определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность и т.д. У детей хрупкая психика, и сказки являются тем уникальным средством, которое позволяет без морального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью. То есть на примере сказки можно учить детей безопасному поведению в нашем современном мире. Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» заставляет детей задуматься о том, что привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам. Сказка «Колобок» заставляет детей задуматься о том, что нельзя терять бдительность. Также сказка «Колобок» способна нас подтолкнуть к рассмотрению наших русских традиций. Можно задаться вопросом, а что же такое колобок? Откуда взялся такой персонаж? И это привело нас к знакомству с технологией приготовления колоба (русская народная выпечка), познакомились с таким устройством, как сусеки. Можно узнать и о национальных костюмах и о русских традициях и праздниках – всё это мы черпаем из русских сказок. Как результат нашей работы мы вызвали интерес к русскому народному творчеству не только у воспитанников, но и у их родителей. Так проявили интерес и желание рассказать детям о веретене сами родители. Создали вместе с воспитанниками книгу иллюстраций русских народных. Знакомили детей с бытом и культурой на Руси.
Ещё в рамках проекта вместе с детьми вдохнули в сказку новую жизнь с помощью театрализованного действия по сказке “Петушок и бобовое зёрнышко” с использованием русских народных игр. Велась работа с родителями: провели анкетирование, старались привлечь внимание родителей к проекту стендовыми материалами, консультациями. Подготовили вместе с воспитанниками мастер-класс для родителей. Очень приятно, что родители приняли очень активное участие в проекте, проекта сдружились и родители. В результате работы нашего проекта получился маленький музей русской сказки с детскими иллюстрациями по русским народным сказкам, которым дети дорожат и гордятся, а также каждый ребёнок своими руками сделал книжку-малышку по сказке «Рукавичка». Все мероприятия, которые были запланированы в процессе работы проекта, были реализованы. Надеемся наш опыт и материал, собранный в процессе работы проекта пригодится в дальнейшей работе с детьми.