Образовательный материал

Проективная деятельность по ознакомлению деревьями ближайшем окружении с детьми старшего возраста
по теме «Здравствуй дерево»

Введение. Анализ внешней ситуации.

«Если хотите научить ребенка мыслить ведите его в природу.»
Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо,И.Г.Песталоцци,Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Взаимоотношение человека с природой- актуальный вопрос современности Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточно уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Современная концепция дошкольного воспитания(1989) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. «Среди них познавательные ценности; ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности осознает их непреложный характер.»
Чувашия- край лесов. На многие километры протянулись величавые сосновые боры, улубчиво-светлые рощи, сумречно-изумрудные ельники, могучие дубравы. В далеком прошлом лесов в республике было намного большие, чем сейчас. К сожалению, многие из них были вырублены человеком а некоторые и сейчас требуют внимательного и бережного отношение к себе.
Всем известна истина- не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем.И детям было бы гораздо интереснее на занятиях, в повседневной жизни, па прогулках, в играх...узнавать о взаимоотношениях человека с природой несколько веков назад. .. .Известно религиозное отношение древних чувашей к дереву ольхе. Когда готовили сруб для новой избы, под входной дверью клали ольховое бревно, чтобы в избу не входила порча. Жители, особенно старики, проходя мимо величавого дуба ,обращались: «Ты хозяин всех деревьев, к тебе обращаемся с мольбой-просим:помилуй нас! А когда заболевали дети наспех делали восковые свечи, сходились под этим дубом и молились. Женщины, сходящиеся из соседних деревень в какой -либо печали Прикладывали к дубу принесенные с собой холстины и унося её с собой, хранили её на исцеление. Особенно почитаемым деревом была рябина. От злых духов ветки рябины, и можжевельника татары и чуваши втыкали в щели бревен домов, привязывали к люльке ребенка ,пришивали в качестве оберега к головным уборам , одежде детей ,ошейникам коров от «сглаза».Чуваши , наделяя рябину магическим защитным свойствам, носили кресты из рябины.
Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней? Березы- символ России! Ещё в стародавние времена её называли деревом четырех дел; мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать
больных исцелять. Для врачевания использовали настой из березовых почек (при долгозаживающих ранах) ,чай, заваренный на березовом грибе-чаге(от заболеваний желудка).
Человек всегда дружил с этим деревом. Деревья ,родники были чем-то священными для сельских жителей. И детям прививались тот же трепет перед
природой, уважение к ней. Вот почему так важно и в наше время для полноценного развития личности научить ребенка понимать, ценить и любить родной край, его историю природу и культуру.
В каждом человеке природой заложен потребность заботливое отношение к окружающей среде, заинтересованность в сохранении ,в улучшении и приумножении её богаств.Однако в личном жизни забываем о своих лучших качествах и чертах, а также не стараемся развивать их. Например: ребенок вышел на улицу , он радостно бегает по зеленой траве, катается со снежной горы, наслаждается, протягивает ручонки вперед , под дождь. У него нет желание делать плохое природе, причинять боль животным и птицам. Ребенок улыбается .смеется, хохочет, все у него связано с познанием окружающей среды. Иногда мы, взрослые, глядя на радостного ребенка, не замечаем.как мы сами сорвем цветок и несем его малютке дарим ему. А он не знает ,что делать с ними. Проверьте ,покрутил, бросил. Одно теплое слово только нужно было сказать ребенку: цветок –дитя земли, его постараемся беречь». Любому человеку слово «беречь» дорого . а ребенку тем более он понравившийся предмет долго держит в руке , даже спать ложиться с ним. Ребенок –чудо природы. Из него можно сделать все . воспитывать в нем что угодно.
Именно в дошкольном возрасте. По мнению психологов и психиатров. Является таким возрастным периодом, когда активно формируется основы мировоззрения ребенка. Его отношения к себе, другим людям ,окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Земля –наш дом, а человек часть живого мира природы. В дошкольном возрасте .когда ребенок впервые приобщается к миру природы. Богатству и разнообразно её красок и форм . необходимо формировать первые
представления об экологии. Воспитывать бережное отношение и любовь к
живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Ребенок-дошкольник смотрит в большой мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес , он задает массу вопросов, основной из которых «почему».это говорит о том, что ребенок интересует не только предметная сторона , но и связи и отношения предметов и явлений большого мира . для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причины и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребенка начинается складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего его развития, но и для будущей его взрослой жизни. И ,необходимо объяснить детям, что только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет всем людям сохранять нашу планету красивой и уютной. Из всего вышесказанного можно сделать следующее заключение, что «Проективная деятельность с детьми по ознакомлению деревьев ближайшего окружения старшего возраста» на сегодняшний день является самой актуальной.
Цель этого проекта – по федеральному государственному образовательному стандарту– создать условия , необходимые для формирования у детей элементов экологического сознания и формирование осознанно правильного отношения к природе. Для выполнения основной цели проекта необходимо изучить необходимую методико-педагогическую литературу по данной проблеме. Предусмотреть использование форм и методов. Обеспечивающих активную позицию ребенка, использование форм и методов ,вызывающих развитие эмоций чувство детей, способствующих проявлению гуманного отношение к природе. Использование трудового воспитание, проведение диагностики.

Древо проблем

Все проблемы
Самая важная проблема
Проблема по приотетом
Привлечь специалистов

Надо развивать интерес к деревьям через исследовательскую деятельность
Пополнения уголка природы плодами ,семенами деревьев
Разработать систему работы по интересам к исследовательской деятельности
Требуется помощь старшего воспитателя

Повышение познавательной активности ,,способности анализировать,
Сравнивать, квалифицировать.

Пополнение уголка природы.
Привлечь родителей

Создать условия для исследовательской деятельности

Создать условия


Нет систем работ по развитию интереса исследовательской
деятельности

Развитие интереса к уголкам природы через исследовательскую
деятельность





Анализ внутренней ситуаций.
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветущего дерева, цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно сломать ветку деревьев. Раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения предполагает:
воспитание гуманное отношение к природе( нравственное воспитание)
развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, желание сохранить её)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными , по охране и защите природы.
Важнейшими условием успешной реализации экологического воспитания является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют природоохранной деятельности.
Ведущей цели Программы создание благоприятных условий для полноценного проживания дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям, подготовка к жизни в современном обществе . к обучению в школе . обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в детском саду.
Методический кабинет детского сада снабжен: методической литературой, рекомендациями, конспектами сценариями, материалами освещающими опыт работы педагогов. Так
же имеются детская литература об воспитании любви к природе, в частности любви к дереву.
Для формирование представление о дереве проводятся занятий по познавательному развитию, изобразительной деятельности
музыкальному воспитанию, в кружковых занятиях. Знание закрепляется в играх, соревнованиях, конкурсах.
Важным моментом является и слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми, самочтение рассказов , вопросы к тексту, пересказ детей , беседа о прочитанном- все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Особое внимание следует уделить такой формы работы, как занятие комплексного, обобщающего и углубляющее-позновательного типа, на которых у детей формируется обобщенные представления о явлениях природы , понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. Еще хочется отметить, что проводим такие занятия, как интегрированные.это на одном занятии решается две программные содержания.
Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения , правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности –это показать степени экологической воспитанности и экологической культуры .
Важную роль проводимой с детьми работы заключается еще в том , чтобы пробудить в них инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки , проявлять осознанную заботу о живые существах , с которым они вступают в контакт.
Критериям и условности экологического воспитания признается не только глубина и прочность знаний о природе, о взаимодействии человека с природой , но и потребность действия и реальной вклад ребенка в улучшении состояния окружающей природной среды.
Поэтому столь необходима и важна практическая, экологически ориентированная деятельность детей ( труд на огороде, в цветнике, уголке природы, в комнате природы).При этом особое внимание детей нужно обратить на то , что и как они сделали (система трудовых действий, весь трудовой процесс и его результат , как хорошо, например , стало растению и поэтому оно растет и продолжает правильно развиваться при её дальнейшем уходе.
На территории детского сада растут фруктовые деревья. Фруктовый сад приобретает в настоящее время большое эстетическое, познавательное и природоохранное значение: дети могут любоваться плодовыми деревьями в разное время года, сравнивать их с другими посадками, наблюдать, как кормятся на них птицы, использовать плоды для кормления животных. По периметру забора внутри и снаружи посажены лиственные деревья, кустарники, которые создают зеленый щит, защищающий внутренне пространство от пыли, шума, сильного ветра. Иначе говоря зеленый щит из деревьев и кустарников позволит создать территорию с особым -улучшенным микроклиматом , то есть хорошую среду для пребывания детей в детском саду. Во время прогулки проводятся игры - занятия по применению знаний.
Особое внимание я уделяю по ознакомлению детей с деревьями , которые растут рядом с нами. С целью выявление представлений детей об этих деревьев, их отношение к ними провела беседу, наблюдения. В процессе обсуждения направляла мысли детей в нужное русло, по ходу беседы обобщала сказанное, сравнивала разные точки зрения. Дети с интересом рассказывали об деревьях, которые знали , видели. Особое внимание уделяли их красоту, сходство. По окончании обсуждений я сделала выводы.
Как показали наши опросы, они неплохо знают деревья ,но знают они, которые растут вне садика. А ведь экологическое воспитание должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребята сталкиваются в повседневной жизни, в том числе и процессе обучения будет неэффективным без эмоционального восприятие деревьев. А этого не случится , если изучить природу по картинам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Реализация данного проекта в нашем дошкольном учреждении я думаю можно осуществить. Но в первую очередь нужно обсудить с руководством детского сада, затем обсудить организационные и материальные проблемы. Если все эти вопросы, проблемы мы можем решить тут нужно будет призвать родителей, и сам педагогический персонал то можно уверенностью сказать , что дети в нашем детском саду могут достичь высокого уровня экологического воспитания, развития .Они станут не только помощниками взрослых в деле охраны природы , но и активными её защитниками, проявлять самостоятельность в решении возникающих проблем.

Проблема курсового проекта.
Какова модель работы с детьми по бережным отношениям растительного мира?
Цель курсового проекта. Разработать систему работу с детьми.
Задача курсового проекта.

·1 .Изучить педагогическую литературу по избранной теме.
2.Разработать содержание работы с детьми различных видов деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, физической).
3.Подобрать диагностический материал.

Ожидаемые результаты.
1. Вызвать желание детей поддерживать, уберечь, защитить частичку природы, помочь осознать такие категории (как доброта, милосердие, любовь к ближнему.)
2. Помочь ребенку сформировать основы активной жизненной позиции: сознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.
3. Воспитывать умение сопереживать всему живому.





Этапы реализации проекта Основные направления работы

Создание условий
Повышение педагогического мастерства
Взаимосвязь работы воспитателя с родителями

Уголок природы в д\с, календарь природы
Изучение педагогической литературы
Консультации общие, групповые, индивидуальные

Огород, цветник
Курсы повышения квалификации
Родительские собрания, открытые занятия

Уголок леса
Педсоветы, семинары, консультации
Совместные праздники, коллективные походы в рощу

Естественный природный уголок дикорастущ. растениями
самообразование
Анкетирование, участие родителей в совместных субботниках

Создание интерьера в группе
конкурсы
Выпуск тематических стенгазет



Обогащение развивающей предметной среды.

Для реализации проекта необходима развивающая предметная среда ,связанной с экологизацией как воспитательно-образовательного процесса, так и всех режимных моментов. Взять любой режимный момент, будь то игровая деятельность или музыкальная , каждая из них оказывает на ребенка какое-то влияние на его отношение к природе, к её красоте, к её многообразии.
В группе , где я работаю имеется уголок природы: здесь собран наглядный материал который регулярно пополняется и обновляются. Имеются также картины с изображением различных природных зон, времен года, труда человека в природе, домашних и диких животных.
Данный материал включает себе различные дидактические игры, атрибуты для сюжетно- ролевой игры ,альбомы «Времена года», «Животные», «Птицы», и другие , В коробках находятся листья разных деревьев , игры : покупные и сделанные руками воспитателей, также имеются комнатные цветы. Я работаю с детьми подготовительной группы. Для формирование у детей бережного отношение к родной природе имеют и календарь природы. Здесь дети прослеживают различные изменение растений, животных, явлений неживой природы , а также условия, при которых эти изменение произошли. Ведение календарей развивает наблюдательность детей , совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного. В сентябре-ноябре- это знакомство с недельной методикой наблюдений за сезонными явлениями природы, в конце зимы, начале весны -это выращивание огорода на окне, цветочной рассады и ведение календаря наблюдений за растущими растениями.
Для успешной работы с детьми в нашей группе созданы необходимые условия по реализации данного проекта «Здравствуй дерево».
- наглядные пособия
-детская художественная литература
-методическая литература
-альбомы «Времена года», «Деревья в нашем лесу»
-дидактические настольные игры
-ребусы, кроссворды на тему «Дерево».
Для повышение интереса детей к обучению проекта «Здравствуй дерево»,я считаю , что нужно изготовить панно «Дерево и все вокруг него «(посезонное заполнение панно в течение года ,по мере усвоение детьми определенных знаний.
Изготовить альбом «Что нужно нашему дереву ?» -рисунки детей. Составить рассказы о деревьях. Коллекционировать листья и плоды деревьев.
Ремонт старых книг -знание детей о бумагах , что бумагу делают из древесины , значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи , тем больше деревьев остаются
в лесах.
Сбор макулатуры.
Викторина «Знатоки растений.»
Работа с детьми ведется в тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами. На занятиях познавательного цикла воспитателям дается необходимый объем знаний . Эти знания используются в музыкальной деятельности, в кружковых работах, затем эти знания дополняются и закрепляются В нашем МБОУ работает консультативный пункт , где воспитатели могут получить необходимые знание, решаются проблемы достижения наилучшего результата в работе с детьми. Один раз в квартал проводиться педагогический совет, где воспитатели могут поделиться успехами детей , намечать новые формы работы.

Работа с родителями.
Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологического воспитание у детей дошкольного возраста. Родители должны вполне осознавать , что без ознакомления
детей с жизнью природы невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка. Они, также как и воспитатели , должны продолжать работу по формированию у детей нравственно-эстетических норм и правил экологически грамотного поведения в природе. Особенно ценны в экологическом воспитании в семье выходы , прогулки на природу .совместные субботники имеют большую воспитательную ценность. Родители могут беседовать с детьми на разны тему защиты всего живого на земле. Показывать растения и животных , занесенных в «Красную книгу», учить детей беречь и защищать их. Родители ,так и воспитатели, должны продолжать работу по. формированию у детей нравственно- эстетических норм и правил экологически грамотно поведения в природе.
Таким образом родители могут внести существенный вклад по реализацию проекта.
Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители действовать по единому плану , выполнять общие задачи , помогать друг другу. Организовать такую работу с родителями , чтобы они не были наблюдателями, а были непосредственными участниками педагогического процесса ДОУ.
Опыт работы показывает , что многие родители по собственной инициативе подключаются к работе с детьми : помогают выбрать дерево ухаживают за ним , оформлять альбомы о временах года , сажают деревья , кустарники , рассказывают о деревьях, которые сами когда-то посадил! . Многие взрослые с удивлением обнаружат , что деревья это интересный объект для наблюдений и для развития ребенка.

Подводя итоги работы , хочется отметить, что проводилась проективная деятельность с детьми старшего возраста не зря. Наблюдая за растениями, за деревьями и животными , работая в цветнике, дети стали замечать то , на что раньше даже не обращали внимание. Теперь они внимательно относятся к растениям, цветам, видят их красоту.
Так в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость , развивать детскую пытливость, любознательность, интерес , любовь к родной природе, желание заботься о ней.
Многие дети я знаю не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники , но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающее.
Вместе с тем об устойчивости проявления осознанно-правильного отношения к родной природе можно будет говорить тогда, когда большая работа по экологическому образованию будет продолжаться в начальной школе на основе преемственности образовательных программ педагогических технологий .












Методы и приёмы диагностики.

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилась на основе коммуникативного подхода к детям.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
Диагностика проводилось по следующим направлениям:
Отношение к растительному миру
Знания и представления о деревьев растущие вокруг детского сада.
Поведение в природе
Выражение эмпатического отношения к природе через творчество.

Для анализа полученных данных использовала таблицу. Знания детей оценивались по уровням.
Высокий уровень (3 балла).
1.Проявляет познавательный интерес к объектам природы ,деревьями, любознательность, желание общаться с природой, природными явлениями. Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.
2.Знания носят обобщённый, системный характер: ребёнок не только называет название дерева, но и даёт характеристику существенных признаки, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; объясняет, что благополучие растений зависит от удовлетворения их потребностей; владеет информацией о способах избегания растениями неблагоприятных условий, особенностях их взаимодействия с человеком.
3. Имеет навыки экологически безопасного поведения, может прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде, пытается ограничить свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей среде. 4.Умеет выразить своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку.
Средний уровень (2 балла).
1.Проявляет незначительный познавательный интерес к объектам природы, желание общаться с природой, природными явлениями зависит от настроения ребёнка. Понимает, но не обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.
2.Имеется определённый объём знаний о потребностях и образе жизни деревьев; делаются попытки объяснить их признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь с человеком и средой; системность и обобщённость знаний прослеживается слабо. Ребёнок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяя в них существенное, используя подсказку воспитателя.
3.Имеет не достаточно навыков экологически безопасного поведения , затрудняется в прогнозировании некоторых последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
4.Пытается выразить своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку.

Низкий уровень (1 балл).
1.Не проявляет познавательный интерес к объектам природы, у ребёнка нет желания общаться с природой, природными явлениями. Не обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы.
2.Ребёнок имеет небольшие по объёму, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов даёт неполный ответ, перечисляя отдельные признаки деревьев, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
3.Не имеет навыков экологически безопасного поведения, затрудняется в прогнозировании некоторых последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
4.Выражает своё отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку с помощью взрос

Таблица Диагностика экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Имя, фамилия ребёнка
Отношение к растительному миру: дерево

Знания и представления о растительном мире , о дереве
Поведение в природе


Выражение отношения к природе через творчество

Итог


1
2
3
4













































Диагностика практических умений.
Полив.
1. Создание желание :
Три варианта :
-Познавательная мотивация :хочешь полить , чтобы полить, чтобы узнать, как они будут чувствовать, Если ребенок соглашается, идем дальше.
-Если у ребенка не появилось желание , используем практическое приглашение к деятельности, Поливаю, хочешь помочь мне?,
-Если ребенок снова не соглашается , то используем игровой персонаж, мишка не умеет ему надо помочь.
2. Задание детям . Выбор растения.
-подбери растение которое нужно полить (задаем вопрос: «как ты узнал, что растение хочет пить?)
3. Выбор средства труда.(лейка и ведро с водой).Вопрос «Почему нельзя брать воду из-под крана?).
4. Мера полива. Правильный полив- постепенно. Неправильный полив -сверху и под корень . Вопрос «Как ты узнал что полив закончен?)
5.Единство цели и мотива. Вопрос «Что ты хотел сделать?
Отмечается :достигли или нет результата,
количество ошибок
.
Ответы и действия фиксируется в таблице:

Ф.И.
Мера полива
Принятие
цели
Выбор
растений
Выбор
средств
труда
Трудовые
действие
Анализ



Как узнал?
+ или-
Какая мотивация
Познавательная
Практическая
Игровая


Правильно +
Неправильно-
Почему?
(записываем речь детей)

Правильно
Неправильно-
Процесс
полива




Уровни развития практических умений и отношений:
Полив:
Низкий :не достигают результатов, допускают много ошибок, неправильно выбирают предметы, неправильно обосновывают несущественные признаки, неправильно выбирают воду для полива, неправильные трудовые действия, не знают меры полива.

Средний: достигают результаты с помощью взрослого, неправильно выбирают воду или не знают меры полива.

Высокий: достигают результаты самостоятельно и качественно



















Список использованной литературы

1.Закон Российской Федерации «Об Образовании».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666г. « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
3. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Методическое пособие . М.Мозайка –Синтез 2005-2010
5. Соломенникова О.А. Занятие по формированию элементарных экологических представлений в старший группах детского сада . Конспект занятий М.Мозайка-Синтез .2009-2010
6. Дыбина О.Б, Ребенок и окружающий мир. Методическое пособие .М.Москва-Синтез 2005-2010.
7. «Дошкольное воспитание» №4 2010
8. «Дошкольное воспитание» №5 2010
9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. –М .,1995.
10 Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста.-М,.1998.
11. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждений /сост. А.М.Федотова .-Пермь,1990.