Дворец культуры Тракторозаводского района города Волгограда

Введение.
Любовь к родине начинается с уважения к месту, где ты живешь, именно это является стержнем патриотизма, который помогает нам формировать новое отечество и новую Россию.
 Семья, отечество, ручей или даже морю - каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле для нас. Мой родной край - мой дом, моё начало малой родины. 
        Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.        
Цель исследовательской работы - показать судьбу основного культурного центра Тракторного завода и роль ДК в судьбах людей разных поколений.
Задачи:
-  узнать, кто является автором проекта Дворца культуры ВГТЗ;
- познакомиться с особенностями строительства Дворца культуры до войны и в послевоенное время;
- собрать сведения о кружках, секциях и т. д., которые работали в ДК;
- узнать о роли Дворца в судьбах людей.
Актуальность выбранной темы: выбор темы исследовательской работы вызван личным интересом к истории поселка Нижний, который является малой родиной всей моей семьи.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение исторического материала, литературы, документов позволит развить интерес к истории своей малой родине и больше узнать об архитектурном памятнике нашего района.
Объектом исследования является история создания, становления и развития ДК ВГТЗ.
Предметом исследования является изучение материалов, документов, воспоминаний о Дворце культуры ВГТЗ г. Волгограда.
В ходе исследования были применены следующие методы:
- эмпирические – сбор информации в результате опроса, работа с дополнительной литературой.
- теоретические – анализ, сопоставление фактов.
При написании работы были использованы следующие материалы:
изучена литература по архитектуре, но так как её оказалось недостаточно поэтому обратилась к материалам Интернет-ресурсов, встречалась с жителями поселка, пыталась попасть в музей ВГТЗ, проводила устный опрос жителей города и анкетирование сверстников и одноклассников.
Первенец советского тракторостроения. Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1980.
Коллектив автора рассказывает об истории возникновения и становления первого в нашей стране тракторного завода. Приведено большое количество документов, фотографии показывающих работу и обыденную жизнь заводчан.
Историко-краеведческие записки. Выпуск V. Волгоград, 1997 г. Стр. 29, статья « Рождение тракторного гиганта», автор Н. И. Першин.
В этой статье авторы рассказывают об основных направлениях в строительстве тракторного завода. Они показывают какие большие средства затрачивались на строительстве завода, какие трудности испытывали при создании производства.
Газета « Сталинградская Правда» № 19 от 24.01.1936 г., Сталинград, 1936 г., статья « Детский клуб на Тракторном».
В статье рассказывается об открытии детского клуба, и какие кружки и секции открывались в нем.
Индустриализация Нижнего Поволжья (1926 – 1941 г.), документы и материалы. Нижне - Волжское книжное издательство, Волгоград, 1984 г.
Сборник документов и материалов по индустриализации Нижнего Поволжья, указаны основные направления и показатели при осуществлении плана индустриализации.
Газета « Сталинградская Правда» № 285 от 11.12.1935 г., Сталинград, 1935 г., статья «Детский клуб на Тракторном».
В статье говориться о том, как развивается детское движение в рабочем посёлке тракторостроителей.
Детали и люди. ОГИЗ государственное издательство истории заводов, редактор Е. Александров, 1993 г.
В сборнике говорится о том, как строился завод и изменялись люди, которые принимали участие в его создании. Говорится о традициях, нравах, обычаях и быте первых тракторостроителей.
Люди Сталинградского тракторного. Ответственный редактор Л. Мехлис. ОГИЗ государственное издательство истории заводов, 1933 г. Воспоминания очевидцев.
В воспоминаниях рассказывается о тех людях, которые строили первый в нашей стране тракторный завод, о том с каким энтузиазмом и упорством они создавали новое производство.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
И. Г. Долгачёв. Язык земли родного края. Нижне - Волжское издательство, Волгоград, 1986 г.
В книге рассматриваются проблемы социально – экономические развития нашего края. Большое внимание уделяется развитию топонимики. Автор живо интересно и во многом по-новому рассматривает историю нашего края.




Глава I. Рождение ДК ВГТЗ
В 1935 году был разработан проект реконструкции Нижнего поселка расположенного за Тракторным заводом Сталинграда, в котором было предусмотрено расположение на его территории Дворца культуры и парка.
Здание Дворца было спроектировано советским архитектором членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР Я.А. Корнфельдом.
Яков Абрамович Корнфельд родился 12 (23) февраля 1886 в г. Бердичев, а умер 4 июня 1962 в г. Москва, архитектор. Получил образование в Высших государственных художественно-технических мастерских в 1924 г. Занимался проектированием зданий культурно - массового назначения.
В 20-е гг. работал в стилистике конструктивизма, стал одним из основателей Объединения современных архитекторов (1925 г).
В архитектуре конструктивизма построены здание ДК им. Горбунова (Москва, 1930 г) и клуба строителей (Свердловск, 1929–1933 г). В Челябинске по проекту Корнфельда в соавторстве с Т. Г. Заикиным построен [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]в 1937г на 600 мест – первый в стране 2-зальный кинотеатр, декоративное оформление которого выполнено в стилистике постконструктивизма.
Среди наиболее значимых работ Корнфельда конкурсный проект здания Дома промышленности в Свердловске в 1930 г. в соавторстве с И. Ф. Милинис и А. И. Афанасьевым, зданий Дворца культуры тракторного завода, Дворца культуры имени Ленина завода Красный Октябрь в Волгограде и др.
Начало строительства Дворца относится к довоенному времени, примерно 1938 1939 гг. Место для строительства было выбрано на берегу Волги, от ДК к реке шел парк с качелями, танцевальной площадкой, цветочными клумбами и т. д. Интересен вопрос о том, кто руководил строительством ДК. Сведений об этом очень мало, но исходя из материалов сайта делаем следующий вывод: в 1935- 1936 г. проектированием планировки Сталинграда (до передачи этих работ Гипрогору) занимался А.Дворин. В 1938-1940 г. в архитектурно-планировочной мастерской АПУ горисполкома А. Дворин руководит работами и участвует в выполнении проекта центральной набережной Сталинграда, занимается работами по планировке кварталов индивидуального строительства в Тракторозаводском районе. Перед Сталинградской битвой А. Дворин уезжает в г. Новосибирск: в сентябре 1942 г – он главный городской архитектор Новосибирска, в 1944 - 1951 гг. - начальник отдела по делам архитектуры – главный городской архитектор Новосибирска. С сентября 1951 до выхода на пенсию в 1957 г. работает заместителем начальника Управления – главного городского архитектора г. Минска. Из этого можно сделать вывод, что он принимал участие в разработке и реализации проекта строительства ДК.
Первоначальное назначение здание  -  база  для учреждений культуры, он сразу создавалось не как приземленный Дом культуры, а именно Дворец. Он и выглядел как настоящий Дворец. Высоченный и в то же время воздушный, с мощной колоннадой, изящным статуями по периметру крыши. Статуи изображали рабочих и работниц, которые выглядели как классические герои. До войны были возведены стены Дворца, не успели возвести крышу. Во время войны в здании ДК и вокруг шли ожесточенные бои, это место боёв 159-й ударной группы войск 66-й армии, здесь вели сражение 116 и 112стрелковые дивизии. Места эти подвергались ожесточенной бомбардировке и артобстрелам, вся земля была перепахана воронками. Здание ДК очень сильно пострадало. Перед жителями Сталинграда стала задача восстановления. Началось второе строительство Дворца культуры. Вновь встал вопрос о руководителе стройки. Сразу после завершения Сталинградской битвы, в апреле 1943 г., временно (на один месяц), исполняющим обязанности главного городского архитектора работал инженер Сиренко Борис Александрович, который внес большой вклад в проектирование и строительство Сталинграда. В 1928-1929 гг. он работал зав. геодезическим отделом Сталинградского тракторного завода, в 1929-1935 гг. – инженером строительного отдела УНКВД по Сталинградской области, в 1935-1956 гг. он – инженер-проектировщик, руководитель группы, главный инженер мастерской в Сталинградских проектных конторах (Облпроекттрест, 3 архитектурно-планировочная мастерская АПУ, архитектурно-планировочная мастерская, Сталинградгорпроект). В середине 1942 года он был призван в Красную Армию и назначен инженером штаба МПВО, с сентября 1945 г. – главным инженером АПМ. Награжден медалями «За оборону Сталинграда» и «За трудовое отличие». Исходя из данного материала, можно сделать вывод, что он занимался возрождением-строительством ДК.
По словам Рауткина А.Н., старожила поселка Нижний, сразу после окончания боёв на восстановление и строительство домов и ДК были привезены пленные немецкие солдаты. Жили они в деревянных бараках, палатках, которые располагались на том месте, где сейчас находится педагогический лицей № 4. Жители поселка вспоминают, как они ещё детьми бегали смотреть на пленных немцев и меняли у них очки, портсигары, ножи на еду: свёклу, морковку, арбузы, картофель.
Перед строителями стояла задача не только восстановить разрушенное, но и заново отстроить помещения и залы. На строительство пришли каменщики, плотники, плиточники и т. д. Все были полны энтузиазма и желания как можно быстрее восстановить ДК. Среди молодых строителей выделялся красотой атлетического сложения молодой человек это был Петрович Владимир Казимирович, именно он стал моделью для художников, когда они оформляли центральный зал и потолок над сценой.
Еще до окончания строительства Владимир Казимирович перешел работать в 4 школу поселка Нижний учителем трудового обучения, тогда в его трудовой книжке была сделана первая запись о начале педагогической деятельности, последняя запись тоже сделана в 4 школе, когда он ушел на пенсию. В.К.Петрович свою жизнь связал с поселком Нижний, здесь он жил до 1963 года, работал в школе учителем трудового обучения, завучем по технологии, опять учителем трудового обучения, а после ухода на пенсию рабочим по ремонту здания в этой же школе. Мальчишки, которые занимались у него на уроках, даже став взрослыми, говорили, что молоток правильно держать их научил Владимир Казимирович. О Петровиче Владимире Казимировиче узнала из беседы с пенсионеркой, бывшим завучем СШ №4 и родственницей Петровича В.К. – Губа Людмилой Ивановной. Восстановление и строительство Дворца были закончены в 1952 году.
С 50-х гг. и по 2007 г.  ДК был центром культурной жизни Тракторозаводского район и города Волгограда (со стороны реки Волги фасад здания напоминает фасад Белого дома в Вашингтоне, США). В здании ДК располагался конференц-центр,  концертный зал на 1000 мест с выездной сценой, кинозал, банкетный зал-ресторан, зал бара со сценой,  в здании общей площадью 2 тыс. кв.м также находились различные спортивные детские секции и секции юного творчества, рядом со зданием находилась спортивная площадка-стадион Первоначальное назначение здание  -  база  для учреждений культуры.
После открытия начали работать кружки и секции. Все помещения Дворца делились на две части: клубную и театральную. В театральной было много кружков художественной самодеятельности (хоры, ансамбли, театры – детский и взрослый), были места для проведения, как сейчас говорят, корпоративов, концертов, танцев.
В клубной части были детская и взрослая библиотеки, читальный зал, много разнообразных кружков по интересам, большой спортзал. Где проводились секции по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, зал борьбы, секция велоспорта, тир; в клубной части имелся большой кинозал. В нем по вечерам показывали новинки советского кинематографа, а до вечернего сеанса дети бегали смотреть детские фильмы.
На первом этаже Дворца находилась раздевалка, зрительный зал (большой и маленький), музей, тренажерный зал, спуск в сауну, огромное фойе и две лестницы на второй этаж.
Внутри стены дворца были отделаны мраморной плиткой, а пол на первом этаже - мраморной крошкой, окна украшали красивые гардины, подоконники тоже были из мрамора. На втором этаже пол был паркетный, его часто натирали специальной мастикой, по большим праздникам там устраивали танцы.
Самым главным украшением Дворца был центральный театральный зал, по форме он напоминал греческий амфитеатр, в зале имелся балкон, кресла были отделаны красным бархатом, между рядами по паркетному полу расстилались ковровые дорожки.
По воспоминаниям жителей самым интересным праздником, который проводился в ДК был праздник Нового года. Костюмы сказочных героев, сценарий праздниками были необычны и очень красивы, а уж новогодняя елка блистала разнообразием игрушек и других украшений. Все школы Тракторозаводского района на новогодние праздники ездили и приходили на Нижний поселок.
ДК был местом выступления многих знаменитых певцов. Жители поселка вспоминают как на выступления Юрия Богатикова, Иосифа Кобзона, Николая Рыбникова, Аллы Ларионовой, Леонида Утёсова, Вольфа Мессинга
приезжали жители города и области, удивляясь красоте Дворца и порядку на поселке Нижний.
Жители посёлка и сегодня с восторгом и гордостью вспоминают те времена, мечтают о возрождении жизни не только во Дворце и посёлке, но и на самом заводе, ведь своим рождением, становлением и развитием ДК был обязан Тракторному заводу.






















Глава II. Люди и ДК.
Дворец Культуры тракторного завода был центром досуга не только населения района, но и города. Можно рассказать о деятельности многих кружков и секций, но выбран народный хор русской песни «Волжские зори», так как с ним связаны имена интересных и выдающихся людей нашего города: Марина Агашина, Григорий Пономаренко, Екатерина Шаврина
Хор был создан в 1952 году и руководил им Петр Иванович Чумаков. Участниками хора являлись рабочие и работницы ВГТЗ, жители района, но в первую очередь те, кто любил русские народные песни. С радостью и восхищением слушали выступления самодеятельных артистов жители района, города и области. А какие артистические костюмы были у участников хора!
В 1963 году народный хор знаменитого Волгоградского тракторного завода возглавил Пономаренко Григорий Федорович и задержался здесь, на берегу Волги, на десять лет. По воспоминаниям Ермак Валентины Георгиевны (участница хора, поет и сегодня в хоре, пригласили руководить хором Григория Федоровича по предложению Семенова Валентина Александровича (директора ВГТЗ), в это время композитор руководил Волжским государственным хором в г. Куйбышево. С предложением к нему отправилась Воробьева Лидия Матвеевна заведующая культурно-массовым сектором в завкоме, предложение было принято и Г.Ф.Пономаренко приехал в наш город. О хоре он был уже наслышан и сразу же начал работать, с 16 февраля 1963 года по апрель 1964 года, по словам Ермак В.Г. у хора было 2 отделения с выступлениями и сшито два комплекта концертных костюмов. По воспоминаниям другой участницы хора Зверевой Лидии Тимофеевны, все участницы хора были голосистыми и молодыми, в среднем им было по 18 – 20 лет. Пономаренко Г.Ф. учил их не только петь, но и как привлечь зрителя, как правильно выйти на сцену и уйти с неё.
В 1964 г. хору «Волжские зори» было присвоено звание «народный».
Для всей России открыл Пономаренко имя волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной, их песни о России и о любви «Что было, то было», «Растет в Волгограде березка», «А где мне взять такую песню?», «Подари мне платок», «Я об этом не жалею», «Метелица» запела вся страна, весь народ.
Одной из самых знаменитых участниц народного хора была Екатерина Шаврина. В Волгоград она приехала из Москвы в 1964 году, проживала на улице Ушакова дом 10 квартира 46. Екатерина Шаврина, по воспоминаниям участниц хора, была музой Пономаренко Г.Ф., именно ей он посвятил свои самые лучшие песни, написанные в Волгограде. Е. Шаврина своим становлением в столице обязана Людмиле Георгиевне Зыкиной, которая взяла ее за руку и повела учиться в музыкальное училище, а успеху молодой певицы на большой эстраде способствовал композитор Григорий Федорович Пономаренко. "Это был удивительный человек, я ему очень многим обязана", - говорит Е.Шаврина. Г.Ф.Пономаренко написал первые песни певицы - "Нарьян-Мар", "Колокольчик" и "Тополя", впервые вывел ее на сцену, просто открыл ее. В 1972 году переехал на Кубань, а хор возглавил Витюнин Владимир Ильич, ныне руководитель хора в муниципальном дворце культуры ТЗР, а после него Коврин – Полтавский П.А.
Вот как вспоминают о культурной жизни ДК жители посёлка:
«С 1964 по 1970 годы жила на Нижнем посёлке по улице Тракторостроителей. ДК Тракторного завода был местом нашего отдыха, наряду с Волгой, где работала переправа на левый берег. Во Дворце культуры тогда работали не только самодеятельные коллективы, но часто приезжали профессиональные артисты театра, кино и эстрады из столицы и других городов, а также симфонические оркестры. Со своим концертом выступал молодой Кобзон. Семья Рауткиных вспоминает, что на концерт этого молодого, но уже полюбившегося зрителю певца, зрители шли толпами, с цветами, а самое главное в восторженном состоянии от ожидания встречи с талантливым человеком.
Очень жаль, что все достижения социализма и культурные ценности меняются на валюты и прибыль.» Вот воспоминания бывших и нынешних жителей поселка: Тамара, пенсионерка « А я жила на Нижнем с 1971-1975 гг. на улице Ушакова. Мама работала воспитателем дет. сада, а вечером ходила в этот самый дворец на хор. На праздники они пели на сцене и я разглядывала тот самый потолок. Боже, как же там было красиво. Жалею, что сейчас всё в таком ужасе».
«А я вырос на этом поселке, жил на улице Ушакова 4. Около ДК летом всегда были танцы. Как правило, собирался народ почти со всех районов города. Дворец был лучшим во всем Сталинграде. Может быть, со временем, власть обратит внимание на это историческое и уникальное здание и место».
Хор «Волжские зори» много выступал, о нем писали газеты. У участницы хора Зверевой Л.Т. сохранилась вырезка из газеты «Волгоградская правда от 23 ноября 1979 года, заметка называется «Заслуженная популярность» Вот отрывок из неё:
« Более двадцати коллективов художественной самодеятельности работает во Дворце культуры ВГТЗ. Огромной популярностью у жителей города и области пользуются танцевальный ансамбль «Заря», вокальный ансамбль «Современная песня», хоровая капелла, вокально-инструментальный ансамбль «Звуки», хор русской песни и многие другие»
Самодеятельные артисты очень часто выступали с концертной программой в цехах и общежитиях тракторного завода, перед тружениками сельского хозяйства Волгоградской области. Особенно большую концертную программу они подготовили к 50-летию завода.
Судьба ДК и судьбы людей оказались тесно связанны. Как не горько об этом говорить, но с потерей значимости Дворца Культуры ВГТЗ в культурной жизни района и города был утерян и народный хор русской песни, хотя многие из его участников по-прежнему поют, а вот такого хора как раньше уже нет.



























Глава III. ДК сегодня
Мы теряем не объекты культурного наследия, мы теряем свое прошлое и  идем в пустое будущее ...
Очень жаль, что разрушается и уходит в небытие прекраснейший памятник социалистической архитектуры, жаль, что в городе нет средств на его ремонт и восстановление. А ведь это здание, его помещения могли бы многое изменить в культурном просвещении не только жителей поселка, но и всего Волгограда! Приезжали же когда-то из центра города отдохнуть на берегу Волги, послушать единственный у нас джазовый оркестр, спрыгнуть с вышки в реку, поиграть в шахматы в шахматном клубе
Ныне территория Дворца и само его помещение находятся в удручающем состоянии: внешние стены изрисованы подрастающим поколением, стекла во многих окнах разбиты и закрыты фанерой, некогда величественные ступени разрушены, памятник воинам Сталинградской битвы куда-то исчез, парк зарос травой и деревьями, садовые дорожки почти исчезли. Долго искали знаменитую решетку парка с изображением трактора, нашли в удручающем состоянии. «Лихие» 90- е прошлись по парку очень жестоко
Жители поселка вспоминают парадную лестницу к Волге, они говорят, что ступени были широкими и удобными, а перила окружавшие ее были украшены решеткой с изображением трактора, там и был обнаружен остаток этой некогда знаменитой решетки. ( см. Приложение № )
Еще большие разрушения можно увидеть внутри помещения – огромные пальмы, некогда украшавшие фойе куда-то исчезли. Сторожа, которые еще остались в ДК, ничего вразумительного сказать по этому поводу не могут, говорят только, что пальмы замерзли еще в первую зиму, когда Дворец отключили от отопления; книги из библиотеки раздали по библиотекам ТЗР; музей истории Сталинградского тракторного перенесли на территорию завода и теперь попасть в него целая проблема; паркетный пол вздыбился и во многих местах просто исчез; в центральный зал не пустили, сказали, что там опасно (см. Приложение № )
Главную причину разрушения ДК вижу:
во-первых, в равнодушном отношении Администрации города, района, в пассивности самих жителей поселка и молодого поколения,
во-вторых, в отсутствии реальных собственников по сохранению памятника архитектуры,
в-третьих, в молчаливом согласии Администрации города и района на его уничтожение
Все вместе эти причины ведут к утрате уникального здания  построенного в 1953 году.
В городе есть организации и люди неравнодушные к судьбе ДК. Хочу привести выдержки из письма «Альянса зеленых и социал-демократов», которые написали письмо президенту России Владимиру Путину. В нем они выступили с предложением создать в регионе независимую комиссию по сохранению памятников истории и объектов культурного наследия. В частности, общественники попросили главу государства сохранить Дом культуры ВГТЗ, но ответа на своё письмо они так и не получили
Своим вкладом в попытки сохранить Дворец считаю эту исследовательскую работу, она помогла привлечь внимание сверстников и жителей поселка к судьбе исторического архитектурного памятника. Надеюсь, что в скором времени о нем вспомнят «власть держащие» и найдут средства для возрождения этого уникального здания.


Очень жаль, что разрушается и уходит в небытие одно из прекраснейших сооружений конструктивистского стиля начала XX века. Думается, что возрождения былого величия ДК это забота не только государственных органов, но и общественности.
















C памятником архитектуры, Дворцом Культуры ВГТЗ в Тракторозаводском районе города Волгограда по улице Ушакова 5, сложилась критическая ситуация. Отсутствие реальных собственников по сохранению памятника архитектуры и молчаливое согласие Администрации города на уничтожение ведут к утрате уникального здания  построенного в 1953 году.
Не предпринимаемые в последние годы меры по сохранению памятника архитектуры ДК ВГТЗ  дали свой результат. Здание ДК, как памятника  архитектуры близко к гибели.   Необходимы  срочные действия в восстановлении ДК. Масштабы  разрушения катастрофические и нарастают с каждым годом.
Основной целью реставрации и ремонта здания   является не только сохранение его исторического значения, но и возможность эксплуатации его в условиях жизни современного города. Здание Дома культуры  ВГТЗ– это огромная площадка, которая сегодня не используется, находясь в частной собственности,. Использование этого здания  позволит возродить  центр детского и взрослого досуга, оживить район Нижнего Тракторного поселка, воссоздать  диалоговые площадки в здании ДК, расположенном в красивейшем месте на берегу Волги, пусть оно и отдалено от центра Волгограда, но в Тракторозаводском районе все-таки появится такой мощный объект и центр досуга жителей спального района.
Волгоградские активисты «Альянса зеленых и социал-демократов» написали письмо президенту России Владимиру Путину с предложением создать в регионе независимую комиссию по сохранению памятников истории и объектов культурного наследия. В частности, общественники попросили главу государства сохранить Дом культуры ВГТЗ, но ответа на своё письмо они так и не получили.
Очень жаль, что разрушается и уходит в небытие одно из прекраснейших сооружений конструктивистского стиля начала XX века. Думается, что возрождения былого величия ДК это забота не только государственных органов, но и общественности.


























Заключение.
Нет такого человека, которой хоть раз за всю свою жизнь не задался вопросом: что же такое Родина? Это родной край, страна, город или посёлок. Это место где ты родился и вырос, где прошло твоё детство, где живут твои близкие и друзья. Ничто на земле не может быть ближе и роднее, чем малая родина. Моя малая родина это поселок Нижний, Дворец Культуры ВГТЗ, мой двор, парк Дворца, вид из окна на парадную часть этого величественного памятника, улица, куст акации перед домом, обрыв Волги и разгульный ветер
С годами любовь к малой Родине перерастает в большой патриотизм. И «малый» и «большой» патриот никогда не забудет того места, где он родился и вырос, ведь ответственность перед малой родиной есть в каждом.
В ходе исследования поняла, что эта тема интересна не только мне, но и музею ВГТЗ, так как, несмотря на то, что Дворец культуры построен давно, полных сведений о проекте и его воплощении в жизнь нет до сих пор. Кроме того, большинство моих одноклассников не владеют информацией об исторических архитектурных памятниках нашего района. Проходя мимо интересных зданий района, не задумываются о том, почему, как и когда они построены, словом, не владеют информацией об архитектуре своей малой родины. Захотелось доказать, что район наш интересен по своей архитектуре, а Дворец культуры является самым интересным и необычным творением архитектуры первой половины 20 века.
Юрий Паркаев писал: Мы бы нищими стали, пожалуй, Если б не были слиты душой С той единственной родиной малой, Где начало отчизны большой!








Приложение









Приложение № 1.
Опрос сверстников и одноклассников МОУ СОШ №3
Количество опрошенных
Знают, где находится ДК ВГТЗ
Знают об архитекторе
Знают об архитектуре нашего района
Знают о ДК ВГТЗ со слов близких

54 человека
46
14
21
1

Результат в процентах
83%
26%
38%
1,8%

Анализируя результаты опроса делаю вывод: о местоположении Дворца Культуры знает большинство опрошенных, а вот об истории его рождения, развития и становлении, даже со слов близких, мало кто знает, считаю, что историю своей малой родины знаем поверхностно, поэтому мой интерес к исследованию постоянно возрастал, а у одноклассников после моих выступлений и рассказов о поиске живых свидетелей истории Тракторозаводского района появилось желание больше узнать о своей малой родине.




Приложение № 2.
Фотография ДК ВГТЗ ( места проведения кружковой работы)









Театральная часть ДК ВГТЗ






Приложение № 3.
Миномётчики 116 стрелкового полка. Австрия, май 1945г.
(Кто-то из этих бойцов участвовал в битве на посёлке Нижний)









Приложение № 4.
Фотография педколлектива и выпускников 1965 – 1964 уч.г СШ №3
(четвертый справа Петрович Владимир Казимирович)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В центре Петрович Владимир Казимирович ( 1997 г.)










Приложение № 5.
Зал для торжественных встреч и банкетов









Приложение № 6.
Маргари
·та Константи
·новна Ага
·шина  известная российская [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], автор текста многих известных песен.
Маргарита Агашина родилась в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Детство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прошло на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Стрелка» на севере [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Отец поэтессы был врач по профессии. По роду своей деятельности ему приходилось кочевать по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вместе с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-охотниками. Мать Маргариты учила эвенкийских детей в школе
В начале 1930-х семья Агашиных перебралась в город Тейково Ивановской области. Маргарита пошла учится в среднюю школу №4, в которой преподавала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] её мать Елизавета Ивановна . Окончила её в 1942 (на здании школы сейчас установлена мемориальная доска).
После окончания школы Маргарита Агашина поступила в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но, не окончив второго курса, ушла в[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Училась на семинарах у [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Окончила Литературный институт в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], после окончания института, Маргарита Агашина жила в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Здесь она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятив городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Моё слово» Маргарита Агашина была принята в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Настоящая известность к Маргарите Агашиной пришла после исполнения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] песни «Растёт в Волгограде берёзка» на её стихи.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «за выдающиеся заслуги в области литературы, значительный творческий вклад, получивший признание волгоградцев и всей России» Маргарите Константиновне Агашиной решением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] было присвоено звание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Маргарита Агашина скончалась в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] возрасте 75 лет.












Приложение № 7.
Григо
·рий Фёдорович Пономаре
·нко  советский российский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Родился в с. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в крестьянской семье.
С 5 лет научился играть на баяне у брата отца  Максима Терентьевича Пономаренко (гармонист, собиратель народных инструментов, мастер по изготовлению баянов). Самостоятельно одолел нотную грамоту. В 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.
После переезда семьи в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дядя определил его в ученики к известному музыканту Александру Кинебасу. В 12 лет писал музыкальное оформление к спектаклям драматического кружка клуба «Коммунар». В школьные годы был принят на работу баянистом в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], затем  в Дом культуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  в Ансамбле песни и пляски погранвойск [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Работая в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], совмещал выступления с уроками по классу баяна у [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг.  музыкант Ансамбля песни и пляски погранвойск [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (позднее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) с которым прошел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с первого до последнего дня. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. в Ансамбле песни и пляски [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Демобилизовавшись, был принят баянистом в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] имени Н. Осипова ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В Москве познакомился с работавшим во Всесоюзном Доме народного творчества имени Н. К. Крупской[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был приглашён им в качестве музыкального руководителя и композитора[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  художественный руководитель народного хора Дворца культуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Пономаренко стал членом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] переехал на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Композитором написаны пять оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен в целом около 970 произведений. Фирмами звукозаписи выпущено более 30 пластинок с произведениями Григория Пономаренко, издано около 30 сборников песен.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Григорий Фёдорович погиб в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Похоронен в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Почётные звания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Почётный член Краснодарской государственной академии культуры ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Почётный гражданин [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Почётный гражданин [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Награды
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] I степени
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Золотая медаль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Приложение № 8.
Екатери
·на Феокти
·стовна Ша
·врина светская и российская певица, исполнительница народных песен. Заслуженная артистка РСФСР (1983), народная артистка России (1995). Единственная русская певица, выступавшая дважды (1981, 1983 гг.) с сольными концертами в зале заседаний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Будущая певица родилась 15 декабря 1943 года в посёлке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В статьях последних лет часто упоминается 1948 год в качестве даты рождения, однако это менее вероятно.
Детство и юность Екатерины Шавриной прошли в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Почти до четырёх лет Катя не могла говорить. Родители не сразу поняли в чём дело, нужна была серьёзная операция. Чтобы добыть средства на лечение родителям пришлось продать корову. Врач, старичок-профессор, которого они нашли, сделал операцию и денег не взял. После этого и петь, и говорить Катя начала одновременно. Родители умерли рано и на её попечении остались пять сестер и брат, их надо было кормить и она вынуждена была искать заработок. Пришлось прибавить немного возраста, ведь тогда детям работать запрещалось. Сначала работала уборщицей в Доме культуры им. Свердлова, о чём свидетельствовала Доска почета тех времен, затем  с 14 лет контролёром в цехе «Динамика» на Пермском телефонном заводе. В 16 лет она поступила в Государственный Волжский народный хор в г. Куйбышеве (ныне Самаре). Медицинские впечатления детства, видимо, сказались на выборе Екатерины. Она поступила в медицинский институт, однако не сдала сессию за первый курс, так как не смогла полностью освоить латынь, ей было некогда, поскольку одновременно с учёбой она гастролировала и выступала.
Оставив медицинский институт, Екатерина Шаврина окончила в Москве Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, затем Училище им. Ипполитова-Иванова и ГИТИС им. А. В. Луначарского. Своим становлением в столице она многим обязана Людмиле Георгиевне Зыкиной, которая взяла её за руку и повела учиться в музыкальное училище, а успеху молодой певицы на большой эстраде способствовал композитор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. «Это был удивительный человек, я ему очень многим обязана»,  говорит Е. Шаврина. Г. Ф. Пономаренко написал первые песни певицы  «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Колокольчик» и «Тополя», впервые вывел её на сцену, просто открыл её.
О Екатерине Шавриной сняты телевизионные фильмы: «Песни России» (1978), «Мгновения» (1986), «Судьба-судьбинушка» (1994).
На многое в жизни Екатерина Феоктистовна смотрит с улыбкой, для неё нет идолов, она ценит только талант, справедливость и трудолюбие в людях. Среди таких людей  Л. Зыкина, М. Плисецкая, М. Ростропович, С. Дали, А. Шнитке.
Екатерина Шаврина любит балет, театр, кино. Её любимые актеры: Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова, Евгений Леонов, Фаина Раневская, Олег Табаков, Александр Калягин, Марина Неелова. Отдает предпочтение классической музыке, особенно произведениям Ф. Шопена, историческим книгам. Ей нравится творчество выдающихся зарубежных артистов эстрады: Селин Дион, Уитни Хьюстон, Барбры Стрейзанд, Хампердинга, Фрэнка Синатры, Криса Ри, группы «Квин». Среди отечественных исполнителей выделяет Бориса Гребенщикова, в котором ценит самобытность  то же, что есть и у неё.
Приложение № 9
Участники хора «Волжские зори» с новым руководителем хора
Коврин-Полтавским П.А.








Заслуженная награда







Приложение № 10
Паспорт архитектурного здания
ДОМ КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКИ ВГТЗ
Код памятника:
3400000216

Наименование:
ДОМ КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКИ ВГТЗ

Типология (осн.):
Памятники архитектуры

Авторы и датировки:
1934 Г. - 1936 Г., 1953 Г.

Состояние:
НЕТ ИНФОРМАЦИИ

АТО:
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ВОЛГОГРАД

Адрес:
УШАКОВА УЛ., 5

Категория охраны:
Местная

Вид документа о постановке на гос. охрану:
Постановление областной Думы № 62/706 от 05.06.1997

Изображения:
Нет изображений

Расположение на карте:
Нет информации

Паспорт:
Нет информации





























Приложение №
Яков Абрамович Корнфельд, ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  советский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], архитектурный критик. Один из учредителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. С 1921 по 1924 год учился во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Член-корреспондент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Архитектор «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (1930-е гг.).
Проекты и постройки:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Москве (1929 г.; построен в 19311938 гг.);
Дворец культуры им. Волкова в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Московской обл.;
Клуб строителей в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19291933 гг.; ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
Дом промышленности в Свердловске (соавторы: Афанасьев, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; конкурс);
Кинотеатр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (четырёхзальный) в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (проект 1934 г.; осуществлён в 1938 г.);
Дворец культуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (19321937 гг.);
Кинотеатр им. Пушкина А. С. (двухзальный) в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1937 г., осуществлён);
Дом культуры им. Ленина завода «Красный Октябрь» в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Дом культуры тракторного завода в Сталинграде;
Кинотеатр им. Горького А. М. (двухзальный) в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1950 г.);
Кинотеатр «Победа» на ул. Ленина, д. 22 в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1952 г.);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на Уральской ул., д. 93 (1963 г.?, соавтор Заикин М. Т.).




Список литературы
Историко-краеведческие записки. Выпуск V. Волгоград, 1997 г. Стр. 29, статья « Рождение тракторного гиганта », автор Н. И. Першин.
Газета « Сталинградская Правда» № 19 от 24.01.1936 г., Сталинград, 1936 г., статья « Детский клуб на Тракторном».
Индустриализация Нижнего Поволжья (1926 – 1941 г. ), документы и материалы. Нижне - Волжское книжное издательство, Волгоград, 1984 г.
Газета « Сталинградская Правда» № 285 от 11.12.1935 г., Сталинград, 1935 г., статья «Детский клуб на Тракторном».
Детали и люди. ОГИЗ государственное издательство истории заводов, редактор Е. Александров, 1993 г.
Люди Сталинградского тракторного. Ответственный редактор Л. Мехлис. ОГИЗ государственное издательство истории заводов, 1933 г. Воспоминания очевидцев.
Первенец советского тракторостроения. Нижне – Волжское книжное издательство, Волгоград, 1980 г.
И. Г. Долгачёв. Язык земли родного края. Нижне - Волжское издательство, Волгоград, 1986 г.

 Смотри приложение № 1
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Смотри приложение № 2
 Смотри приложение № 3
 Смотри приложение № 4
 Смотри приложение № 5
 Смотри приложение № 6
 Смотри приложение № 7
 Смотри приложение № 8
 Смотри приложение № 9
 Смотри приложение № 10
 Смотри приложение № 10









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]














миномётчики 116 стрелкового полка Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415