Конспект урока математики 1 класс по теме Число и цифра 7. Счёт предметов.


Урок математики в 1 классе (УМК «Гармония»)
(учитель начальных классов МАОУ «Вахтанская средняя школа» Пронина Е. А.)
Тема урока «Число и цифра 7. Счёт предметов»
Задачи урока:
1.Образовательные:
Создать условия для ознакомления с числом и цифрой 7, учить писать цифру 7, формировать умение находить пары предметов и комментировать выполненные действия, формировать УУД через систему занимательных заданий.
2.Развивающие:
Содействовать развитию логического мышления, умения анализировать, сравнивать через приём сопоставления.
3.Воспитывающие:
Способствовать воспитанию целеустремленности, ответственного отношения к делу через использование системы воспитательных моментов на разных этапах урока, формированию самооценки, развитию коммуникативных умений через работу в малых группах.
Планируемый результат:
Предметные: Знать названия и последовательность чисел от 1 до 10; определить место числа 7 на числовом отрезке; уметь записывать его цифрой; изучить состав числа.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь, книжка настроений, карточки с заданиями для групповой и парной работы (Приложение 1), карточки с цифрами, цифровой «веер», таблицы, счётные палочки, смайлики, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь. (слайд 1)
- Ребята! На уроке мы будем продолжать делать наши маленькие открытия. А чтобы справиться со всеми заданиями, вам нужно быть внимательными на уроке, помогать друг другу.
Покажите, с каким настроением вы начинаете урок?
(Ребята показывают карточку с соответствующим настроением)
Проверка готовности к уроку.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Устный счёт.
1) Счёт от 1 до 10 и обратно (Игра « Живые числа»). У каждого ребёнка табличка с числом. Нужно построиться в порядке возрастания и убывания.
2) Игра "Молчанка" (показ ответов с помощью цифрового "веера").
- Какое число стоит перед числом 4? (3) 8 (7)?
- Какое число следует за числом 5? (6) 6 (7)?
- Какое число стоит между числами 2 и 4? (3) 5 и 7 (6)?
- Какие числа являются "соседями" числа 2? (1 и 3) 5 (4 и 6)?
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Работа с таблицей.
Поиск «лишней» картинки. Счёт.
- Как узнать «лишнюю» картинку? (Надо их сравнить, выделить признак отличия).
- 1-я «лишняя» - на ней изображён не плод, а лист.
- А если взять другой признак? (Надо сравнить количества, посчитать). «Лишняя» - 2-я, так как там 6 предметов, а на трёх остальных-7.
- Какова цель нашего урока? (узнать, как обозначается число 7, научиться правильно его писать).
-Тема урока - "Число и цифра 7" ( слайд 2)
4.Этап построения и реализации проекта.
1) Демонстрация таблицы "Число и цифра 7".
- На что похожа цифра 7?
Учащиеся читают стихи.
Вот семёрка - кочерга.
У неё одна нога.
(С. Маршак)
Семь - точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
(Г. Виеру)
Выкладывание цифры 7 из счётных палочек.
2) Ребята, ёжик отправился в лес, но грибы спрятались. Давайте поможем ёжику найти грибы? Как же ему помочь?
Создание проблемной ситуации.
Работа в группах
- Подберите пару (каждая группа получает карточки с картинками грибов и подбирает пары).
Проверка. Учащиеся называют, какие пары они подобрали и объясняют, как образована эта пара. Картинки грибов прикрепляются на доску.
- Молодцы! Мы помогли ёжику найти грибы. Давайте пересчитаем все грибы. Сколько их? (Шесть). Для какого гриба нет пары? (Для седьмого).
3) Беседа о числе 7.
- Дополните цифрой стихотворение.
Посмотрите эти гномы
Вам конечно же знакомы
С детских лет известно всем:
Их не пять, не шесть, а (семь). (слайд 3)
- В каких сказках есть число 7? Где вы ещё встречаетесь с этим числом?
(7 дней в неделе, 7 нот, 7 цветов радуги, цветик-семицветик и др.) (слайд 4)
- Семёрка в древности была окружена особенно большим почётом. Почитание этого числа сохранилось в пословицах и поговорках: "Семь бед - один ответ", "На седьмом небе", "Лук от семи недуг", "Семеро одного не ждут".
Семь стало священным числом. Его считали магическим. Это волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира.
4)Физкультминутка
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради
Будут цифру семь писать.
5) Написание цифры (слайд 5)
- показ образца написания учителем на доске с комментарием;
- обведение образца большой цифры три раза;
- письмо в воздухе;
- письмо в строке (в тетради, стр. 16, №29)
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1. Работа по учебнику:
1) стр. 36, № 69;
2) стр. 36, № 71.
- Ребята, кто из вас умеет играть в шахматы? Какие шахматные фигуры вы знаете?
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
1. Работа в парах.
Игра «Что изменилось? (Учащиеся находят все отличия).
Проверка (слайд 6)
2.Работа над логическими рядами.
- Какую фигуру надо нарисовать в пустой клетке? (слайд 7)
Проверка (слайд 8)
3.«Путешествие» от точки по заданной программе (7 клеток вверх, 4 клетки вправо, 7 клеток вниз, 4 клетки влево).
Самопроверка:
- Посмотрите на свои карточки. Если получилась буква о, значит задание выполнено верно, поработали на «отлично».
7. Этап включения в систему знаний и повторения. (слайд 9)
- Какова тема сегодняшнего урока?
-Что интересного вы узнали об этом числе?
-Что помогло вам справиться со всеми заданиями?
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов:
Зеленый - все получилось, доволен своей работой,
Жёлтый - были ошибки, что – то не получалось, но удалось исправить,
Красный – ничего не понял, все плохо получалось, не научился писать цифру 7.
С каким настроением вы заканчиваете этот урок? (слайд 10) Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО! ( слайд 11)

Приложение 1
Найдите отличия.

Найдите пару для гриба (групповая работа).