Урок математики в 1 классе Число и цифра 0. УМК ПНШ

Технологическая карта урока

ТЕМА:  Число и цифра 0, (учебник, с.32-33), 1 класс (продолжительность урока – 35 минут).
Цель деятельности учителя
Ввести число ноль как количественный признак пустого множества

Тип урока
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Планируемые образовательные результаты
Предметные: познакомить учащихся с числом ноль, ввести число ноль как количественный признак пустого множества, научить писать цифру 0.
Метапредметные: (формирование универсальных учебных действий)
регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, работать с учебником и РТП как с источниками учебной информации;
познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; учить осознавать свои трудности и стремиться их преодолевать, осваивать новые виды деятельности, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, принимать для себя общепринятые морально-этические нормы; формировать способность к самооценке своих действий, поступков; воспитывать аккуратность и чувство взаимоуважения.

Методы и формы обучения
Форма: Урок – практикум.
Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы
А.Л.Чекин, издательство  Академкнига/Учебник, 2012г.

Оборудование
Учебник математики, А. Л. Чекин, 1 класс, ч. 1, ТПО №1, рабочая тетрадь,
фишки, цветные карточки для организации работы в группах.

Основные понятия и термины
Число и цифра 0













Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Формируемые УУД
Промежуточный контроль

1.Организация направленного внимания на начало учебного занятия
ЦЕЛЬ:
Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Читает строки:
Маша с Мишей прибежали,
На урок нас всех позвали.
Будем думать и решать,
И друг другу помогать!

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
Фронтальная, индивидуальная
Личностные:
Смыслообразование (я должен узнать)
Регулятивные: Волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места, готовности к уроку.

2.Постановка цели и определение задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. ЦЕЛЬ:
сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся
Предлагает рассмотреть страницы учебника и попытаться определить тему урока математики.
А с какой целью, для чего мы будем изучать число и цифру 0?
Давайте спланируем нашу работу: какие действия будем выполнять для достижения цели? чем будем заниматься на уроке?
Какие задания указывают на то, что мы будем работать в тетради?
Предлагает открыть тетради и отметить закладкой стр. 26. Просит отложить тетради в сторону.

Формулируют тему с опорой на страницу учебника:
«Число и цифра 0».

Опорные слова дети выбирают из названия темы.
Опорные слова дети выбирают из условных обозначений.


Выполняют указания учителя.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:
Осуществление целеполагания,
контроль, поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: Принятие и сохранение учебных задач.


3. Работа по изучению нового материала
(работа с учебником стр. 32 -33)

Просит рассмотреть рисунки в задании №1.
- Что изображено на первом рисунке?
-Что изображено на втором рисунке?
- Что изображено на третьем рисунке?
Просит положить красную фишку на тот рисунок, на котором нет ни одного цветка.
-А можно ли по-другому сказать, что на карточке нет цветов?
Положите синюю фишку на рисунок, где не нарисованы овощи. На какой рисунок положили фишку, если считать слева направо?
Как еще можно сказать о местоположении рисунка?
А что можно сказать о количестве овощей на рисунке?
А каким знаком можно записать отсутствие цветов? Овощей?
Верно. Демонстрирует карточку с цифрой 0:
- Посмотрите, как выглядит знак, цифра, с помощью которой записывают число «ноль».
В задании №2 найдите среди знаков цифру 0 и положите на нее синюю фишку.
-На каком месте, начиная отсчитывать слева, находится цифра 0?
Просит закрыть на время учебники.
Просит назвать на что похожа цифра НОЛЬ?
Читает строки и демонстрирует соответствующие тексту картинки:
Могу назвать её мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно – бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём,
Он называется нулём!

-Обращает внимание детей на задание №3. Просит образовать пары и вместе с другом найти те предметы или их части, которые похожи на цифру 0.
Организует детей для написания цифры 0, обозначающей число «ноль».
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.
Рассматривают рисунки в учебнике на стр. 32- 33.
На первом рисунке изображены овощи.
На втором рисунке
изображены фрукты и цветы.
На третьем рисунке
изображены цветы.
Выкладывают фишку на первый рисунок в учебнике.
Цветов НОЛЬ.


На первый.
Он вначале. Он перед рисунком, на котором есть и цветы, и фрукты, и овощи.
Цифрой НОЛЬ.



Находят и обозначают среди знаков цифру ноль.
На третьем.

Дети высказывают свои ассоциации







Обводят простым карандашом предметы или их части, похожие на цифру ноль.


Работают в ТПО №1, стр.26.
Фронтальная, индивидуальная













































Парная работа
Познавательные:
Готовность проводить анализ, сравнение, обобщение; умение строить речевые высказывания; подводить под понятия;
Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Наблюдения учителя за устными ответами, умением слушать друг друга.









































Наблюдения учителя над умением работать в паре.




Наблюдения учителя над умением работать самостоятельно.

Гигиеничес-
кая гимнастика для глаз
ЦЕЛЬ:
смена вида деятельности
Предлагает закрыть глаза и мысленно написать цифру ноль несколько раз, затем открыть глаза и повторить это упражнение.



Предлагает рассмотреть рисунок в задании №5.

Что здесь изображено?










Сколько рыбок в левом аквариуме?

Сколько рыбок в правом аквариуме?
Выполняют гимнастику для глаз.
Продолжают работу в ТПО №1. Выполняют задание №4. Прописывают цифру 0 по образцу.

Рассматривают рисунок в учебнике на странице 33.

Учащиеся могут трактовать предложенный рисунок двояко: либо как изображение двух аквариумов, в одном из которых по какой-то причине нет рыбок, либо как изображение одного и того же аквариума, в котором сначала не было рыбок, а потом они появились.
В этом аквариуме рыбок нет, то есть их количество равно нулю.
В правом аквариуме две рыбки







Фронтальная, индивидуальная
Личностные:
Проявление понимания здорового образа жизни











Наблюдения учителя за устными ответами, умением слушать друг друга.


4.Первичная проверка усвоения новых знаний.
ЦЕЛЬ:
Сменить вид деятельности; учить работать в группе; через творческое задание продолжить
формировать понятие, представление о числе и цифре 0.

А сейчас ребята, разделитесь на четыре группы и придумайте рассказ с числом НОЛЬ по этим рисункам.
Предлагает найти в классе большую карточку-прямоугольник такого же цвета, как и маленькие на партах и объединиться для совместной работы.
Отгадайте загадку, которую для вас приготовила Маша:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Рассмотрите рисунок собаки в задании №6.
Из каких элементов она состоит?
Она состоит из дуг и отрезков.
Какие части тела собаки нарисованы с помощью дуг?
Какие части тела собаки нарисованы с помощью отрезков?

Повторите рисунок несколько раз.


Дети разбиваются на группы по цветовому признаку.
Выполняют задание.
Предъявляют результат в виде устных высказываний.





Собака.

Рассматривают рисунок собаки в учебнике.
Она состоит из дуг и отрезков.
С помощью дуг нарисованы ушки, носик, лапки.
С помощью отрезков нарисовано туловище и хвостик.
По образцу, данному в учебнике, учащиеся повторяют рисунок собаки с помощью отрезков и дуг.
Групповая








Фронтальная, индивидуальная







Познавательные:
Овладение способами выполнения заданий, базовыми предметными понятиями.
Регулятивные:
Умение понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; Коммуникативные:
Умение обмениваться мнениями, слушать друг друга.
Личностные: Осознание своих возможностей в учении; проявление познавательного интереса к изучению учебного предмета.
Наблюдения учителя над умением работать в группах, выполнением
задания вовремя


5.Закрепление и повторение изученного, включение нового знания в систему знаний.
ЦЕЛЬ:
сформировать понятие о числе ноль как количественном признаке пустого множества.
Организует работу в ТПО №1,
стр. 27
Массаж ушной раковины для поддержания работоспособности «Растирание уха ладонями».
Посмотрите на ушки друг друга, на что они похожи?

Разотрите свои ушки ладонями.

Рассмотрите рисунки в задании №4.
Сколько шариков на первом рисунке?
Что произошло с шариком на втором рисунке?
Сколько стало шариков?
Что вы видите в задании №6?
Этот букет Миша подарил Маше.
Сколько букетов у Маши? Сколько букетов у Миши?







На овал. На элемент, из которого состоит цифра ноль. На цифру НОЛЬ.
Дети делают массаж ушной раковины.
Дети. Рассматривают рисунки.
На первом рисунке один шарик.
Шарик лопнул.

Стало ноль шариков.
Дети. Букет цветов.


У Маши один букет
У Миши нет ни одного букета. У Миши ноль букетов
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: Ориентирование в своей системе знаний, умение отличить новое от уже известного.

Наблюдения учителя за устными ответами, умением слушать друг друга.


6. Итог урока.
Рефлексия.
ЦЕЛЬ:
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Наш урок подошел к концу. Достигли мы цели? Узнали, что же обозначает число 0?
Что мы используем для записи числа ноль?
Какой элемент используем для записи числа ноль?
Спасибо за работу. Вы все хорошо потрудились. Улыбнитесь тому из ребят, кто вам помогал своей работой. Урок окончен.
Сделайте так, чтобы у вас на парте стало НОЛЬ учебников.

Число ноль обозначает пустоту или ничего.

Для записи числа ноль мы используем цифру 0.
Используем элемент – овал.





Дети уберут их в портфели.

Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.
Наблюдения учителя за устными ответами, умением слушать друг друга.




































15