Конспект урока математики по теме Когда время работы одинаковое по УМК Перспективная начальная школа. 4 класс


Тема: «Когда время работы одинаковое».
Задачи урока:
- формирование понимания прямой пропорциональной зависимости объема выполненной работы от производительности при условии, что время работы остается постоянным;
- вывод математической закономерности: при одинаковом времени работы возрастание производительности в несколько раз ведет к увеличению объема работы во столько же раз;
- решение задач с использованием изученной закономерности;
- формирование УУД: использование и построение таблиц при решении задач.
Повторение: производительность (скорость выполнения работы), время, объем работы; единицы измерения производительности; зависимость длины пройденного пути от скорости при постоянном времени движения.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа по вопросам и заданиям учебника; самостоятельная работа по заданиям учебника.
Учебно-методическое обеспечение: У-2, Т-2, мультимедийная презентация, карточки для парной работы.
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Устный счет. (слайд 2)
1. Математический диктант.
2. Взаимопроверка.
III. Коллективное обсуждение темы и целей урока. Планирование урока. (слайд 3)
-. Посмотрите на таблицы и скажите, что общего в этих задачах, что их объединяет? (Общая величина ВРЕМЯ).
- Давайте составим план урока, поставим перед собой цели:
Вспомнить формулы нахождения величины.
Проанализировать задачи, когда время работы одинаково.
Применить полученные выводы для решения задач.
- Прочитайте тему урока: «Когда время работы одинаковое».
IV. Проектирование и фиксация нового знания. (слайд 4)
Устно сформулируйте задачу по таблице:

Примерный ответ: большой и малый экскаваторы работают вместе 6 часов. Производительность большого экскаватора – 140 м/ч, малого – 10 м/ч. Во сколько раз объем работы, выполненный большим экскаватором за это время, больше объема работы, выполненного малым экскаватором?
Решение:
140 м/ч • 6 ч = 840 м – объем работы большого экскаватора;
70 м/ч • 6 ч = 420 м – объем работы малого экскаватора;
840 м : 420 м = 2 (раза) – кратное сравнение объема работы большого и малого экскаваторов.
Ответ: объем работы, выполненный большим экскаватором, в 2 раза больше объема работы, выполненного малым экскаватором.
- Какая величина постоянная? (время)
- Как изменяются производительность и объем работы? (увеличиваются)
- Во сколько раз увеличивается объем работы, производительность? Если в 2 раза увеличивается производительность, то в 2 раза увеличивается объем работы). (слайд 5)
Вывод: во сколько раз больше производительность, во столько раз больше и объем работы, выполненной за это же время.
VI. Упражнения в применении нового знания. (слайд 6-7)
Работа по учебнику. Задание № 167 (У-2, с. 52)

- Перескажите условие задач по таблицам. Что в них общего?
1. Задачи похожи тем, что:
а) величины скорости и производительности заданы одним и тем же числом 40;
б) отношения между величинами (скорости и производительности) равны между собой: одна величина отличается от другой в 2 раза;
в) время движения в первую и вторую части пути и время работы в первую и вторую половины рабочего дня – одна и та же величина: 4 ч и 4 ч;
г) требования задач одно и то же: во сколько раз одна величина больше другой?
2. Задачи отличаются величинами.
В первой задаче: скорость, время, расстояние.
Во второй задаче: производительность, время, объем работы.
- Решите задачу (б), помня выведенную ранее выведенную закономерность: если время не изменяется, то увеличение скорости в несколько раз приводит к увеличению расстояния во столько же раз.
1) 40 дет./ч • 4 ч = 160 дет. – объем работы, выполненный в первую половину дня.
2) 40 дет./ч • 2 = 80 дет./ч – производительность во вторую половину дня.
3) 80 дет./ч • 4 ч = 320 дет. – объем работы, выполненный во вторую половину дня.
4) 320 дет. : 160 дет. = 2 (раза)
Вывод: если время работы не изменяется, то увеличение производительности в 2 раза приводит к увеличению объема выполненной работы в 2 раза.
VI. ФИЗМИНУТКА.
VII. Продолжение урока.
Задание № 168 (У-2, с. 52)
Производительность Время Объем работы
1316990137795Р1 – ?8 ч 124388855234120 дет.
Р2 – ? Во сколько
раз больше ?8 ч
? в 3 раза больше
- Для того чтобы за рабочий день продукции было произведено в 3 раза больше, что нужно? (чтобы производительность труда возросла в 3 раза).
1) 120 дет. : 8 ч =15 дет./ч – первоначальная производительность.
2) 120 дет. • 3 = 360 дет. – новый объем работы.
3) 360 дет. : 8 ч = 45 дет./ч – новая производительность.
4) 45 дет./ч :15 дет./ч = 3 (раза) – результат кратного сравнения.
Правило: если время работы одинаковое, то увеличение производительности в несколько раз приводит к увеличению объема выполненной работы во столько же раз.
VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Оцените свою работу на уроке:
Все удалось на уроке.
Остались некоторые проблемы.
Понадобится помощь.
IX.Задание на дом: Т2, № 69; учебник, №169.
Производительность Время Объем работы
152781058511Р1 – 40 дет./ч8 ч V2124388855234 - ? дет.
Р2 –? дет./ч.
В 4 раза меньше 8 ч
V2 – ? дет.
Во сколько
раз меньше?