Конспект урока математики в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Длиннее и короче.

Конспект урока математики в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Длиннее и короче.
учитель Яковлева Алина Валерьевна МБОУ г. Иркутска СОШ № 34

Цель деятельности
учителя
- создать условия деятельности учащихся для формирования собственной жизненной позиции, собственных предпочтений при открытии нового знания и введении понятий «длиннее» и «короче»; учить сравнивать объекты по длине визуально; развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи устно;


Тип урока

УОНЗ (урок открытия нового знания)

Задачи по достижению результатов

Личностные результаты: ценностное отношение к одноклассникам через их собственную точку зрения; осознание особенностей своей собственной позиции
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД понимают важность планирования и определения своей деятельности, оценивают свою деятельность в соответствии с образцом
познавательные УУД – осуществляют поиск необходимой информации; анализируют, сравнивают и классифицируют по заданным критериям; осуществляют под руководством учителя действие подведения под понятие;
коммуникативные УУД – умение слушать и понимать речь других, осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре; объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Предметные результаты: ввести понятия «длиннее» и «короче», анализировать объекты с целью выделения признаков; сравнивать, обобщать


Межпредметные связи

литературное чтение, физическая культура, окружающий мир

Организация пространства
Работа фронтальная, в парах, индивидуальная

Образовательные ресурсы: основные, дополнительные
основные: А.Л.Чекин. Математика. Учебник для 1 – го класса. Часть 1.Стр.82, карточки для работы в парах, тетрадь; дополнительные: мультимедийное оборудование, алгоритм самооценки.


Основные понятия
длиннее и короче





Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимо действия на уроке
Формирование УУД

Вводно – мотивационный. Организационный
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Организует класс на работу.
Урок математики мы начинаем. Еще одну тайну сегодня узнаем. За новыми знаниями отправляемся в путь. Не отвлекайся, внимателен будь!
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.
Фронтальная
Личностные:
Психологический настрой на учебную, совместную деятельность на уроке. Знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: организовать актуализацию умений знаний числового ряда и организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Чтобы открыть тайну на уроке, нужно очень хорошо подготовиться. Поэтому давайте проведём зарядку для ума.
Предлагает посмотреть на экран
1. В каком порядке расположены числа? (возрастания)
2. Как получить следующее число?
3. Как получить предшествующее число?
4. Числовой ряд – 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Соседи числа.
6. Прочитай выражение по – разному и найдите их значение (1 слагаемое, 2 слаг., значение суммы; увеличить на)
7. Перед вами 2 поезда, помогите героям сказок найти свой вагон:
- Чебурашка (Эдуард Успенский) – 2 поезд 1 вагон;
- Буратино (Алексей Николаевич Толстой) – 1 поезд 1 вагон;
- Красная Шапочка (Шарль Перо) – 2 поезд 2 вагон;
- Чиполлино (Джанни Родари) – 2 поезд 3 вагон;
- Знайка (Николай Носов) – 1 поезд 2 вагон;
- Волк (мульт Вячеслав Котёночкин, книга – Александр Курляндский) 1 поезд 3 вагон
8. Ставим знаки – больше, меньше, равно – по выбору.
9 – 10 – А теперь порешаем задачки – слушайте внимательно, выполняйте правильно!

Организовывает отдых учащихся на уроке.

Физкультминутка

Включаются в учебную деятельность. Выполняют действия по формированию познавательных действий
Дети отвечают на вопросы












Выполняют движения, переключаясь с одного вида деятельности на другой.
Фронтальная
Метапредметные:
Личностные:
Уважительное отношение к другому мнению.
Коммуникативные:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Допускать возможность существования различных точек зрения в процессе общения и взаимодействия.
Познавательные:
Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Адекватно воспринимать оценку одноклассников.



Целеполагание и постановка проблемы
Открытие нового знания
Цель: организовать постановку цели урока.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Предлагает посмотреть на экран
Проблемный вопрос: Посмотрите на деревья, что вы мне можете сказать? Ваше мнение?
Постановка учебной задачи и сообщение темы урока классификация.
- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? (учиться сравнивать и отличать предметы по признаку - «длиннее – короче»)- на доске печатными буквами – я пишу.



Классифицируют предметы по признакам: выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше.

Фиксируют индивидуальное затруднение с выходом – на тему «длиннее – короче». Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Учатся высказывать своё предположение (версию).

Слушают учителя, участвуют в диалоге, определяют тему урока, ставят цель – сравнение – на глаз
Фронтальная

Метапредметные:
Личностные:
Умение слушать и понимать речь других.

Познавательные:
Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Осознание необходимости получения новых знаний.
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли в устной форме


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику (с. 82).
Задание № 1 аккуратно, по закладке.
– Какие животные нарисованы? (Змея, гусеница, ящерица, крокодил.)
– Что вы знаете об этих животных?
– Покажите соседу по парте то животное, которое длиннее всех остальных, хотите я вам открою тайну: (существует очень длинная змея (анаконда), которая длиннее любого крокодила)
- Сделайте вывод с помощью слов: если, то.
- Как вы определили длину животных? (зрительно – на глаз)
Задание № 2
– Что вы видите? (Карандаши лежат в коробке) Как вы думаете, какое задание нам будет предложено?
– Покажите соседу по парте карандаши по порядку от само короткого до самого длинного, а другой наоборот (сравнение по длине карандашей. При этом данное расположение карандашей способом сравнения предметов на основе приложения, в дальнейшем этот способ будет играть очень важную роль при работе с измерительной линейкой).
- Сделайте вывод с помощью слов: если, то.
Задание № 3 (работа на листочках)
- используется прием наложения, работа с понятиями «длиннее» и «короче». Учащиеся проводят простейший логический анализ данной ситуации. Итак: так как красная полоска длиннее желтой, а синяя короче желтой, то красная – самая длинная, а синяя – самая короткая.
- Сделайте вывод с помощью слов: если, то.
Задание № 4
– Что изображено на данном чертеже? (Линии.) – Сколько линий здесь изображено? (3.)
– Как называются эти линии? (Отрезок в центре, ломаная линия снизу, дуга сверху.)
– Можно ли в математике линии сравнивать по длине? (Интуиция должна подсказать ученику, что такой линией является отрезок. Любая дуга, соединяющая эти же точки, будет длиннее отрезка.)
- Какая из трёх линий самая короткая? Поставьте фишку.
– Проверьте свой ответ дома, выполнив сравнение длины линии с помощью ниточки.
Задание № 5
А сейчас следующее задание.

- Сравните 2 скакалки – (соединить 2 конца) и сделайте вывод с помощью слов: если , то (наложением) итак вы узнали 2 способ сравнения по длине (еслискакалка розовая длиннее, то синяя короче).
- Предложите друг другу свои варианты предметов, лежащих на парте, используя слова «длиннее – короче».

Организовывает отдых учащихся на уроке.

Физкультминутка

Обучающиеся выполняют мыслительные операции.
Отстаивают и доказывают свою точку зрения на примерах заданий, делая вывод.
Под руководством учителя выполняют составленный план действий.












Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Организует проверку по эталону.














Выполняют движения, переключаясь с одного вида деятельности на другой.



Работа в парах




Работа в парах






Практическая индивидуальная работа

Выполняют проверку выполненной работы, анализ деятельности.
Познавательные:
Выбор наиболее эффективных способов их решения, умение осуществлять действие по заданному правилу, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Умение обучающихся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Коммуникативные:
Умение договариваться, приходить к общему мнению в решении учебно – познавательной задачи.

Включение в систему знаний и повторение
Цель: организовать повторение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Задание № 1
Отметь красным цветом самый длинный отрезок, а зелёным – самый короткий. Объясните, где они расположены? (длинный – 1 ряд – справа, короткий – 3 ряд – в центре)
Задание № 2
Раскрась ремни так, чтобы коричневый ремень был длиннее синего, но короче красного (коричневый – средний по счёту - , синий – самый короткий по счёту, красный – самый длинный по счёту - ) Раскрась пряжки.








Регулятивные:
Выполнение учебных действий в сотрудничестве с одноклассниками учителем
Коммуникативные:
Овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий.
Личностные:
Способность к самооценке учебной деятельности.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов.

Итог урока
- Какое открытие мы сегодня с вами сделали? (научились сравнивать предметы подлине, используя 2 способа: на глаз и способ наложения)
Проговаривают способы «открытия» нового знания

Познавательные:
Формирование умений обобщать.

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
– Кого на уроке сегодня похвалим? А теперь положите 1 фишку из трёх ту, которую вы считаете нужной и правильной.
Соотносят цель и результаты действия. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.
Синяя – Я очень доволен собой!
зелёная – Я вполне доволен собой!
красная - Мне нужна помощь! Где, по – вашему, встретили затруднения?
Закончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно трудились, Что на уроке не ленились!
осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.



Индивидуальная
Регулятивные:
Умение оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
Внутренняя позиция ученика, его отношение к уроку.




15