Тема: Следующее и предыдущее число. Программа Планета знаний.


Тема: «Следующее и предыдущее число».
Цель: Формирование представлений о порядке следования чисел второго десятка в ряду чисел и на числовом луче. Уточнить порядок следования чисел второго десятка в ряду чисел и на числовом луче, понятия «следующее» и «предыдущее» число; учить называть следующее и предыдущее число, сравнивать числа второго десятка, восстанавливать числовой ряд.
УУД: Сравнивать двузначные числа второго десятка двумя цифрами. Различать десятки и единицы в записи двузначных чисел. Называть двузначные числа.
Зрительный ряд: Демонстрационные таблицы, раздаточный материал. Слова: единица, десяток, тема. Веера для устного счёта. Сканировать страницу 14 учебника, а также стр. 14-17 рабочей тетради. Распечатка математических правил по теме и листочков с цифрами для игры.
Межпредметная связь с изобразительным искусством.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение: «Счёт до 20».
3.Объяснение темы: «Следующее и предыдущее число».
4.Практическая работа: «Сравнение двузначных чисел».
5.Игра: «Самый быстрый почтальон».
6.Заключительная часть.
7.Уборка рабочих мест.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что ребята в нашем классе, Все, конечно, молодцы!
2.Повторение: «Счёт до 20».
2.1.Устный счёт.
Сидят рыбки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал трёх окуней, Рыбак Евсей – четырёх карасей, А рыбак Михаил двух сомов изловил. Сколько рыб рыбаки натащили из реки? (9)
Тюльпаны распустились на клумбе возле дома. Считали их, но сбились близняшки Рома, Тома. А нам нетрудно сосчитать, Ведь красных – восемь, жёлтых – пять! (13)
2.2.Вычисли.
Восстановите записи: 7+1 9-1 5+1 11-1.
3.Объяснение темы: «Следующее и предыдущее число».
3.1. Рассматриваем левую половину рисунка таблицы стр. 14 учебника.
Для запоминания названий чисел необходимо провести аналогию между названиями первого и второго десятка.
Задание № 1 страница 14. Изображение страницы на экране.
Вопросы:
-Что обозначает большой кружок? (десяток). -Что обозначает маленький? (единицу). Рассматриваем модели чисел с правой стороны. -Какие числа обозначают эти модели? (11, 12 и т.д.) -Что общего в записи чисел от 11 до 19? (первая цифра -1) -Что означает эта цифра? (десяток) -Чем похожа запись чисел в каждой строке? (совпадают цифры) -Чем похожи названия чисел в каждой строке? (похожи названия чисел: один-одиннадцать и т.д.) -Случайно ли это? (нет)
Подводим итоги: *в каждой строке одинаковое количество единиц, поэтому похожи названия чисел первого и второго десятка, их записи и модели; *первая цифра в записи чисел второго десятка – старшая, она обозначает целый десяток.
3.2.Задача № 2 (стр.14). Назовите предыдущее и следующее число. -Пересчитывать конфеты в заполненной коробке не нужно. В условии прямо сказано, что в коробке 10 конфет. Значит, всего конфет 10 и ещё 1 – одиннадцать, 10 и ещё 2 – двенадцать и т.д.
-Сколько конфет на каждом рисунке? (11,12,13)
-Сравните числа. (10…11, 11…12, 12…13)
Физминутка.
Все, ребята, дружно встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели. Вновь за дело!
4.Практическая работа: «Сравнение двузначных чисел».
Практическая работа способствует запоминанию последовательности чисел.
Называем числа по их записи.
Пример: Незнайка сделал 5 шагов вправо от числа 10.
-В какой точке он оказался? (в точке 15).
Затем он сделал 3 шага влево.
-В какой точке он оказался? (в точке 12. И т.д.).Вычисли устно на классной доске:
Увеличить на 4 цифры: 2, 4, 6, 5.
Уменьшить на 4 цифры: 8, 7, 10, 9, 5.
4.1. Работа с числовым лучом в тетради: (стр. 15 № 3, 4).
Правило сравнения чисел с помощью числового луча:
Число, которое на числовом луче расположено правее, больше числа, расположенного левее.
ИЛИ
Число, расположенное дальше от начала числового луча, больше числа, расположенного ближе к началу луча.
Задание № 3 выполняется изображение числового луча.
Учащиеся выполняют изображение числового луча в тетради от 10 до 20.
Задание № 3. Работа с числовым лучом в тетради.
-Как расположены эти числа на числовом луче? -Сравните числа с помощью числового луча.
Записываем на доске и в тетради следующие цифры: 10, 11, 12 13, 14, 15 15, 16, 17 9, 10, 11
Возвращаемся к работе с рисунками. Сравнивая последовательные числа, учащиеся вспоминают принцип построения числового ряда: каждое следующее число на единицу больше предыдущего.
Задание № 4. Записываем на доске и в тетради.
-Какие числа пропущены?
10…12 13…10 14…15 18…20
10…15 17…10 19…11 20…15
Задание № 5. Вычислительный тренинг по числовому лучу.
При вычислении примеров в каждом столбике замечаем закономерность: прибавляем 2 – перешагиваем через одно число, прибавляем 4 – дважды перешагиваем через одно число, прибавляем 6 – три раза перешагиваем через одно число и т.д.
Заполняя числами второго десятка, часть числового луча, тренируемся в записи этих чисел.
Задача № 6 на нахождение суммы и остатка.
В качестве условия можно нарисовать схему.
Подводим итог: общее количество находим с помощью сложения, часть – с помощью вычитания.
Выполняем запись решения в тетради: 6+3=9 (шариков)
Задача № 7.
-Найдите фигуры, в которых одинаковое число клеток. (У голубой и жёлтой фигур одинаковое число клеток).
Называем числа без опоры на рисунки: 10 треугольников и 5 – сколько всего? И т.д.
Игра «Самый быстрый почтальон». Цель: закрепление примеров прибавления и вычитания в пределах 10. Средства обучения: листы бумаги и разрезанные цифры. Содержание игры: Учитель раздаёт пяти ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров, записаны на конвертах). Кто быстрее всех и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Решение примеров повторяют все ученики.
5.Заключительная часть.
Рефлексия.
-Что нового для себя вы узнали на уроке?
-Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
-Молодцы! Благодаря дружбе вы преодолели все трудности на уроке.
И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу характеризовать солнышком.
6.Уборка рабочих мест.