Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц.

Тема : Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц.
(урок по ИЗО 6 класс)
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с культурой Древнего Египта.
Развивающая: развитие интеллектуальной и духовной культуры, творческих способностей .
Воспитательная: воспитание интереса и любви к Древнегреческому искусству.
Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов. Познавательный интерес учащихся к Д.П.И. Древней Греции.
2. Познакомить учащихся с основами древнеегипетского искусства
3. Развивать зрительную память, образное и логическое мышление.
4. Научить работе с художественными инструментами и материалами.
5. Воспитать эстетический вкус, любовь к произведениям ИЗО.
Тип урока:  комбинированный
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Изложение нового материала
3. Закрепление, практическая работа.
4. Подведение итогов.
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Магнитофон.
Зрительный и музыкальный ряд:
рисунки и фотографии известных фараонов и цариц;
презентация «Древний Египет»;
египетская фольклорная музыка.
Методы: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока :
1. Организационный момент. Вводная беседа.
Здравствуйте, ребята!
На протяжении уже нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой Древнего Египта. Сегодня мы продолжим ее изучение.
2. Изучение нового материала.
Выступление учителя.
Древний Египет (презентация)
1. слайд. Давайте посмотрим на фотографии. На них изображены древнейшие памятники Земли. Это древний Египет. Для нас он интересен своей таинственностью, восхищает красотой и не оставляет равнодушными.
Древние египтяне внимательно наблюдали за положением звёзд, Луны и Солнца – до нашего времени дошли древние легенды, объясняющие происхождение светил.
Происхождение мира египтяне пытались объяснить ежедневным появлением солнца на небосводе и ежегодным разливом Нила.
2. слайд. Особое место в представлениях древних занимал загробный мир, который был тесно  связан с миром живых.                                                   
Считалось, что души усопших, наблюдают за живыми людьми и влияют на их судьбы. Подготовка к посмертной жизни была одной из важных задач древнего египтянина, так как загробное существование он представлял себе как продолжение земной жизни.
Древние египтяне предпочитали селиться на восточном берегу Нила, так как солнце рождается на востоке; западный берег реки был отдан потустороннему миру. На западном берегу солнце «умирало», и поэтому там строили гробницы. Гробницы являлись своеобразными домами для умерших. С глубокой древности египтяне были убеждены, что бессмертные души направлялись к Полярной звезде, поэтому вход в пирамиды был расположен на северной стороне.
3. слайд. Согласно мифу, солнечный бог Ра появился из цветка лотоса. Младенец Ра от радости заплакал, и из его слёз, упавших на холм, появились люди. Изображение лотоса с сидящим в его лепестках младенцем является очень древним, оно встречается не только в египетской культуре, но и в других, более поздних. Сам священный лотос, по представлениям древних египтян, олицетворял красоту и воскресение после смерти.
В то же время существовало представление, что солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук-скарабей ХЕПРИ, подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Соединившись с культом бога Ра, возникло представление, что Хепри – это молодой Ра, бог восходящего солнца. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных, злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что амулет в виде скарабея может помочь воскреснуть из мёртвых.
4. слайд. Одежда древних египтян
 Древние египтяне в совершенстве владели ткацким искусством. Живя в стране с очень жарким климатом, они не нуждались в плотной одежде. Простолюдины обходились более грубым полотном, а знатные люди использовали лёгкие тонкие прозрачные ткани. Мужчины носили передники СХЕНТИ – повязку из широкого куска ткани, обёрнутую вокруг бёдер и закреплённую поясом. Схенти могли быть разных фасонов (показать). Схенти знатных людей изготавливали их плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти.
И мужчины и женщины носили КАЛАЗИРИС – одежду, состоящую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская, плотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях.
На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.
5. слайд. Причёски знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Всё свободное население Египта, и женщины и мужчины, носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шёлковых нитей, волокон растений, окрашенных в тёмные цвета. Модными считались чёрно-коричневый и чёрный цвета. В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближённые носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая, таким образом, воздушную прослойку. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти.
Все сословия носили КЛАФТ – платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был НЕМЕС – полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов. У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, Нижнего Египта – красной.
Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парики, но они могли делать причёски и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали в голубой, жёлтый и оранжевый цвета. Украшением причёски служили лобные повязки, обручи. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростёршей крылья. Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы.
3. Практическая работа.
Сегодня мы не только узнали интересное о культуре Древнего Египта, но также научимся выполнять образы древних египтян, изображая их портреты.
Демонстрация фотографий и рисунков, портретов или скульптурных изображений древнеегипетских фараонов и цариц (Тутанхамона, Нефертити, Эхнатона, Рамзеса и др).
Этапы работы: учитель комментирует каждый этап.
1. На формате А4 наметить тонкими линиями основные черты портрета. Учитель подробно показывает на доске набросок мелом.
2. Подобрать необходимый цвет для нанесения на лицо (у женщин лицо должно быть жёлтое).Раскрашивание выполнять широкой кистью.
3. На следующем этапе необходимо выполнить причёску или головной убор.
4. Подобрать цвет к фону (светло-серый, бежевый), и раскрасить его.
5. Более тщательно проработать характер лица (тени на шее, веках, уголках глаз). Верхнюю губу сделать темнее, нижнюю - светлее.
6. Завершить образ чёрно-синей обводкой (глаза, брови). Добавить украшения (серьги, воротники и др). По желанию можно добавить в работу иероглифы.
В ходе практической работы учитель оказывает индивидуальную, методическую помощь учащимся, испытывающим затруднения.
4. Итог урока. Выставка работ. Обсуждение. Оценки.
- С каким искусством вы познакомились? - Что необычного в искусстве Древнего Египта? - Чем руководствовались художники, нанося свои изображения? - Назовите основные детали костюма древнего египтянина.
- Что еще нового и интересного вы узнали о Древнем Египте?

Использованная литература:
1. Рубинштейн Р. И. Загадки пирамид. М. - 1966
2. Вейс Г. История материальной культуры. Энциклопедия для школьников.-М.Росмен,2001.
3. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом.-М.: Гелеос, 2007
4. Орнамент всех времен и стилей. - М.Арт-Родник.2004.
5. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме: «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека». М. 2007.
6. stranamasterov.ru/taxonomy/term/686
7. http://scrap-info.ru
8. Солодовников Ю. А. Человек в мировой художественной культуре. М. - «Просвещение» 1999.

15