Конспект урока 5 классГоловные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц (Эхнатона, Нефертити, Рамзеса).


Конспект урока.
Изобразительное искусство.
Урок 5класс
Тема: Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц (Эхнатона, Нефертити, Рамзеса).
Предложенный урок даётся в 5 классе ,на 2 этапе отработки материала по теме: «Искусство Древнего Египта». Искусство Древнего Египта, несомненно, оказало большое влияние на культурное развитие многих стран и народов. Данная тема всегда вызывает живой интерес учащихся. Комбинированный урок по теме «Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц (Эхнатона, Нефертити, Рамзеса)
Цель : Образовательная: познакомить учащихся с культурой Древнего Египта. Ознакомиться с особенностями древнеегипетских головных уборов и причёсок. Выполнить портрет фараона или царицы в смешанной технике. Выполнить головной убор в технике аппликации с элементами объёма, соблюдая историческую достоверность.
Углубить представление о технике аппликации и смешанной технике, её особенностях; научить приёмам работы; вспомнить основные правила выполнения панно и применить их на практике.
Развивающая: развитие интеллектуальной и духовной культуры, творческих способностей .Воспитательная: воспитание интереса и любви к Древнему искусству.
Задачи: Научить эмоционально воспринимать произведения различных видов искусства и выражать своё отношение к ним; развить самостоятельность в поиске решения различных задач, развить наблюдательность.
Обязательный минимум содержания. Техника аппликации и особенности смешанной техники.
Основные правила выполнения работы; цветовая гамма тёплые и холодные цвета ; выполнение панно.
Этапы урока Содержание Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя действия учеников
(возможные варианты) I. Создание проблемной ситуации.
Актуализация знаний. Учитель записывает тему урока,
Здравствуйте, ребята!
На протяжении уже нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой Древнего Египта. Сегодня мы продолжим ее изучение.
Выступление учителя.
Древний Египет (презентация)
1. слайд. Давайте посмотрим на фотографии. На них изображены древнейшие памятники Земли. Это древний Египет. Для нас он интересен своей таинственностью, восхищает красотой и не оставляет равнодушными.
2. слайд. Особое место в представлениях древних занимал загробный мир, который был тесно  связан с миром живых.                                                   
Считалось, что души усопших, наблюдают за живыми людьми и влияют на их судьбы. Подготовка к посмертной жизни была одной из важных задач древнего египтянина, так как загробное существование он представлял себе как продолжение земной жизни.
Древние египтяне предпочитали селиться на восточном берегу Нила, так как солнце рождается на востоке; западный берег реки был отдан потустороннему миру. На западном берегу солнце «умирало», и поэтому там строили гробницы. Гробницы являлись своеобразными домами для умерших. С глубокой древности египтяне были убеждены, что бессмертные души направлялись к Полярной звезде, поэтому вход в пирамиды был расположен на северной стороне.
3. слайд. Согласно мифу, солнечный бог Ра появился из цветка лотоса. Младенец Ра от радости заплакал, и из его слёз, упавших на холм, появились люди. Изображение лотоса с сидящим в его лепестках младенцем является очень древним, оно встречается не только в египетской культуре, но и в других, более поздних. Сам священный лотос, по представлениям древних египтян, олицетворял красоту и воскресение после смерти.
В то же время существовало представление, что солнце – это огромный золотой шар, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук-скарабей ХЕПРИ, подобно тому, как катят свои шарики по земле навозные жуки. Соединившись с культом бога Ра, возникло представление, что Хепри – это молодой Ра, бог восходящего солнца. Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных, злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что амулет в виде скарабея может помочь воскреснуть из мёртвых.
4. слайд. Большое значение имела причёска. Сегодня мы остановимся на этом более подробно. Причёски знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Всё свободное население Египта, и женщины и мужчины, носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шёлковых нитей, волокон растений, окрашенных в тёмные цвета.
5. слайд Модными считались чёрно-коричневый и чёрный цвета. В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближённые носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая, таким образом, воздушную прослойку. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти.
6. слайд. Все сословия носили КЛАФТ – платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был НЕМЕС – полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов. У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, Нижнего Египта – красной.
7слайд. Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парики, но они могли делать причёски и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали в голубой, жёлтый и оранжевый цвета. Украшением причёски служили лобные повязки, обручи. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростёршей крылья. Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы.
Демонстрация фотографий и рисунков, портретов или скульптурных изображений древнеегипетских фараонов и цариц (Тутанхамона, Нефертити, Эхнатона, Рамзеса и др).
Учитель:
- Выполнение нашей работы будет в смешанной технике. На доске висят образцы работ.
-Какие виды техник сочетаются в этих работах?
– Вспомните, как называется техника работы с бумагой ?-Скажите как называется техника объёмного изображения и исполнение её в масштабе.
– Скажите, а в современном мире используют аппликацию и моделирование?
1. Дети предлагают разные варианты, но учитель подводит их в диалоге к тому, что можно наклеить цветную бумагу, моделировать, раскрашивать красками . Скорее всего, дети сами об этом скажут.
2. – Аппликация (в случае затруднения учитель обращает внимание детей на определение в учебнике, с. 10).
2.-Моделирование, (подвести разговор из чего можно моделировать и как изобразить драгоценные камни и золото)
3. Дети предлагают разные варианты:
– да; нет; только на уроках изо и технологии и т.д.
Познавательные действия
1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.
3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
II.
Формулирование проблемы.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Актуализация знаний.
– Молодцы, но вы не всё назвали. Какой у вас возникает по поводу этого вопрос?
1. Учитель предлагает открыть учебник
– Рассмотрите страницу и скажите, как использовали технику аппликации художники?
– Рассмотрите работы художников и ответьте на вопросы на с. 10.
Где и как ещё можно использовать аппликацию?
Возможен другой вариант проблемного вопроса.
1. Дети рассматривают страницу, отвечают (возможные варианты ответов):
2. Учитель предлагает открыть учебник на
с. 10–11 и сравнить две работы .– Рассмотрите работы на с. 10–11 и сравните их:
– Какое настроение передал художник в этих работах? (Фрагмент спинки трона Тутанхамона и Фреска из гробницы фараона Нахта )– Какие цвета использовал для этого в одном панно, какие в другом?
– Как использовали тёплые и холодные цвета?
– Какие детали использовали художники для лучшего раскрытия сюжета?
2. Дети рассматривают панно, отвечают.
IV. Выражение решения проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. – Технику аппликации можно использовать при создании портретов, пейзажей, декоративных панно, украшений и др.
Возможны и другие варианты ответов. V. Применение знаний (продуктивные задания). Практическая работа
Сегодня мы не только узнали интересное о культуре Древнего Египта, но также научимся выполнять образы древних египтян, изображая их портреты.
Этапы работы: учитель комментирует каждый этап.
1. На формате А 4 наметить тонкими линиями основные черты портрета. Учитель подробно показывает на доске набросок мелом.
2. Подобрать необходимый цвет для нанесения на лицо. Раскрашивание выполнять широкой кистью.
3.. Подобрать цвет к фону ( и раскрасить его)
4. На следующем этапе необходимо выполнить причёску или головной убор(используя технику аппликации)
5. Более тщательно проработать характер лица (тени на шее, веках, уголках глаз). Верхнюю губу сделать темнее, нижнюю - светлее.
6. Завершить образ чёрно-синей обводкой (глаза, брови).
7. Добавить украшения (серьги, воротники и др) используя объёмное моделирование. По желанию можно добавить в работу иероглифы.
В ходе практической работы учитель оказывает индивидуальную, методическую помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Выполняют. VI. Итог урока. Рефлексия. Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?
– Какие цвета ты использовал?
– Ты спроектировал свой цветок самостоятельно или воспользовался образцом в тетради?
– Когда ты создавал свой цветок, ты использовал сочетания тёплых и холодных цветов?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Что бы ты хотел изменить в своей работе?
– Как бы ты оценил свою работу?
5 4 1 2 3
Выполняют. VII. Домашнее задание. Домашнее задание №1 носит рекомендательный характер и выполняется по желанию.
1. Подумать, как ещё можно использовать технику аппликации сегодня.
2. Принести , цветную бумагу, ножницы, клей.
Записывают. Используемая литература
Рубинштейн Р. И. Загадки пирамид. М. - 1966
2. Вейс Г. История материальной культуры. Энциклопедия для школьников.-М.Росмен,2001.
3. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом.-М.: Гелеос, 2007
4. Орнамент всех времен и стилей. - М.Арт-Родник.2004.
5. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме: «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека». М. 2007.
6. stranamasterov.ru/taxonomy/term/686
7. http://scrap-info.ru
8. Солодовников Ю. А. Человек в мировой художественной культуре. М. - «Просвещение» 1999.
Интернет ресурсы
http://zhurnal.lib.ru/k/kalinkin_a_n/owlegypt.shtmlhttp://www.iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_Iskusstvo_Drevnego_Egipta.htmlhttp://civilinfo.ru/?pg=47http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.htmlhttp://www.worldsculture.ru/drevniie-egipet/kratkiie-ekskurs-v-istoriyu-iskusstv-drevnego-egipta.html