Рабочая программа по труду с детьми ОВЗ (8вид)


1.Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе
В педагогике придаётся особое значение ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Он является благоприятным условием обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков; способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Количество часов в год по программе - 68 часов
Целью обучения труду является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизнью.
Обучение труду в 4 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде (выполнение правил безопасной работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.п.)
Однако решению указанных задач препятствуют такие особенности детей, как сниженная познавательная активность, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, ослабленность словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса. Поэтому эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при решении учителем специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.
Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Программа по ручному труду в 4 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработке материалов (бумаги, картона, ткани, природных и других материалов), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда. На трудовое обучение в 4-ом классе отводится 2 часа в неделю.
На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности учащихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения.
Программой предусмотрены следующие виды труда:
Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью, текстильными материалами (ватой, пряжей, нитками и др.)
Работа с металлом и древесиной
Работа с пластическими материалами (пластилин, глина, цемент, гипс, алебастр)
Работа с разными материалами (комплексные работы)
Уроки труда строятся на принципах взаимосвязи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
В программе представлен обязательный минимум требований к основным знаниям и умениям учащихся в виде двух уровней усвоения: базовый и сниженный.
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий возможно лишь при усвоении учеником предыдущего материала.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из важных предметов. Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.  Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Трудовое обучение» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 4 классе – 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.
4.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения предмета являются:
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:
В соблюдении норм и правил культуры труда;
в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;
В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:
В познавательной сфере:
Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;
познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;
понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;
различать изученные виды и способы обработки материалов;
приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;
формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
формировать эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать виды творчества во всем их многообразии;
уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в различных видах ДПИ, проявлять эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
В коммуникативной сфере:
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
(школьники учатся: комментировать свою деятельность сначала по образцу учителя, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).
В эстетической сфере:
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию;
воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к творческим видам деятельности, художественно-декоративным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
В трудовой сфере:
подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;
подбор материалов с учетом требований технологии;
планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой дисциплины;
подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений об объектах труда, их свойствах, назначении и применении, способах и методах изготовления и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении трудовым операциям и многие ошибки в технологии изготовления объектов труда и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
При обучении трудовому обучению общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи трудового обучения с другими учебными предметами, особенно с изобразительным искусством, музыкой, математикой, чтением. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания трудового обучения у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.
Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках трудового обучения знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
5.Содержание учебного курса(трудовое обучение).
Содержание учебного материала соответствует предусмотренным программой видам труда: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесиной», «Работа с металлом». Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; соблюдение установленных правил и порядка в мастерской - основа успешного овладения профессией; знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности. соответствует предусмотренным программой видам труда: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесиной», «Работа с металлом». Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; соблюдение установленных правил и порядка в мастерской - основа успешного овладения профессией; знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.


№ Разделы программы Кол-во часов
1 Работа с бумагой и картоном 15
2 Работа с тканью, текстильными материалами 8
3 Работа с металлом и древесиной 4
4 Работа с пластическими материалами (пластилин и др) 7
Итого 68

Беседы
1.Работа с бумагой и картоном. Вводное занятие. Урок-беседа о профессии переплётчика или др..2.Виды бумаги и их свойства.
3.Краткие сведения об изготовлении бумаги.
4.Виды бумаги для изготовления ёлочных украшений.
5.Сведения о получении картона.
6.Работа с тканью. Вводное занятие. Урок-беседа о профессии швеи .
6.Применение тканей, Краткие сведения о получении тканей.
7.Работа с металлом и древесиной. Вводное занятие. Урок-беседа о профессии столяра.
7.Виды проволоки.
8.Работа с пластическими материалами. Вводное занятие. Урок-беседа «Значение производства товаров в жизни человека».
Опыты
1.Свойства бумаги (повторение)
2.Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов.
3.Свойства картона (повторение).
4.Свойства проволоки (повторение).
Экскурсии
1.Работа с тканью. Экскурсия в швейную мастерскую
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
1 Технология- Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ.учрежд. 8 вида.-2-е изд.- СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2013г.
Технология: Ручной труд: 4 класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образ.учрежд. 8 вида.-.- СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2012г.
1.Программа под ред. В.В.Воронковой «Программы
подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных
учреждений VIII вида», Москва. «Просвещение» 2013г
2.В. И. Антипов, Н. В. Павлова. Обучение ручному труду. Пособие
для учителя. – М.: 1976
3 . В.Г. Петрова «Обучение учащихся 1-4 классов» 1982г
4.Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства» 2006г
5.Н.А.Цирюлик,Т.Н.Проснякова «Уроки творчества» 2005г
6.В.Г.Машинистов «Дидактический материал по трудовому
обучению» 1988г.
7. Н.А.Цирюлик,Т.Н.Проснякова «Умелые руки» 2005г
8.- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
9.Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
10.Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
11. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
12Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
13.В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.
14.Чернова Е.В.-Цветы из бисера.Композиции для интерьера.-Издательство Ростов\Дону феникс.2006г.
15.Кузьмина Т. А. Кузьмина Е.В., Морозова Ю.Н.- Игрушки из бисера. – М.:ООО ТД Издательство «Мир книги»;ООО Издательство- «Миола-Пресс» 2011г.
Оборудование включает в себя:
Наглядные пособия:
макеты «Овощи», макеты «Фрукты», макеты «Геометрические фигуры», набор детской посуды, игрушки, строительные кубики, наборы конструкторов, мозаика, виды и сорта бумаги и ткани, альбом этапы производства ткани, операционно- технологические карты по разделам: работа с текстильными материалами, бумагой и картоном, металлом и древесиной, стенды правил безопасной работы с инструментами, ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Раздаточный материал:
Ножницы, простые карандаши, кисти, клей канцелярский, стеки, шаблоны, подкладные доски, салфетки, акварельные краски, цветные карандаши, альбомы, цветная бумага, цветной и белый картон, проволока, различные виды бросового материала.8. Планируемые результаты изучения курса.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения учащиеся должны усвоить следующие знания и умения:
I уровень (базовый)
Знать:
названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Уметь:
анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения;
планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
II уровень (сниженный)
Знать:
названия и основные свойства материалов, название и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.
Уметь:
организовать свою работу по устной инструкции учителя;
называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
составлять простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
давать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия)
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;
правила безопасности работы и личной гигиены;
как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.
Учащиеся должны уметь:
организовывать своё рабочее место;
называть последовательность выполнения работы;
составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.