Рабочая программа по окружающему миру 3класс 8вид



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА
VIII вида

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные  документы  для  составления рабочей  программы:
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года
№ 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарт;
Федеральный перечень учебников;
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения/ Автор Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа, по которой работает учитель: Аксенова А.К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011

Учебники, по которым работают учащиеся: Матвеева Н.Б. Живой мир. 3 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2016

Место предмета в учебном плане: естествознание

Количество часов в неделю по учебному плану: 1

Общее количество часов в соответствии с программой: 34

Цели и задачи курса:
Цель:
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Материально – техническое обеспечение учебного процесса:
Таблицы:
«Дикие животные»
«Домашние животные»
«Правила дорожного движения»
«Времена года»
«Овощи»
«Фрукты»
Плакат «Календарь погоды»
Сюжетные картинки «Времена года»
Индивидуальные календари погоды.
Предметные картинки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (23 названия); ягодные кустарники (23 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан свинья, заяц кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение .

Учащиеся должны усвоить следующие представления:
о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;
о растениях сада, леса;
об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;
о роли человека в жизни домашних животных;
о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.

Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь: 1-й уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;
соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
определять по сезонным изменениям время года;
определять направления ветра;
2-й уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 23 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;
сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;
соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;
соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
Учебно-тематический план.
Раздел программы
Количество часов (надомного обучения)

Сезонные изменения
9

Неживая природа
5

Растения
7

Животные
7

Человек
4

Резерв
2

Итого за год:
34











Требование к уровню подготовки обущающегося:
умения:
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;
различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;
различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.
знания:
о воздухе, и о значении воздуха для человека;
о растениях леса, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
правила ухода за растениями сада, как использует человек;
о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем
Дата

Примечание



По плану
По факту



Сезонные изменения





Сезонные изменения в природе. Погода
01.09




Признаки осени. Растения и животные осенью
08.09




Неживая природа





Солнце в разные времена года
15.09




Восход и закат солнца. Календарь
22.09




Воздух. Значение воздуха.
29.09






Термометр. Измерение температуры воздуха.
06.10




Ветер. Направление ветра.
13.10




Растения





Растения. Части растений
20.10




Растения сада
27.10




Лес.
10.11




Плоды и семена
17.11




Лесные ягоды. Грибы.
24.11




Травянистые растения
01.12




Виды растений родного края.
08.12




Признаки зимы. Растения зимой. Зимние месяцы.
15.12




Животные зимой. Занятия людей зимой.
22.12




Животные





Дикие животные
29.12




Домашние животные
19.01




Птицы. Перелётные птицы
26.01




Зимующие птицы.
02.02




Хищные птицы.
09.02




Певчие птицы
16.02




Виды животных родного края.
02.03




Природа весной. Растения весной.
09.03




Животные весной. Занятия людей весной
16.03




Человек





Дыхание человека
23.03




Профилактика простудных заболеваний
06.04




Сердце. Пульс.
13.04




Окружающая среда и здоровье человека.
20.04




Лето. Признаки лета.
27.04




Природа летом.
04.05




Занятия людей летом
11.05




Повторение и обобщение материала

18.05




Повторение и обобщение материала

25.05





15