Доклад на педагогическую конференцию:«Исследование особенностей понимания патриотизма студентами ММТ»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕДЖЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНУСИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

















«Исследование особенностей понимания
патриотизма студентами ММТ»









Подготовила: Бударина С.М.








Минусинск, 2011
Среднее профессиональное образование России переживает очередной этап реформирования, его изменившиеся социальные функции требуют новых подходов к решению проблем социально-профессионального становления студентов. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС III поколения, где стратегические цели образования тесно увязаны с восстановлением статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий и экономики. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях. Ключевые компетенции, которые рекомендовал использовать Совет Европы, как основу для построения учебных планов и программ, помимо прочего, способствуют формированию гражданско-патриотических качеств студентов. Что является достаточно актуальным в настоящее время. Трансформация Российского общества в 90-е годы прошлого века привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде, заключающуюся в частичной утрате морально – нравственных черт личности, таких как чувство гражданственности и патриотизма.
Учитывая актуальность и социальную значимость данной проблемы, нами было проведено социально-психологическое исследование.
Цель: исследовать особенности понимания патриотизма у студентов минусинского медицинского техникума.
Задачи:
На основе теоретического анализа научной литературы и современных педагогических исследований данной проблемы выяснить состояние гражданско-патриотического воспитания молодежи и студентов.
Проанализировать данные исследования студентов техникума;
Объект исследования: патриотизм как базовое свойство личности.
Предмет исследования: особенности проявления патриотизма у студентов техникума.
Методы исследования:
Для решения поставленных задача нами был использован комплекс вдаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
1) анализ, психолого-педагогической и социологической литературы по исследуемой проблеме, включающий концептуальный анализ ранее проведенных исследований;
2) бланковая методика комплексного исследования патриотизма;
3) методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ полученных данных.
Изучение аксиологически ценной литературы позволяет достаточно основательно исследовать интересующую нас проблему, выявить существующие закономерности и тенденции. Так что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается следующее определение: Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: « любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».
Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? К сожалению, мы вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодых людей сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Является ли патриотизм актуальным в настоящее время? Для ответа на этот вопрос мы и провели исследование среди студентов Минусинского медицинского техникума в ходе, которого были получены следующие данные:
В диагностике приняли участие 237 человек, что составляет 68 % от общего количества студентов техникума, причем 91% опрошенных –девушки. Возрастной состав представлен следующим образом (см.: диаграмма 1).

Диаграмма 1
Возрастной состав участников исследования
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Как видно из диаграммы 1, основную категорию составляют студенты 18-20 лет. Важная особенность молодых людей, принадлежащих к этой группе - готовность к освоению и реализации разнообразных социально-экономических ролей, формирующаяся система ценностей, самосознание и идентификация себя как субъекта социальной, в широком смысле этого слова, жизнедеятельности.
На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом» утвердительно отвечают 50,8% студентов, 32,7 % выбрали ответ «частично», «не знают» - 8,4 %, «нет» ответили 7,5 % опрошенных (см.: диаграмма 2).
Диаграмма 2

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
На диаграмме 2 отчетливо видно, что подавляющее большинство студентов считают себя патриотами.
Ответы на вопрос, «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? распределились следующим образом (см.: диаграмма 3).

Диаграмма 3
Признаки патриотизма
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу – 45,3 %;
Непримиримость к представителям других наций и народов – 5 %;
Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – 22,6 %;
Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения - 21,4 %;
Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни - 50,4 %;
Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире - 20,1 %;
Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи - 1,2 %;
Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка - 0 %;
Ранжирование ответов наглядно демонстрирует понимание студентами смысла понятия «патриотизм», что может являться косвенным показателем сформированности необходимых индивидуально - характерологических черт личности.
«Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?» Студенты ответили следующим образом (см.: диаграмма 4).
Диаграмма 4
Степень влияния социальных институтов на формирование
патриотических чувств
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 1. Школа – 17,6 %; 2. Родители – 45,3 %; 3. Окружающие люди, друзья – 11,3 %; 4. СМИ – 16,3 %; 5. Органы власти -12,6 %; Доминирующая роль в формировании патриотических чувств принадлежит семье и школе, то есть той социальной среде, в которой человек проводит максимальное количество времени и которая должна иметь все необходимые ресурсы, позволяющие актуализировать потребность человека принадлежать своей стране, ощущать гордость за нее.
По мнению респондентов, наиболее значимыми характеристиками патриотизма являются следующие человеческие качества и ценности (представлены в порядке убывания степени значимости):
– любовь (духовная и физическая);
– наличие хороших и верных друзей;
– здоровье (физическое и психическое);
– честность (правдивость, искренность);
– общественное признание;
– жизненная мудрость;
– аккуратность (чистоплотность);
– ответственность (чувство долга, умение держать слово);
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование);
– красота природы и искусства;
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– образованность;
– независимость;
– материальное обеспечение жизни;
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения);
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
– интересная работа;
– счастливая семейная жизнь;
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
– исполнительность;
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
– продуктивная жизнь;
– воспитанность (хорошие манеры);
– творчество (возможность творческой деятельности);
– жизнерадостность;
– чуткость (заботливость);
– непримиримость к недостаткам в себе и других;
– познание (образование, кругозор);
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
– активная деятельная жизнь;
– развлечения;
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий); – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
Как видно из ответов, наибольшую ценность для студентов представляют такие составляющие патриотизма, как любовь и дружба, что является обоснованным для данной возрастной группы.
Наиболее значимыми в компании, коллективе, кругу друзей являются следующие ценности (представлены в порядке убывания): 1. Готовность помочь другу в трудную минуту;
2. Умение ценить настоящую дружбу; 3. Взаимопонимание; 4. Честность, порядочность, принципиальность; 5. Решительность; 6. Смелость; 7. Сила воли;
8. Хорошие манеры; 9. Способности.
10. Приятная внешность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Умение модно одеваться; 13. Наличие денег на всякие расходы;
14. Интерес к политике; 15. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
Первое место студенты уверенно отдают моральным ценностям и чертам личности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Студенты техникума хорошо понимают значение термина «патриотизм»;
Подавляющее большинство студентов считают себя патриотами;
Наибольшую значимость для студентов представляют такие проявления патриотизма, как любовь и дружба;
В иерархии жизненных ценностей студентов приоритет отводится морально - нравственным чертам личности.
Список литературы
Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997.
Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа-листов, 2004.
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.
Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004. - №5.
Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. - 2005. - №2.






Root Entry17 лет"18 лет"19 лет"20 лет"21 год"22 года23 года24 года