Разработка урока русского языка на тему Интересные особенности разговорного стиля речи (6 класс)

Урок: русский язык Класс: 6
Дата:
Тема: Интересные особенности разговорного стиля речи
Цели: - познакомить учащихся с особенностями разговорного стиля речи; учить находить отличительные черты данного стиля в речи;
- развивать монологическую речь учащихся, творческое мышление;
- прививать интерес к уроку.
План и ход урока:
I Организационный момент. Настрой на работу.
II Подготовительный этап
Языковая разминка по Н.К.Винокуровой
а) Определите количество слогов: солнце, жираф, весна, передача, сосны, мир, проход, сырье, варенье, тарелка, табурет.
б) Подберите синонимы к словам: думать (размышлять, рассчитывать), верить (надеяться), сложить (класть, составить), красивый (прекрасный, милый), плохой (отрицательный, нехороший).
в) Укажите начальную форму: по реке (река), обо мне (я), веселыми (веселый), прыгаю (прыгать), у дерева (дерево); из ведра (ведро); забежал (забежать); полосатенькие (полосатенький).

Фронтальный опрос
Речь это произнесенное с определенной интонацией предложение «Машина!». Чтобы получить данное высказывание, нужно было в языке найти соответствующие средства: на «полке» предложений «взять» тип повествовательных, восклицательных; на «полке» слов отыскать то, которое называло бы увиденный предмет, было бы именем существительным, стояло бы в именительном падеже, в единственном числе и т. д.
Вот так и происходит в жизни, чтобы передать мысль, чувство другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь.
Но для того чтобы речь возникла, т. е. чтобы язык стал средством общения, нужно несколько условий: 1) чтобы было по крайней мере два человека: говорящий и слушающий или пишущий и читающий; 2) чтобы человек испытывал потребность сказать (написать) что-то другому; 3) чтобы говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком. с чем можно сравнить данные примеры?
- Правильно, с таблицей которую мы изучили на прошлом уроке. Поясните ее.
Так же, сделать эти условия очевидными для учащихся помогут три вопроса:
1) Если бы вы переходили улицу один (одна), стали бы самому себе вслух говорить: «Машина!»?
2) Почему, заметив опасность, вы сказали о ней товарищу? Что заставило вас заговорить?
3) Если бы рядом с вами был иностранец, который не знает русского языка, имело ли смысл произносить ему русское слово?
III Основной этап
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
а) Практические упражнения.
1. Прочитайте тексты. О чем говорится в них об одном и том же или о разном? Как говорится одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?
а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 1517°.
в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Выполнение упражнения позволит сделать общий вывод: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т. е. от речевой ситуации.
Признаки речевой ситуации были представлены в виде схемы на прошлом уроке. Еще раз обратимся к ней.
2. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.
Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.
3. Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?
Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.
Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.
4. Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов.
Сопоставление текстов позволяет сделать следующее обобщение: в разных речевых ситуациях мы говорим или пишем по-разному, т. е. пользуемся разными стилями речи.
Знакомство со стилями речи начинается с противопоставления двух речевых разновидностей: разговорной речи и книжной.
Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке (1 1, НО). Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим узнать. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах (1 много, ОО).
5. Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности
или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом официальные (книжные).
а) Женя помолчала и опять спросила:
Оля, а кто такой Тимур? . . . Это один царь такой, намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, злой, хромой, из средней истории. (А. Г а и д а р.)
б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 13361405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)
6. Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.
а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.
б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот бац! неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.
Ядро разговорной речи составляет разговорный стиль. Практически он более всего знаком учащимся, поэтому именно с него и начинается изучение стилей.
Разговорный стиль речи, как в дальнейшем и все другие стили речи, характеризуется по четырем параметрам с точки зрения: 1) условий общения; 2) задач речи; 3) отличительных черт; 4) часто используемых языковых средств.
Разговорный стиль: 1) он обычно используется в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке; 2) задача речи обменяться впечатлениями (общение); 3) высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику; 4) к характерным языковым средствам относятся: разговорные слова и выражения, эмоционально-оценочные средства, в частности с суффиксами -очк-, -еньк, -ик-, -к-, -оват-, -еват-; глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия, обращения; побудительные, вопросительные, восклицательные предложения.
(Для того чтобы пятиклассники усвоили полученные сведения и научились опираться на них при создании своих высказываний, нужны упражнения как в анализе готовых текстов, так и в построении собственных. Организуя соответствующую работу, важно хорошо представлять себе, какие именно действия, какую последовательность их выполнения должны освоить школьники. Таких действий два. Первое из них это характеристика ситуации общения, применительно к которой создано или создается высказывание, и на ее основе определение стиля речи. Второе действие это своеобразное выведение следствия из первого решения. Установив стиль речи, необходимо определить, каким общим требованиям отвечает (или должно отвечать) высказывание данного стиля, какие сведения, какие средства языка использованы (или должны быть использованы) для выполнения этих требований. На выработку названных действий и направлены все упражнения, связанные с изучением стилей речи, в том числе и разговорного).
б) Упражнения для работы над разговорным стилем речи.
7. Познакомьтесь с текстами. Охарактеризуйте речевые ситуации. Выделите высказывание разговорного стиля; пользуясь сведениями о разговорном стиле, проведите полный анализ этого текста.
а) Это ребятишки по чужим садам озоруют, объяснила Ольге молочница. Такой народ пошел ... хулиганы. Я ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Однако бог миловал ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла дубовая, вдвоем не своротишь, так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди дело темное . .. (По А. Гайдару.)
б) Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу. (По А. Гай дару.)
8. Представьте себе, что в воскресенье ваш класс идет в картинную галерею. Вам нужно: а) объявить об экскурсии на классном часе;
б) сказать о ней своим родителям. В каком из высказываний вы воспользуетесь разговорным стилем, в каком обратитесь к книжной речи? Чем будут отличаться высказывания? Составьте оба текста.
9. Удачны ли высказывания ребят, приведенные в книге Норы Галь «Слово живое и мертвое»? Какое слово не соответствует ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим.
Бегут двое мальчишек лет по десяти двенадцати, спешат в кино. На бегу один другого спрашивает: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».
IV Заключительный этап
Итог урока: - Как вы считаете, многое ли вы знали о разговорном стиле речи до сегодняшнего нашего урока?
Домашнее задание: разработать схему-опросник на тему «Разговорный стиль речи»