Методическая разработка по биологии для 5 класса День птиц


Ход мероприятия
Ведущий. .   Звучат голоса птиц.
        Ведущий: Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело ,И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
Ведущий. .   Ребята, сегодня необычный праздник. Мы с вами собрались отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев. У нас стало теплее, согрелся воздух, земля. Птицы очень долго добирались назад. Много километров пришлось преодолеть, чтоб вернуться
Ведущий. .   Ежегодно 1-го апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. Сегодня мы поближе познакомимся с миром пернатых.
– Скажите, какая наука изучает птиц?– Правильно орнитология. Так вот, самые знающие птиц ученики, а также наиболее активные, получат значок “Юный орнитолог”.– Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.
1-й учащийся.
Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят.
2-й учащийся.
Скоро гости к тебе соберутся,Сколько гнезд понавьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари.
3-й учащийся.
На солнце темный лес зардел,В долине пар белеет тонкий,И песню раннюю запелВ лазури жаворонок звонкий.
4-й учащийся.
Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою.
Ведущий. Многие поэты описывали в своих стихотворениях птиц или использовали их образы.
– Ребята, а какие вы знаете стихотворения о птицах?
1-й учащийся.
Ведущий. Благодаря поэтическому отношению человека ко всему, что его окружает, птицы вознеслись на небо. Есть на небе созвездия Райской птицы, Журавля, Павлина и Феникса, но мы не можем видеть их: все они расположены в Южном полушарии. Зато на нашем родном небе Северного полушария парят созвездия Лебедя и Орла, они хорошо видны погожими летними ночами.
2-й учащийся. Интересна легенда, которая вознесла орла на небо. Помните миф о Прометее? Однажды Зевс разгневался на людей и лишил их огня. Но титан Прометей похитил огонь и вернул его людям. Разгневанный Зевс велел приковать Прометея к скале и пробить ему грудь копьем. Огромный орел ежедневно прилетал клевать печень титана, которая за ночь отрастала вновь. Страшные муки Прометея длились тысячелетия, пока Геракл не убил орла и не освободил титана.
3-й учащийся. Орел – сильная птица, с острым клювом и когтями, символ могущества и власти.
– Какие государства поместили орла на своем гербе? (Россия, Польша, Германия и др.)– Каких птиц нашего района вы еще знаете? (Гуси, утки, чибисы, синицы, снегири, сороки и др.)
4-й учащийся. Вернемся вновь к звездному небу. По нему, вытянув шею и широко раскинув крылья, “летит” вдоль Млечного Пути созвездие Лебедя. Созвездие Лебедя большое. Как же лебедь “взлетел” на небо? У этолийского царя была дочь Леда. Плененный дивной красотой ее, Зевс явился однажды купавшейся в реке Леде в образе лебедя. Древние греки считали, что созвездие Лебедь и есть сам Зевс Громовержец: скрываясь от ревности своей жены Геры, летит он в облике лебедя на свидание к красавице Леде.
Ведущий. Ребята, посмотрите на картину Михаила Александровича Врубеля “Царевна Лебедь”.
– Как вы думаете, какое произведение подтолкнуло художника написать эту картину? (“Сказка о царе Салтане”.)– Кто автор этой сказки? (А. С. Пушкин.)
5-й учащийся. В образе Царевны Лебеди Врубель изобразил свою жену, певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ее голос, ему показалось, что это голос его души. Образ Царевны Лебеди прекрасен своей одухотворенностью: бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости, нежной грусти.
Ведущий. Не только художники, но и композиторы использовали образ птиц в своих произведениях.
(Звучит отрывок из балета “Лебединое озеро” П.И.Чайковского.)
6-й учащийся. Вслушайтесь в эти чудные звуки. “Лебединое озеро” – первый написанный П.И.Чайковским балет. Как прекрасна музыка, как точно передает она гордую красоту птицы.
– Ребята, а какие еще сказки, в которых говорится о лебедях вы знаете? (“Дикие лебеди”, “Гуси-лебеди” др.)
Ведущий. Многие назвали сказку Ганса Христиана Андерсена “Дикие лебеди”. Вспомните, как летят лебеди в теплые края. Это называется сезонной миграцией птиц. В пути им приходится многое терпеть: они страдают от голода и холода. Но все равно летят.
3-й учащийся. А сейчас мы вам споем песенку о нашей деревенской птичке, без которой мы бы не смогли обойтись. Отгадайте, кто это?
Маленький мальчишка в сером армячишкеПо двору шныряет, крошки собирает. (Воробей.)
Ведущий. Многое вы знаете о птицах, но многое вам и не известно. Вот, например:
1-й учащийся. А знаете ли вы, что...
Колибри едят до 60 раз в сутки. Эти птички – самые маленькие на Земле. Они питаются нектаром, и перелетая с цветка на цветок, машут крыльями со скоростью 80 раз в секунду.
Самая большая птица – североафриканский страус обитает между Нигером и Суданом. Рост самца – 2 м 74 см, вес – 156,6 кг. Он самый быстрый бегун в мире, развивает скорость до 120 км/ч, прыжки его до 8 м.
Наибольшая высота, на которой могут летать птицы – 8230 м. именно на этой высоте пилот гражданского самолета обнаружил 30 лебедей-крикунов.
Самые зрячие птицы: золотистый орел может видеть на расстоянии 3,2км зайца, а сапсан замечает голубя на расстоянии более 8км.
Ведущий. Пробуждается природа, наполняются живительным соком деревья – всюду жизнь! Так и хочется сказать, что птицы на крыльях весну принесли!
2-й учащийся.
Все на улицу скорей –Надо торопиться! Из-за гор, из-за морей Прилетели птицы. После зимней тишины, После стужи зимней Наши гости в честь весны Распевают гимны.
– Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей, скворцов, жаворонков.)
Ведущий. Человек любуется птицами. Он пишет о них стихи, песни, картины. А зачем человеку птицы?
– Могут ли птицы жить без человека?– А человек без птиц?– Почему?– Совершенно верно, но, к сожалению очень много видов птиц уже уничтожено, многие занесены в Красную книгу. Поэтому мы должны заботится о птицах, которые нас окружают. – Что мы можем для них сделать? (Кормушки, домики, подкармливать и т.д.)– А теперь послушайте внимательно рассказ В.Астафьева “Зачем я убил коростеля?” и ответьте, почему человек, проживший довольно долгую жизнь, прошедший войну, всю жизнь сожалел о содеянном в детстве проступке?– Так вот, ребята, прежде, чем совершать какие-то поступки, особенно связанные с живыми существами, подумайте, а стоит ли ваша минутная слабость загубленной понапрасну жизни? Не будите ли вы раскаиваться об этом после?
5-й учащийся.
Пускай всегда такой обычай В моей останется стране-Встречать любовно стаи птичьи, Всем сердцем радуясь весне.
Ведущий. А теперь пришла пора подвести итоги. Наше жюри оценило ваше участие в празднике и лучшие знатоки птиц, а также активные участники награждаются знаками “Юный орнитолог”.
(Все участники хором.)
Берегите птиц – они часть живой природы!