Сценарий экологического мероприятия, посвященного Дню птиц Берегите птиц



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская ОСШ УИОП№1»







Сценарий
экологического мероприятия, посвященного Дню птиц
конкурсно-познавательная программа «Берегите птиц!»









педагог-организатор:
Пятыгина Елена Георгиевна











Излучинск, 2015 год.

Сценарий конкурсно - познавательной программы « Берегите птиц!»

Дата проведения: 22.10.2015г. в 14.30 часов
Место проведения: МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП№1»
Оформление: Надпись на слайде: «Берегите птиц!»
Оборудование: микрофоны, проектор, экран.
Цель мероприятия: формирование бережного отношения к птицам.
Задачи:
1)Познакомить обучающихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц;
2)Способствовать развитию навыков коллективной и групповой работы, развитию наблюдательности, логического мышления, памяти, речи;
3)Раскрыть роль птиц в природе.

В: Добрый день дорогие друзья! Любители и ценители природы.
Сегодня мы с вами будем говорить о птицах.
А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
-Дятлы, скворцы, синицы - истребляют огромное количество насекомых.
-Синица- за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
-Семья скворцов- за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
-А кукушка - за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
В: Сегодня в нашей конкурсно - познавательной программе «Берегите птиц!» принимают участие команды:
В: А где есть команды, дух соперничества, значит и должно быть строгое и справедливое жюри.
Жюри:
Приложение № 0(протокол жюри)

1.Конкурс «Узнай птицу»
Прочитайте текст, подумайте о какой птице идет речь. Вставьте в место пропусков название птицы. За правильное выполненное задания 5 баллов. Текст зачитывают капитаны.
Приложение№1
1. Ворон. Полет ворон очень красив; при быстром полете он несется почти по прямой линии, сильно ударяя крыльями; часто он долго парит, описывая красивые круги. По земле он ходит со смешной важностью; сидя на ветке, держится или горизонтально, или совершенно прямо. Ворон часто нападает на животных. Ворует вещи и еду и прячет краденое. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова. Тот, кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.
2.  Ласточка. Ласточка – чрезвычайно живая, резвая. Смелая птичка, всегда очень нарядная. Веселое расположение духа у нее нарушается только очень дурной погодой и недостатком пищи. Ласточка летает быстрее, разнообразнее и ловчее других птиц: парит, бросается с быстротой молнии то вбок, то вверх, то вниз, вдруг почти падает до земли – и все это проделывает с изумительной ловкостью. Для отдыха ласточка выбирает выдающиеся пункты, удобные для прилета и отлета: здесь греется она на солнце, поправляет и приглаживает свое оперение и поет.
3. Журавль. Все движения журавля изящны; все проявления его довольно высоко развитых способностей привлекают внимание. Крупная, подвижная и смышленая птица прекрасно осознает свои достоинства и выражает это в самых разнообразных поступках. Ходит журавль грациозно и мерно, с сознанием своей красоты, без труда поднимается на воздух, немногими широкими ударами сильных крыльев достигает желаемой высоты и летит ровно и неторопливо, но быстро и энергично. Когда придет журавлю охота, он забавляется веселыми прыжками, шаловливыми движениями, странными позами; играя, поднимает с земли щепки и камешки, бросает на воздух и ловит их снова; танцует, прыгает, быстро бегает взад и вперед и самыми разнообразными движениями выражает свою жизнерадостность.
4.Дятлы считаются чрезвычайно полезными лесными птицами, хотя некоторые исследователи считают их вредными, преувеличивая значение повреждений деревьев, истребления семян хвойных деревьев и полезных для леса муравьев. Дятлы - оседлые или кочующие птицы, живущие обыкновенно по одиночке и вне периода размножения лишь иногда собирающиеся в стада. Самец в период спаривания издает своеобразный трещащий звук, барабаня клювом по сухой ветке или сильно ударяя по ней и приставляя к ней затем свой клюв. Дятлы гнездятся в полостях, выдолбленных ими самими в стволах деревьев; самка кладет 3-8 белых блестящих яиц и насиживает их вместе с самцом; подстилкой для яиц служат щепки.

2.Конкурс «Заменяй-ка»
Вам предстоит прочитать внимательно загадку и отгадать ее. У вас получится слово в нем поменяйте, или добавьте одну букву. Так чтоб у вас получилось название птицы. Задание для каждой команды отдельное. За правильный ответ 5 баллов.
Приложение №2
Меня ты увидишь теперь лишь в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда,
Но букву одну измени поскорее -
Я очень полезная птица тогда.(Соха - Сова)
Простая буква я, ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известную, друзья (Сорок - А)
С буквой "С" живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой "ф" за красоту
Меня жар-птицей называют. (Сазан-фазан)
В больнице он главный и лечит людей
А в поле отважно он ищет червей. (Врач-Грач)

3.Конкурс «Профессия птиц»
Вам предстоит напротив названия рабочей профессии птицы написать имя птицы. За правильный ответ 1 балл.
Приложение №3
Птица рыболов-
Птица плотник-
Птица лесная кошка-
Птица строитель-
Птица акробат-
Птица солист-
Птица ночной хищник-
Птица легкомысленная мамаша-
Ответ: - Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. -Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел». -Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте. -Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп -Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой. -Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая». -Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью. -Легкомысленная мамаша (кукушка).

4. Конкурс «Семь птиц»
Задача команд прочитать внимательно текст и найти в нем семь названий птиц. За каждый правильный ответ 1 балл.
Приложение№4 ТЕКСТ: Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

5. Конкурс «Разгадай кроссворд» «Птицы»
За каждый правильный ответ 1 балл.
Приложение №5




По горизонтали:
Днем слепа, бывает, а ночью прозревает. (Сова)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица (Грач)
На вид неказист, зато голосист. (Соловей)
Кто в беретке ярко- красной, в черной курточке атласной ?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит? (Дятел)
По вертикали: Всюду эта птица составляет ядро орнитонаселения, пары гнездятся под карнизами домов, по – пиратски захватывают скворечники. В период гнездования от них польза несомненна и очень велика, 40 раз в час подлетают к птенцам с гусеницей или личинкой в клюве. Поэтому одна воробьиная семья за время выкармливания птенцов уничтожает до 4 килограммов вредных насекомых, т.е. в среднем от 100 до 160 граммов в сутки. (Воробей) 

6.Конкурс «Где? Когда? Какая? Почему?
Выслушав и прочитав вопрос вам необходимо подумать и ответ записать на лист на против вопроса. За правильный ответ 1 балл.
Приложение №6
Где и когда птица поёт громче? (в полёте или сидя на ветке?) (в полёте)
Какая птица и когда прилетает в наши края первая? (грач, весной)
Какая птица может отвёртывать гайки клювом?(какаду)
Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем - над землей?(понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)
Какие птицы летают быстрее других? (стриж, 144 км/ч)
Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны? (серая ворона)

7.Конкурс «Птица счастья завтрашнего дня»
Ребята, кто из вас знает, художников которые рисовали птиц? За ответ 1 балл. Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Вам дается текс описания птицы поэтому описанию вам предстоит ее нарисовать. Капитаны команд просим вас вытянуть задание, о том какую птицу вы будете рисовать вы не знаете. А вот что у вас получится мы увидим. Лист бумаги, фломастеры, карандаши. За изображение птицы 0-5 баллов.
Приложение №7
1. Кочующая птица, наш красавец. Самец выглядит настоящим франтом: голова черная с синим  блеском, спинка голубовато – серая, надхвостье и подхвостье белое, брюшная сторона розовато – красная. Не гнездится в суровую зиму, но веселит наше сердце, особенно когда услышишь его негромкую, скромную, но весьма приятную песенку. Да и сама птица хороша! (Cнегирь) 
2. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда - и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на все лады. (Соловей.)
3.Птица стройная, быстрая, ловкая! Грудь и темя у птицы черные, а лоб, брюшко и щеки - белые.  Но у нее своя красота - неброская на первый взгляд, но запоминающаяся. А вечное помахивание хвостиком не может не вызвать у людей улыбки. По кромке воды или по краю крыши так быстро бегает, что и ножек не видно! Еще на бегу и выпады клювиком вправо и влево делает, как рапирой. Раз, два - и мухи нет! (Трясогузка.)  
4. Эта птица  наиболее многочисленная не только в Европе и Азии, но и на других континентах, куда он был завезен человеком. Это постоянный спутник человека. Спинка коричневого цвета имеет продольные полоски. На голове около глаз имеются полоски коричневого цвета. Надхвостье – сероватого или буроватого цвета. Перья крыльев имеют светло-оранжевую кайму, которые формируют на крыле полосы. Средние кроющие перья на крыльях имеют белые вершины. Окраска клюва и лапок – темная. Часто уже в феврале происходит его токование: самец с распущенными крылями ухаживает за самочкой. Птица эта довольно задиристая, несмотря на свои малые размеры. (Воробей)

В: А сейчас пока жюри подводит итоги. Мы с вами поиграем в игру.
«Что ни шаг, то птица» Все играющие встают в линию и начинают по одному, по порядку называть птиц, делая одновременно с этим один шаг вперед. Названия птиц не должны повторяться. Тот, кто не может больше назвать птицу, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий птиц и сделает больше шагов, чем все остальные. Слово жюри – подведение итогов
В: А теперь награждения. (Вручаются грамоты и подарков).
В: Дорогие друзья! Закончилась наша конкурсно-познавательная программа «Берегите птиц!». Каждый из вас узнал что –то новое для себя, чувствовал себя комфортно, мероприятие вам понравилось, а кому то и не понравилось, было скучно. Но каждый из вас получил на мероприятии много положительных эмоций. Прошу вас взять кружочки и нарисовать в них веселое или грустное лицо в зависимости от вашего настроения. И опустить в коробочку где нарисована птица.
Упражнение «Настроение»
Реализация рефлексивного алгоритма: «Мероприятие было полезным» (узнал много нового, чувствовал себя комфортно), «Мероприятие для меня было не очень полезным, я все знал » (мероприятие было интересным, но я это всё знал), «Мероприятие было бесполезным, не интересным» (форма занятия для меня не интересна, скучна, мне ничего не понравилось, не принесло никакой пользы)
В: Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве - зеленая роса.
В: Спасибо всем за внимание! До новых встреч!

Информационные источники:
1. Источник: http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], автор Недосекина С.Н.
2. Пословицы, поговорки, загадки М., "Современник", 1986г.
3.Нестеров В.В. Зоовикторина, М., "Просвещение", 1969
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



1

2

3

4

5