Разработка урока ИЗО. 1 класс. Тема урока: «Встречаем перелётных птиц».

Разработка урока ИЗО. 1 класс.
Тема урока: «Встречаем перелётных птиц».

Цели:
Научить передавать в рисунках особенности формы, строения птицы, ознакомить школьников с выдающимся произведением русского изобразительного искусства картиной А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
Задачи:
Формировать навыки и умения работы в изобразительном искусстве.
Развивать творческие способности учащихся, пространственное мышление, образное представление и воображение, развивать художественный вкус.
Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование: Таблицы «Птицы», «Голоса птиц», книги о птицах. Репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”. Презентации «Птицы», «Загадки)

Психологический настрой
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам
-Доброе утро-
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
и доброе утро длится до вечера

Долгожданный дан звонок-
начинается урок!
Проверь, дружок,
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Альбом вода и краски

Актуализация опорных знаний
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт
Что это? (весна)
На этом уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. А сейчас вспомним признаки весны.
Пришла весна
Солнце подняло ресницы,
Суетятся снова птицы,
И бежит, журчит ручей,
Сразу стало веселей.
Сил и радости полна
В гости к нам пришла весна

Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят,
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются,
День- деньской от зари до зари.

- Какие гости прилетают весной?
- Кто раньше: насекомые или птицы?

Знакомство с картиной А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.
- Что показано на картине?
- По каким признакам можно видеть, что изображено начало весны?
- Нравится ли вам картина?
- Что можно услышать, глядя на картину? (Шум, крик, гвалт птиц.)
- Послушайте, как описали картину “Грачи прилетели” писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина
Учитель читает рассказ.
- Первыми к нам прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже важно расхаживают по дорогам – чёрные, белоносые.
Выберут грачи парк или рощу и начнут гнёзда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнёзд ломают. Старые гнёзда чинят, новые вьют.
А вечером сядут у своих гнёзд и спят до утра. А утром снова за работу!
Спешат грачи! Пора выводить птенцов.
Грачата – самые ранние птенцы. Ещё на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят.

- А теперь закройте глаза и вы услышите голоса птиц
Прослушивание аудиозаписи “Голоса птиц”

- Какие у вас возникают ассоциации к слову птицы? (Слайды)
Птицы - это песни и полёт.
Это голоса лесов, полей, гор, пустынь.
Песни птиц звучат на Земле круглый год.
Голоса слышны днём и ночью.
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана.
Они могут подняться выше облаков и гор,
Перелететь через пустыню и море.
Птицы - дети радуги. Перья их переливаются разными цветами (показать разные виды птиц)
Птицы - верные помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых.

Птиц, друзья, ловить не надо.
Будут птицы на свободе-
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.

Выставка книг о птицах.

О птицах много знаем мы.
И в то же время мало.
И нужно всем: и вам и нам-
Чтобы их больше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.

Чтоб земля цвела родная,
Чтобы чистым был ручей,
Чтобы утром рано-рано
Пел красавец-соловей.
Мы должны, ребята, с вами
Всё живое сберегать
И прекрасную Природу
Дружно вместе охранять.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Закончить предложения .
- Давайте с птицами дружить
И этой дружбой (дорожить)
- Птицам надо помогать.
Мы птиц должны (оберегать)
- Птичьих гнёзд не разоряй
Ты всегда им (помогай.)

Игра будь внимателен. (хлопок на лишнее слово)
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и ежи
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, кукушки, совы и ватрушки
Лебеди и дудки - спасибо шутке.

- Чем различаются зимующие и перелётные птицы?
- Почему одни улетают от нас на зиму, а другие нет?

- Сейчас вы должны отгадать загадки о птицах и сказать, зимующие это птицы или перелётные.

Загадки Кто лишний?(Слайды)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица (грач)
- Оказывается грачу достаточно первой проталины, чтобы разыскать себе корм. Он клювом выкапывает личинок из земли. А вот птицам, которые охотятся в воздухе, ранней весной корм не найти. В марте не летают ни комары, ни мошки.
За один день грач уничтожает 400 червей

Эту птицу всякий знает.
На шесте её дворец.
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день- (скворец)
- Семья скворцов за один день уничтожает 350 гусениц, грач- 400 червей.

Хоть и скромен с виду он
Пёстренькие перья,
Маленький носок,
Но имеет звонкий голосок
В поле он живёт,
Всю весну и лето
Песенки поёт (жаворонок)

Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это (соловей)

Кто приклеил майским днём,
Рукавичку под окном,
Поселил в неё жильцов,
Непоседливых птенцов (ласточка)
- Семья ласточек за лето 1 миллион вредных насекомых.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(Cнегири)

Посмотрите - выше крыш
Небо режет быстрый (стриж)

Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку (кукушка)
- Кукушка за лето- 270 тысяч крупных гусениц.

Синяя косынка,
темненькая спинка.
Маленькая птичка
Звать её ... (синичка).
- Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.(Сорока)

Чей на дереве домишко
Строил я и мой братишка?
Дверь- кружочек,
Нет окна,
В доме пусто, тишина (скворечник)

- Птицы- тайна и красота. О них сложены стихи и песни, легенды и сказки. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц. Вот что такое птицы!

- Для кого делают домики?
Первого апреля - международный день птиц. Отмечается с 1923 года.

Физкультминутка
Руки подняли и покачали-
это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Тихо на гнездах сидят

Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать на уроке? (Ответы детей.)
- Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать перелётных птиц.
- Вам нужно будет выполнить обобщённое изображение птицы.

Беседа
- Назвать перелётных птиц
- Какова окраска оперенья этих птиц? (рассматривание разных видов птиц.)

- Ребята, как мы выберем положение листа: вертикально или горизонтально? (Высказывания детей.)
Вывод:
- Птичка у нас вытянута, поэтому лист лучше взять горизонтально.
А сама птичка должна находиться в центре листа, чтобы было расстояние со всех сторон.
- Чтобы вы смогли красиво и быстро выполнить рисунок птицы, вспомним последовательность рисования предметов сложной от общего к деталям:(Показать на доске набросок рисунка грача.)
Проведение наклонной линии, определяющей общее пространственное положение туловища птицы. От этой линии осуществляется дальнейшее построение рисунка
Определение длины и толщины туловища, размера головы, хвоста, положения лапок. Прорисовываются детали Уточнение характера формы птицы:

Обзор таблицы “Рисование птицы”.

Самостоятельная работа учащихся. (под звуки весенних мелодий)

Выставка работ учащихся.

Рефлексия
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились?
- Что запомнили?
- Назовите перелётных птиц
- Почему нужно беречь птиц

- Урок хочется закончить словами

Птицы, рыбы и звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц –
не небо!
А море без рыб –
не море!
И земля без зверей –
не земля!

- Урок заканчивается. Но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски - и поймёте, о чём тихонько шепчут первые листочки, журчит ручеёк, звонко поют птицы. Слушайте и смотрите весну.

Домашнее задание
Подобрать пословицы и поговорки о птицах.
15