«Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа»

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ
по теме «Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа» (с использованием технологии разноуровневого обучения)
ЦЕЛИ:
1) закреплять умение выполнять данные приемы умножения;
2)развивать быстроту счета, умение решать поставленные проблемы и задачи, умение самостоятельно мыслить;
3) воспитывать аккуратность, умение слушать.

ХОД УРОКА:

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ
-- Сегодня мы отправимся в плавание на музейном экспонате, парусном фрегате, по морю Вопросов к неизвестной земле – острову Фантазий (на доске - рисунок острова с названием пунктов остановки)
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1 этап « Разминка»
-- Прочитайте девиз нашего урока:
«Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела скорей вычитайте».
-- Предлагаю вам ответить на море вопросов в быстром темпе
- Чем кончается день и ночь? ( ь )
- Вокзал для корабля (порт)
- Значок для обозначения числа (цифра)
- Шёл человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
- Сколько лет было двадцатилетнему человеку 4 года назад? (16)
- В стакане растворили 10 г сахара. Клава выпила полстакана. Сколько сахара досталось Клаве? ( 5 г)
- В корзине 7 яблок. Как поделить их между 7 детьми так, чтобы каждому досталось по одному яблоку, и одно осталось в корзине? (дать одному яблоко с корзиной)
- Лестница состоит из 23 ступенек. Какая ступенька находится в середине лестницы? (12)

2 ЭТАП « Мыс Познания»
-- Остров очень большой, поэтому мы будем плавать вдоль берега. Вот первый мыс, на который мы высаживаемся,- мыс Познания.
-- Только ступили на сушу, сразу мимо нас промчались 6 лошадей, на каждой сидел 1 всадник. Сколько всего всадников было? Как узнали?
-- Первый всадник привез для вас разноуровневые задания: решить примеры столбиком.
1 уровень 2 уровень
579
·704= 407616 17640: 35= 504 3т 549 кг
·5= 17 т 745 кг 2км344м
·3=7 км 032 м
1323
·254= 336042 96048:24= 4002 37км108м
·4= 148 км 432 м 19ц79кг
·2= 39 ц 58 кг

-- Прошли далее и нашли задание, которое привез 2 всадник: « У продавца осталось 840 пачек черного чая, а зеленого в 3 раза больше».
Проблема: как сделать, чтобы эта запись стала задачей?
- Поставить вопрос.
- 1 уровень: поставить вопрос так, чтобы задача решалась сложением
- 2 уровень: поставить вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием
( Сколько всего пачек чая осталось у продавца? На сколько больше пачек зеленого чая, чем черного, осталось у продавца?)
840
·3=2520 (п) – зелёного чая
2520 + 840=3360 (п) – всего - 1 уровень
2520-840= 1680 (п) – на столько больше зелёного чая - 2 уровень
--Растительный мир острова в основном был представлен пальмами и кактусами. Гуляя по берегу, набрели на кактусы, которые росли необычно. Узнаете как они росли, если внимательно будете выполнять задание: возьмите простой карандаш, поставьте в углу клетки точку, отступите от неё 6 клеток вправо, поставьте точку, от этой точки отступите 8 клеток вниз, поставьте точку. Вот так росли кактусы. Теперь соедините по линейке эти точки. Какая замкнутая фигура получилась? Найдите площадь этого треугольника (S= 6 см2)
Достройте фигуру до прямоугольника. Найдите периметр этого прямоугольника. (Р= 14 см)

-- Продолжаем прогулку по берегу. Кроме кактусов есть и пальмы. Если вы правильно решите уравнение, то узнаете, сколько было пальм.
1 уровень 2 уровень
Х:1074=32 У: 32=7470-6396
Х=34368 у =34368

3 ЭТАП « Бухта Улыбок»
-- Заплываем в эту бухту, где немного разомнемся. ( физминутка)

4 ЭТАП «берег Нерешенных задач»
-- Приближаемся к берегу Нерешенных задач.
--Предлагаю задачи разного уровня сложности. Условие будет одно, а вопросы разные.
« На острове было 115 слонов, попугаев в 4 раза больше, чем слонов, а обезьян в 2 раза меньше, чем попугаев. Сколько обезьян было на острове? (1 уровень) Сколько всего животных было на острове? ( 2 уровень)» (230 обезьян, 805 животных всего)
115
·4=460 (г.) – попугаев
460:2= 230 (г.) – обезьян
115+460+230= 805(г.) - животных всего

5 ЭТАП « Мыс Задумчивости» ( задания для умников и умниц)
а) « У девочки живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у питомцев лап, крыльев, голов, хвостов?» (10 лап, 2 крыла, 4 головы, 4 хвоста)
б) «Чтобы разрезать веревку на части, сделали 4 заметки. Сколько частей получилось?» (5 ч)

6 ЭТАП « Бухта Сравнений»
-- Сравните выражения.
1 уровень 2 уровень
336
·554800 32ц6кг
·8623кг
18460 > 4800 25648кг > 623кг
1250
·13 1298
·12 540кг 4т052кг
·5
16250 > 15576 540кг < 20260 кг

7 ЭТАП « Мыс Итогов»
-- Чему учились?
-- Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради красный кружок те, у кого все получилось хорошо, те, у кого возникли затруднения во время выполнения заданий, нарисуйте синий кружок.

8 ЭТАП « Дорога домой»
-- 1 уровень: придумать ребусы по теме
-- 2 уровень: придумать свои задания к проведению следующего урока по этой же теме.


Использованная литература:
Леонова Н.А. Уроки «Мастер-класс» 1-4 классы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике 1-4 классы. – М., ВАКО,2008
15