Эссе: мой опыт преподавания «От стандартов в образовании к нестандартной личности»


Эссе: мой опыт преподавания
«От стандартов в образовании к нестандартной личности»
Преподаватель физики Дегтярева Л.В.
Стандарты первого поколения, выполнив свою основную функцию — создание единого информационного поля на всей территории нашей страны и подготовив базу для нового уровня образования, стали в какой-то степени тормозить конкурентоспособность и образовательной системы, и выпускников. Вместо того, чтобы заниматься огранкой бриллиантов, мы занимались шлифовкой булыжников, если можно так образно выразиться.
Мы не давали возможности развивать способности, таланты каждого ребенка, так как репродуктивные методы не способствовали развитию мышления, воображения, рефлексии, понимания, осмысления, способности к коммуникации, самоорганизации действий и деятельности. Поэтому появилась необходимость выработать новые концепции, стратегические направления, новую философию образования, сохранив положительный опыт старой школы. Так появились новые стандарты.
Стандарты последующих поколений в СПО вызвали бурные споры не только в педагогической среде, но и в обществе в целом. Они прочно входят в нашу жизнь, меняют наше сознание, наш стиль преподавания, наши приоритеты. Не случайно стандарты называют «Конституцией жизни». Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимы три узловых компонента: креативность, овладение информационными технологиями и овладение коммуникативными компетенциями.
Каким будет современный студент, во многом зависит от нас, педагогов, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей — будущих созидателей новой жизни; от тех основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние нашего государства, общества. Стандарты третьего поколения направлены на качественное усвоение через системно-деятельностный подход. Студент более свободен в выборе, в применении разных способов. Это и есть рефлексивная деятельность.
Нестандартная личность — это такая личность, которая действует не по стереотипу, а по создавшейся ситуации находит новые способы в решении проблемы. Например, каждый день мы по одному и тому же маршруту добираемся на работу, в колледж автоматически, не задумываясь. Но вдруг что-то случилось, а вам надо успеть. Это и означает, что вы оказались в ситуации, когда вам нужно начать мыслить, то есть вырабатывать новый план действий, чтобы успеть к сроку.
Традиционное обучение, как правило, обеспечивает обучающихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности. Неслучайно в данном контексте можно привести притчу о царе, который собрал всех мудрецов, чтобы они открыли массивную дверь. Все мудрецы, хотя и были всезнающими, не сделали даже попытки открыть дверь (не были уверены в своих силах), только один рискнул — и дверь открылась. Именно его и выбрал царь своим советником. Тут только нужно было от знаний перейти к мысли и действию. Вот чему мы должны научить обучающегося в учреждении профессионального образования - мыслить и действовать, чтобы он в самостоятельной жизни был конкурентоспособен, коммуникативен, не ждать, когда на него свалится манна небесная. Отказ от репродуктивных методов и переход на использование проблемного обучения, компьютерных технологий, проектной деятельности, решения творческих задач обеспечивает возникновения мотивации к обучению.
Я глубоко убеждена, что современные проблемы образования должны решаться на путях развития нравственности, духовных начал и притом с использованием современных технологий. Почему-то все считают, что на уроках технической направленности («Электронная техника», «Конструирование радиоаппаратуры» и др.) обучающийся не обогащается духовно, а только интеллектуально. Это глубоко неверное мнение. Жизнь выдающихся ученых и знаменитых программистов — образец для подражания, преодоления трудностей на пути познания, открытий. Я всегда использую возможности своих предметов для нравственно-духовного развития учеников.
И последнее.
Современный преподаватель спецдисциплин просто обязан работать на компьютере. Я помогаю моим коллегам совершенствовать свои навыки, консультирую по затруднительным вопросам.
В своей профессиональной деятельности я использую самое разнообразное оборудование: проектор, локальную сеть с доступом в интернет, компьютерные обучающие программы. Это — мои инструменты. Владение ими позволяет мне быть востребованной в педагогическом коллективе.
Для меня очевидно: успехи в педагогической деятельности возможны в овладении теорией и практикой, при использовании опыта моих коллег, в генерировании собственных идей, порожденных находками и открытиями.
«В каждом ребенке спит величайший гений, творец. Работа преподавателя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого Спящего».