Сценарий литературной гостиной Самое важное ( о книге и детских писателях)


Сценарий литературной гостиной « Самое главное»
(о книге, детских писателях)
Цели: показать важность чтения, познакомить с историей создания книги, с жизнью и творчеством некоторых детских писателей, обогащать нравственно–эстетический опыт ребенка; мотивировать детей на чтение детской литературы.
Предварительная работа: несколько учеников готовят сообщения о жизни и творчестве Н.Носова, В Драгунского, Э .Успенского, К.Чуковского. Готовится инсценировка рассказов «Главные реки Америки» В.Драгунского и «Федина задача» Н.Носова.
Работа в группах.
Составление текста из частей, которые написанные на карточках-билетах.( Группам раздается текст, разрезанный на части. Каждая группа получает свой отрывок. Дети должны восстановить деформированный текст)Самое важное. (притча)
1.В одном старинном городе случился большой пожар.
1. Люди пытались погасить огонь и спасти все самое ценное из имущества.
1. Но огонь победил все их усилия.
1. И вот после пожара собрались все жители города на площади.
2. У каждого было по сумке спасенных от пожара вещей.
2. Один сказал: «Я взял только деньги, за них я могу купить все, что мне надо».
2. - А что ты купишь, если все сгорело? - засмеялся другой.
2. Покупать негде и нечего, а я вот я взял одежду и продукты.
3. Мне теперь еды на долго хватит.
3. Я не замерзну и не умру от голода.
3. - Но ведь пища закончится и что ты потом будешь делать? - возразил первый.
3. - Как это, что потом? Кто-то ведь начнет строить дома снова! – рассердился второй.
4. - А ты знаешь, как строят дома? - спросил первый.
4. - Нет, - ответил второй.
4. - Вот и я не знаю, - грустно сказал первый.
4. - А я вас научу, - отозвался третий, - я взял с собой книги.
5. В одной написано, как строить дома, в другой - как обрабатывать землю.
5. В третьей есть полезные советы, как охотиться и ловить рыбу, а в четвертой…
5. - Достаточно! - закричали все жители на площади, - Ты взял самое важное!
Ведущий 1 .Почему книги оказались самым ценным, из того что спасли жители от пожара? Как вы думаете. Почему наша литературная гостиная сегодня называется «Самое важное»?
Определение темы и целей мероприятия.
Ведущий 1:
Семь чудес света создали люди в древности:
- величественные египетские пирамиды,
- прекрасную статую Зевса и Олимпии,
- висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне,
- храм Артемиды Эфесской,
- исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос,
- Галикарнасский мавзолей и
- маяк в Александрии.
Но есть и еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это – книга.
Ведущий 2
С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.
Ведущий 1:
Обо всем на свете рассказывает книга. Ты можешь побывать в жарких странах, прогуляться по горам на луне… Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко –далеко; услышишь голоса тех, кто жил давным –давно или кто от тебя за тридевять земель, за лесами и морями.
Ведущий 2
Перелистаешь цветные картинки и увидишь, как старик тянет неводом золотую рыбку, как Робинзон Крузо строит хижину на зеленом необитаемом острове.
Говорят: «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты». Книги – тоже наши друзья. Когда я открываю интересную книгу, то сразу оказываюсь в мире героев, событий и таинственности. Я путешествую с ними. Поэтому мой совет ребятам : читайте книги! Вас ждут невероятные приключения и тайны!
«Живая газета»
Ведущий. Внимание! Проверяю готовность. Загадка левой стороне зала.
С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
А теперь правой.
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот многое знает.
А ну-ка Камчатка, что скажет?
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
А что же такое газета? Внимание на экран.
(презентация , слайды 2-4)
Ученик. Живая газета! Живая газета!
Она вам расскажет про то и про это.
Заметим. Газета совсем не бумажная.
Но в ней вы увидите всё очень важное.
Листать не придётся, бумагой шурша.
Газета живая. В ней есть и душа.
В проекте есть сценки, рассказ
И даже истории книги показ.
Нигде не увидите больше такой.
1 страница «История книги»(Слайды 5-7)
В самом начале своей истории книга была живой, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет. Поэтому первой книгой был... человек! Истории известен богатый римлянин, который завел целую «библиотеку» из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали целые поэмы, и хвастался перед гостями.
С изобретением письменности люди стали оставлять свои послания на камнях, плитках. Они назывались «книга – плитка». . Писарь чертил свои знаки на мягкой глиняной плитке заострённой палочкой. В том самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги появились примерно 2 тысячи лет тому назад. Назывались они кодексами. Слово «Кодекс» в переводе с латинского, означало дерево, позднее – книга из дерева.Но основными в истории книги материалами стали: ПАПИРУС, ПЕРГАМЕНТ И БУМАГА.
Позже появилась потребность в книгопечатании: грамотных людей становилось всё больше и больше, нужны были книги доступные и в больших количествах. Стали открываться бумажные фабрики.
На Русь бумагу завезли итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. А новатором печатания стал Иван Федоров, который в 1564 году издал «Апостол». Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас они издаются миллионами экземпляров. : Много веков прошло, прежде чем изменился вид книги, и она приобрела привычный для нас облик: с обложкой и страницами. Теперь книги создают печатные машины.
2 страница «Интересные факты о книге»(Слайды 8-12)
В мире есть удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте, была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!
Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки.
Необычна книга из кирпичей. Её изготовили для украшения интерьера.
А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? В Тамбовской области в 1991 году появился словарь, вышитый на атласе. На фотографии ещё одна книга из ткани. Эта книга – игрушка для детей.
Одна японская фирма проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел! Посмотрите на книгу из рисовой бумаги. В некоторых ресторанах на такой бумаге подают меню…
В Париже вышла первая в мире книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов.
Книги различаются не только материалами, из которых изготавливаются, но и по содержанию, по форме, по размеру.
В Англии была сделана самая большая в мире книга: ее высота, представьте себе, с двухэтажный дом! Как вы думаете, какой размер букв в этой книге? А высота букв в этой книге 15 сантиметров.
Существует и самая маленькая книга, которая была напечатана в Японии. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать такую маленькую книжечку возможно при помощи большого увеличительного стекла... Перед вами фотография миниатюрной книги.
3 страница : «Детские писатели»
Группы представляют свои сообщения о детских писателях.
4 страница: Инсценировка
Инсценируется рассказ В.Драгунского «Главные реки Америки « и Н.Носова «Федина задача»
Страница пятая – развлекательная .(Работа в группах вместе с родителями.)
Ведущий .
Что помогает нам лучше представить себе прочитанное?(Иллюстрация, фильм)
Невозможно представить себе современную жизнь без музыки, кино или телевидения. Конечно, произведения многих писателей были экранизированы. Но экранизация была бы неинтересной, если бы известные поэты и композиторы не написали прекрасную музыку и песни к этим произведениям. Часто мы даже не задумываемся о том, что тот или иной фильм был снят по известному произведению известного писателя и не менее известный композитор писал музыку к этому фильму.
Сейчас вы посмотрите несколько отрывков из мультфильмов. Давайте попробуем отгадать, кто автор произведения, композитор и автор песен.
Каждой группе раздается таблица .Нужно заполнить пустые ячейки таблицы, используя приведенные ниже данные. Показываются отрывки из мультфильмов «Бобик в гостях у Барбоса» «Алиса в зазеркалье», «Пластилиновая ворона» и худ. Фильма «Приключения Буратино»
Автор произведения Название мульт- или кинофильма Композитор Автор текста
Владимир Комаров Михаил Либин«Пластилиновая ворона» Владимир БыстряковВладимир Левин
«Приключения Буратино» Варианты ответов:1) Эдуард Успенский; 2) Геннадий Гладков;3) Н.Носов; 4) Юрий Энтин; 5)Александр Рыбников; 6)«Алиса в Зазеркалье»; 7)«Бобик гостях у Барбоса»
Знакомство с проектом «Хорошее время читать»
Итак, мы сейчас столько много сказали о пользе и важности чтения книг. Мы познакомились с историей создания книги. Увидели героев книг. Что нужно сделать, чтобы познакомиться с ними поближе? ( прочитать книги об этих героях). Вы уже ученики 3 класса, научились читать, а значит, сможешь прочитать больше хороших книг, узнать много интересного, познакомиться с самыми известными литературными персонажами.
Постарайтесь прочесть как можно больше, ведь с каждой новой книгой вы растете!
Кстати, у вас есть НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРАВА ЧИТАТЕЛЯ:
Право не читать.
Право перескакивать и пропускать скучные места
Право не дочитывать. - книгу до конца, если она тебе не нравится. Брось и возьми другую!
Право перечитывать одну и ту же книгу столько, сколько захочешь!
Право читать что попало.
Право читать «запоем»
Право читать, где попало.
Право читать вслух.
Право начинать с любого места .(ты можешь сразу прочитать конец книги)
Право молчать о прочитанном.
Право делиться своими мыслями и впечатлениями.
Главное: получить удовольствие от чтения!
Советы родителей.
Ваши мамы , я уверена, в детстве любили читать. Какие книги они посоветуют прочитать вам?
То, что мы читаем в детстве, остается с нами на всю жизнь, помогает стать людьми. Чтение книг — это особый вид общения, беседы между автором и читателем. А «мостиком» при этой беседе является книга. 
 Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку “книжных червей”, оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.