Конспект Проблема познаваемости мира


Учебная дисциплина: Обществознание
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
Тема 1. 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
Проблема познаваемости мира
время: 45 минут
комбинированный урок
методическая идея: формирование общекультурных компетенций
цели занятия:
1. создание условий для формирования представления о процессе познания мира
2. создание условий для развития способности видеть проблему, обобщать и формулировать выводы своей деятельности, работать в группе.
3. воспитание человека способного делать осознанный выбор, интерпретировать как свои, так и чужие мысли.
Форма работы: индивидуальная, групповая
Оборудование и материалы: проектор, учебник, карточки с заданием, ваза с цветами для упражнения, стикеры.
Этапы деятельности Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Примечание
1. создание проблемной ситуации Сегодня мне хотелось бы начать урок с высказываний великих мыслителей и ученых. взгляните на экран, прочитайте м попробуйте определить какова тема и цель нашего занятия. Читают вслух с экрана. Делают предположения относительно темы. Слад на экране проектора
2. постановка учебной цели Итак цель нашего занятия: изучить основы проблемы познаваемости мира. Запишем число и тему занятия, а также подумаем "а что о познании мира нам было бы интересно узнать?" Зачем нам эти знания? Записывают тему. отвечают устно "с места" на поставленные вопросы. Тема на доске.
Предполагаемые проблемы познания на слайде
3. планирование Что нам нужно для того, чтобы ответить на главные вопросы занятия? По какому плану мы будем работать? Предлагают пункты плана и их последовательность План на слайде
4. реализация плана Итак, начнем работу. Будьте внимательны, мы встретим много новых понятий.
1. Определимся с термином "познание". Как объясняет его автор учебника? (с.48). Это не единственное значение. Есть и другие. Давайте прочитаем определения с экрана и выпишем для себя одно, наиболее вам понравившееся. Какое вы написали?
2. Познавать мир и получать информации из него можно по разному. Посмотрите на цветы стоящие в вазе. Опишите максимально подробно предмет, который перед вами. Что вы использовали для получение информации? (зрение, обоняние, обязание..) А теперь взгляните на изображение цветов. А здесь как мы получим информацию?
Таким образом, мы имеем два вида познания: чувственное и рациональное.
3. Каждый вид познания имеет свои формы и методы.
Посмотрим на сравнительную таблицу и попытаемся понять их сущность.
Задание: из перечисленных на карточке методов выберите те, которые относятся к чувственному познанию, и те которые относятся к рационалистическому познанию?
Проверим правильность выборов и создадим на доске "Дерево познания". Листья у него будут двух цветов, в зависимости от методов. Как мы будем наклеивать листья: по отдельности или вперемешку? Почему?
Вывод: методы существуют вместе в познании, они сочетаются.
4. Любое познание имеет целью постижение истины. Что есть истина? Определения на экране, выберем одно и запишем в тетрадь. Какое и почему вы выбрали?
Истина также бывает разной. Она может быть относительной и абсолютной.
Перед вами высказывая известных мыслителей об истине. Попытаемся объяснить, что имели ввиду эти люди. Подумаем и обсудим в подгруппах.
Обсуждаем устно.
Подводим итог. Читают определение учебника и определения со слайда. Записывают в тетрадь одно. Объясняют свой выбор.
Описывают предмет пользуясь ощущениями.
Описывают предмет пользуясь абстрактным мышлением.
Делаю записи в тетрадь. выполняют устно задание на карточке.
Создают "Дерево познания", закрепляя на нем листья-методы.
Делают записи в тетрадь.
Интерпретируют высказывая об истине. Работа с учебником, с информ. на слайде
Ваза с цветком
Изображение абстрактного образа вазы с цветком на слайде
Таблица на слайде
Карточки с заданием в подгруппу
Рисуем на доске дерево, стикерами делаем листья. каждый лист - один из методов познания. (момент динамической паузы. каждый может подойти к доске и наклеить свой лист)
Определения и характеристика на слайде.
Карточка с цитатами об истине
5. организация контроля Какова тема занятия?
Ответили ли мы на поставленные вначале вопросы?
Все ли пункты плана нами раскрыты? Отвечают на вопросы Дом. задание: Противоположность истине: заблуждение, ошибки и ложь. учебник с.58
6. организация рефлексии Что было для вас непонятным?
С какими заданиями вы справились успешно?
Что для вас было важным? Отвечают на вопросы