Организованная образовательная деятельность «В гости к Хозяйки медной горы» Средняя группа


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Организованная образовательная деятельность
«В гости к Хозяйки медной горы»
Средняя группа

Воспитатель:
Зайкова Ольга Владимировна
Ноябрь 2016 г.
«В гости к Хозяйки медной горы»
(средний дошкольный возраст)
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Программные задачи: 
-Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);
-Экспериментировать, выявлять их свойства и особенности;
-Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;
-Развивать исследовательские навыки: (осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание)
-Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь. (Коммуникация)
-Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. (Социализация)
-Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
Предварительная работа:
Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (геолог, каменщик). Просмотр видеофильмов «Что открывают мне Дольмены», экскурсии в парк, на речку.
Чтение художественной литературы: А. Никитов «Полезные ископаемые», сказки П.Бажов «Хозяйка медной горы», В. Волков «Волшебник изумрудного города», Братья Гримм «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов»; энциклопедии для детей «Все обо всем».
Материалы:
-компьютерная презентация «Путешествие по пещере»
-коллекция камней
-емкость с водой;
-стаканы с соляным раствором (по количеству детей), гуашь и кисти на каждого ребенка;
-мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
-наборы картинок, фотографий с изображением камней
Ход занятия
Дети входят в группу.
-Ребята, сегодня к вам пришли гости. Поздоровайтесь с ними!
(Здравствуйте)
-Ой, ребята, к нам кто-то стучится? (На экране появляется картинка Хозяйка медной горы)
- Кто это ребята?
-А хотите я про нее вам сейчас стих прочитаю?
Платье мое все в камнях самоцветных, весь в самоцветах мой дивный венец.
Знаю места горных кладов заветных,
Недра земные раскрыв как ларец.
Я перед вами то девой являюсь
С медью звенящею длинной косой,
То малой ящеркой ловко скрываюсь
Между камней, окроплённых росой.
Ведомы мне все секреты ремесел,
Что из камней создают красоту.
Люди меня с той далекой поры
Кличут Хозяйкою медной горы!
-Ребята, а как вы думаете, какими сокровищами владеет Хозяйка медной горы?
(ответы детей)
_ Я сейчас вам загадку загадаю, а вы отгадайте, что это за сокровища?
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
_(Камни)
- А где добывают камни?
(В шахтах)
-Ой, ребята, мне что-то Хозяйка медной горы говорит! (прислушивается) Она говорит, что вы ей очень понравились и она вас приглашает к себе в пещеру. Пойдете? (да) (Брутся за руки и на экране появляется видео «Спуск в пещеру»)
-Ну вот , ребята, мы и пришли к ее сокровищам. (воспитатель перед экраном открывает простынь под которой находится коллекция камней, дети рассматривают камни)
-Ребята, а что вы знаете о камнях?
(ответы детей)
-Да, не много вы знаете. Давайте пройдем в лабораторию Хозяйки медной горы, чтобы получше узнать о камнях.
Стол, на котором стоят солевые растворы, гуашь , кисти, палочки с ниткой.
Стол для опытов
(за столом стоят 5 детей, которые будут проводить опыты)

Группа детей, которые будут делать выводы после опыта.

Для работы в лаборатории необходима специальная одежда ( фартуки и нарукавники) и надо знать некоторые правила поведения. Ребята, вы знаете, как вести себя в лаборатории? Ответы детей ( вести себя тихо, быть внимательными, и следовать инструкциям).
(Воспитатель выбирает 5 детей которые будут проводить опыты, остальные встают напротив стола)
-Одеваем фартучки и нарукавники.
-Встаем на места для проведения опытов (дети встаютза столы).
-Сегодня с нами вместе будут работать наши верные помощники:
-Глаза…для чего они нужны? (чтобы смотреть)
-Пальчики? (чтобы трогать, щупать)
-Уши? (чтобы слушать).
-Какие вы все умники! Мне это очень нравится!
-Ну что, приступаем? Ребята! Перед вами на столе находятся разные предметы, думаю, вы все знаете, для чего они нам будут нужны. Так как мы сегодня с вами будем исследовать камни, обратите внимание на таблицу исследования камня и посмотрите на загадочные значки в таблице: (большую таблицу прикрепить к доске).
1) ( несколько камней разной окраски) Первый опыт: «Определение цвета и формы», вам нужно будет определить цвет и форму ваших камней, внимательно посмотрите, какой формы ваши камни и в пустой ячейке таблицы, нужно будет закрасить соответствующие изображения в нужный цвет. И помогут нам в этом наши… (глазки). Молодцы! Приступайте! Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать одного ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камни бывают разной формы и цвета.
- Справились! Молодцы!
2) (2 камня шершавый и гладкий) Второй опыт: «Определение характера поверхности». Нужно определить на ощупь, какие ваши камешки, гладкие или шероховатые? И в этом нам помогут наши…(пальчики). Молодцы! Дети ощупывают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать второго ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. У вас все прекрасно получается! Умнички!
3) (1 камень холодный)Переходим к третьему опыту: « Определение температуры».
-Ребята! Возьмите камень в руки и посмотрите, холодный он или теплый? Дети берут камни, определяют (камни холодные). А теперь подумайте, при каких условиях камень может стать теплым? (ответы детей - на солнышке, согреть в руках) .Правильно! Молодцы! Давайте все вместе попробуем согреть наши камешки в руке (греют). А теперь возьмем другой камень и сравним ( какой теплый, какой холодный). Молодцы! Вызвать пятого ребенка для заполнения таблицы. Закрасить двумя цветами круги (голубым - холодный камень, красным- теплый). Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.
4) (камень и пластилин) четвертый опыт: «Определение твердости». Ребята, давайте сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одном кулачке пластилин, а в другом камень, что произойдет? (ответы детей). Я предлагаю проверить наши предположения. Проводят опыт.-Что произошло? (пластилин изменил форму, а камень нет).А почему так произошло? (ответы детей: пластилин мягкий, а камень твердый). Вот мы с вами определили еще одно свойство камней. Вывод: камни твердые. Вызвать шестого ребенка для заполнения таблицы. Галочкой отметить остался камень в своем первоначальном состоянии или изменился.
5) (прозрачный стакан с водой и камень) Переходим к пятому опыту: «Определение плавучести». Ребята, как вы думаете, а камни могут плавать на поверхности воды, или они тонут? (ответ детей). Сейчас мы с вами проверим это. Дети опускают камень в емкость и наблюдают. Обратить внимание детей на дополнительные явления - камень поменял цвет и стал ярче. Вынимаем камень ложечкой их емкости и вытираем салфеткой. Вызвать седьмого ребенка для заполнения таблицы. Выбрать правильный ответ. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Цвет и форма камней



Характер поверхности

Рассматривание камней через лупу

…………….
Определение веса камней





Определение температуры камней


Определение твердости

Определение плавучести



-Ребята, посмотрите на нашу таблицу. Проводя опыты с камнями и, заполняя таблицу, мы составили целый рассказ о камнях. Давайте подведем итоги нашего исследования. Для этого мне потребуются 2 помощника. Одеть детям шапочки бакалавра и подвести итоги:
1. «Определение цвета и формы»
Вывод: камни бывают разной формы и цвета.
2. «Определение характера поверхности»
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
3. «Определение температуры»
Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.
4. «Определение твердости»
Вывод: камни твердые.
5. «Определение плавучести»
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Молодцы! Ребята, вы наверное немного устали работать в лаборатории и поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть.
-Ребята, а как вы думаете Хозяйка медной горы сама все эксперименты проводит или ей кто-то помогает? (ответы детей)
_Конечно же у нее есть помошники , а зовут их гномы. Давайте сейчас встанем в круг и превратимся в маленьких гномиков.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)
Гномик вышел погулять. (шагают)
Натянул свой колпачок, (надевают колпачок)
Закрыл дверцу накрючок. (наклоняются вперед, одну руку за спину, другой закрывают крючок)
По лесу весело шагал, громко песню напевал.(шагают)
В берлоге от шума проснулся медведь, (закрывают уши руками и качают головой)
Начал он очень грозно реветь.
Гномик от страха весь зодрожал (приседают)
И быстро домой к себе побежал. (бегут на месте)
_Устали? Давайте сядем на полянку и я вам расскажу про гномов. Гномы очень трудолюбивый народ и очень любят блестящие камни. Как увидят блестящий камень, будут его добывать пока не добудут. А если ничего не находят, то они сами умеют выращивать блестящие кристаллы. (дать понятие что такое кристалл) Один добрый гном со мной поделился секретом выращивания кристалла. Давайте попробуем тоже вырастить кристалл. Проходите в лабораторию, превратимся с вами опять в ученных. (дети подходят к столу, на котором стоят стаканы, гуашь, кисти и палочки с ниткой)
-Ребята, посмотрите, что это за кристаллы, которые мне гном подарил? (открывает сундучок, в котором насыпана соль) (соль) Правильно! Это кристаллы соли. Их я растворила в ваших стаканах. Чтобы кристаллы были красивые выберите себе гуашь, любого цвета, какое у вас сегодня настроение и подкрасьте воду в стакане.
(дети подкрашивают воду)
-Теперь возьмите палочку, к которой привязана нитка и опустите ниточку в стакан. Теперь стаканы поставим на стол для дальнейшего наблюдения. Кристаллы растут долго. И чтобы они были красивые нужно обязательно каждое утро говорить им что-то очень хорошее.