Непосредственная образовательная деятельность В гости к коренным жителям Югры – ханты и манси


Автор Крепышева Галина Петровна
МАДОУ города Нижневартовска
ДС № 83 «Жемчужина»
Нижневартовск 2016
В гости к коренным жителям Югры – ханты и манси.
Цель:
Познакомить с бытом коренных народов Ханты и Манси.
Задачи:
Познакомить детей с местами поселения народов Ханты и Манси, их бытом на стойбище, в местах поселения; дать представление об их традиционных занятиях и увлечениях.
Обогащать словарный запас по средствам национальных слов (чум, стойбище, порсу).
Развивать речь, любознательность, ловкость, глазомер и мелкую моторику рук;
- Воспитывать у детей интерес и уважение к малочисленным народам Севера.
Материал и оборудование
Национальная одежда, пазлы с изображением рыб, зверей, следы животных, кольцеброс, ступы для изготовления рыбной муки, бисер для плетения, ткань, ленточки для изготовления оберегов, музыкальное сопровождение, видео сопровождение.

Ход занятия.Ребята, наша страна очень большая и многонациональная. И у каждого народа есть свои обычаи и традиции.
Сегодня мы отправимся в гости к людям, которые неразрывно связали свою жизнь с природой, сдружились с ней и передают эту связь из поколения в поколение.
Это северные, коренные народы ханты и манси. В переводе слово «ханты» означает «народ», «человек». Поговорим об их традициях
(Рассматривание карты)
Воспитатель.
Давным-давно люди присмотрели красивые места западной Сибири. Эта территория занимает значительную часть России. Сюда входят Тюменская, Томская и Свердловская области (Рассматривают карту).
Про красоту этой территории люди давно знали, гордились её богатым растительным и животным миром, полноводными реками и суровой природой. Дети, вы хотели бы представить, что вы птицы и посмотреть, как выглядят эти красивые места, нашего Ханты-Мансийского округа с высоты птичьего полета.
Присаживайтесь. (Дети рассаживаются перед экраном. Смотрят видео о природе Западной Сибири). Вопрос: Вам тоже понравились эти места? Что именно вам понравилось?
Дети: высказывают свои впечатления об увиденном.
Воспитатель.
Издавна живут здесь люди, их называют коренными жителями. Почему? (Предположительные ответы детей...) Воспитатель благодарит детей за правильные ответы, утверждает правильные ответы и дополняет их предположения.
Воспитатель.
За тысячи лет проживания у этого народа появились традиции:
- беречь природу;
- брать у природы только самую малость, оставляя дары природы для потомков;
- жить в дружбе с природой;
- передавать свои знания из поколения в поколение.
Эти традиции соблюдают до сих пор.
Удивительный это народ, и его обычаи тоже удивительные. Познакомимся поближе.
Рассказ воспитателя.
Ханты и манси живут по всей территории Западной Сибири. Живут замкнуто, обособлено, большими семьями.
(Фото)
Имеют свои угодья, поселения. Хоть люди эти гостеприимны и доброжелательны – чужаков они не любят. Чужаки – это чужие люди, которые приходят на их угодья без спроса. Ханты могут даже уйти из своих угодий, если увидят «чужаков» приближающих к их жилью и вернуться тогда, когда чужаки уйдут.
Вопрос: какие традиционные занятия есть у народов Севера?
Предположительные ответы детей… (рыбалкой, охотой, сбором ягод, оленеводством)
Воспитатель:
Да, мужчины традиционно занимаются рыбалкой. Они ловят рыбы столько, сколько им надо для еды и хозяйства. Лишнего у природы они не берут. А какую рыбу они ловят?
Предположительные ответы детей.
Вопрос: что готовят женщины из рыбы? Уху.
Вопрос: на каких зверей охотятся местные жители?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель. Ханты и манси всегда считались отличными охотниками, т.к. с самого детства родители приучали детей к этому нелегкому труду. Меткости они учились стреляя из лука, учились ставить капканы. Но, главное, учили охотиться только на тех животных, которых была большая численность. Они никогда не убивали животных весной. Почему?
Предположительные ответы детей (весной у животных появлялись детеныши).
Воспитатель.
Коренные народы Севера умели различать следы зверей. Вот посмотрите на эти следы, отгадайте, чьи они?
Дети называют следы зверей.
Воспитатель.
Сейчас мы проверим, правильно ли вы их отгадали. Отправим мальчиков «на охоту». Перед вами разрезные картинки с животными, соберите эти картинки и соедините их со следами. А чтобы охота удалась, ханты и манси совершали обряд из песен и танцев, а я вам включаю их национальную музыку.
Девочек же мы отправим готовить уху, чтобы затем накормить уставших охотников. Вот из какой рыбы будут готовить уху девочки, мы узнаем, когда соберем разрезные картинки.
Беремся за дело.
(Звучит национальная музыка.).
Во время сбора разрезных картинок воспитатель наблюдает за работой детей, проверяет правильность выполнения. В случае затруднения предлагает детям помочь друг другу.
Дети собирают разрезные картинки, называют рыбу.
Воспитатель: а что еще коренные жители делали из рыбы? (предположительные ответы детей)…
Рассмотрим таблицу: «Что ханты готовили из рыбы», дети рассматривают: рыбий жир, нитки, одежду, клей, строганину, средство для чистки одежды, даже муку.Воспитатель: рыбью муку (порсу), они брали с собой на далекое стойбище, они разбавляли и ели, даже могли печь из нее плюшки.
(Файл - стойбище)
Попробуем сделать порсу?
Дети пробуют приготовить порсу, по 2 человека толкут в ступе рыбу. Получается? Трудное но долгое это занятие, если хотите, продолжите после занятия.
Подойдите ко мне.
А сейчас посмотрим, что из себя представляет жилище хантов и мансей. Они имеют несколько типов жилищ.
(Фото отдельных построек с названиями)
Это срубные дома, которые почти не отличались от русских изб. Отличие состояло в построении внутреннего убранства. Там имеются нары. Дом они считали обжитым уголком природы, потому что дома строили с применением природного материала (дерево, камень, глина, береста и др.)
Хранилища, где хранили продукты, и чем выше стояло такое хранилище, тем лучше. Почему? (предположительные ответы детей).
Амбары использовали как хозяйственные постройки, для хранения шишек нартов, различного снаряжения).  Чум – это сложная конструкция, имеет остроконечное коническое сооружение, повторяло форму елей. Собирать чум всегда было чисто женским занятием.
Кажется небольшим с наружи чум, а вмещает в себя до 20 человек. Спали на нарах.
Вот так, все постройки отражали природные формы.
Маленьким детям делали люльку их бересты, а внутрь вместо матраса клали мох, перья, опилки.
(Фото люльки).
Еще чем занимались ханты и манси?
Правильно, оленеводством.
Разводили большие стада оленей. Перегоняли их на дальние стойбища. Дорога на стойбище была не простая, лежала через болота, кочки, озера, лес. В пути они могли пораниться, надо было быть внимательными к оленям. Чтобы отловить больного оленя, подлечить его ханты должны были уметь забрасывать аркан на оленьи рога. Посмотрите, как это делали.
(Видео)
Этому тоже учились с детства. Развивали ловкость и меткость.
Потренируемся в меткости?
Игра «Накинь арканы на оленя» - с кольцебросом.
А для чего хантам и мансям им нужны были большие стада оленей? Ответы детей (еда, одежда).
Традиционно ханты и манси жили за счет оленей. Они использовали их в пищу, шили одежду, строили жилища, изготавливали сувениры.
А вы видели, как они украшали одежду?
(фото одежды)
Вы можете не только посмотреть, но и потрогать (дети рассматривают украшенную бисером одежду, сувениры, обереги).
Сегодня мы попробуем нанизывать бисер на леску, и узнаем, какая эта кропотливая и сложная работа, а ханты и манси вышивают из бисера специальные орнаменты. Вы их видите на стенде. Эти традиции тоже передаются из поколения в поколение. Дети садятся за столы, принимаются за работу.
(Звучит национальная музыка)
Еще, ребята, ханты и манси изготавливали обереги, они считали, что обереги помогут им сохранить в доме покой, уют удачу на охоте. Эти обереги носили с собой, развешивали вокруг стойбища. Хотите тоже сделать себе оберег? Отложите бисер, у нас сегодня будет еще время им заняться, возьмите лоскутки ткани. Делаем как я.
(Дети под музыку делают куклу - оберег)
Эту куклу можно оставить себе, можно подарить другу или развесить по группе.
А теперь, подойдите ко мне.
Поведение итога занятия.
Воспитатель. Дети, вам понравилось занятие? У кого мы были в гостях? О чем мы говорили? Что нового узнали? О чем расскажите родителям?
На этом наше занятие окончено. Найдите занятия по интересам хантов и мансей. Спасибо.