РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольной группы полного пребывания. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


МОУ Загоскинская СОШ им. Зимина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации основной образовательной программы
дошкольной группы полного пребывания.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Младшая разновозрастная группа(1.5-4года)
Старшая разновозрастная группа(4-7 лет)
Период реализации программы: с 1.09.2016г. по 31.05.2017г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Музыкальный руководитель
Ставская Н.В.
с. ЗагоскиноОглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u I. Целевой раздел. PAGEREF _Toc459738693 \h 3Пояснительная записка PAGEREF _Toc459738694 \h 31.1. Интеграция с другими областями PAGEREF _Toc459738695 \h 41.2. Возрастные особенности детей PAGEREF _Toc459738696 \h 61.3. Модель взаимодействия музыкального воспитательно-образовательного процесса PAGEREF _Toc459738697 \h 81.4. Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития PAGEREF _Toc459738698 \h 9II. Содержательный раздел PAGEREF _Toc459738699 \h 102.1. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности PAGEREF _Toc459738700 \h 102.1.1. Восприятие PAGEREF _Toc459738701 \h 10Младшая группа: восприятие PAGEREF _Toc459738702 \h 11Старшая группа: восприятие PAGEREF _Toc459738703 \h 14Детское исполнительство PAGEREF _Toc459738704 \h 162.1.2. Пение PAGEREF _Toc459738705 \h 16Младшая группа: пение PAGEREF _Toc459738706 \h 17Старшая группа: пение PAGEREF _Toc459738707 \h 192.1.3. Музыкально-ритмические движения PAGEREF _Toc459738708 \h 21Младшая группа: музыкально-ритмические движения PAGEREF _Toc459738709 \h 22Старшая группа: музыкально-ритмические движения PAGEREF _Toc459738710 \h 242.1.4. Игра на детских музыкальных инструментах PAGEREF _Toc459738711 \h 26Младшая группа: игра на детских музыкальных инструментах PAGEREF _Toc459738712 \h 27Старшая группа: игра на детских музыкальных инструментах PAGEREF _Toc459738713 \h 28III. Организационный раздел. PAGEREF _Toc459738714 \h 293.1. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса PAGEREF _Toc459738715 \h 29IV. Литература PAGEREF _Toc459738716 \h 31
I. Целевой раздел.Пояснительная запискаРабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.
В своей педагогической концепции составитель (музыкальный руководитель) исходит из принципов гуманистической психологии, которая признает огромную ценность человеческой личности, её уникальность, неповторимость, право на стремление к реализации.
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа разработана в соответствии с:
Уставом МОУ Загоскинской СОШ;
Основной общеобразовательной программой дошкольного образования дошкольной группы полного пребывания;
Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
Законом РФ « Об образовании » от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является компилятивной и составленной на основе:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой/ М.,»Мозаика — синтез» 2014.;
«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.;
Программа по музыкальному воспитанию «Музыкальное воспитание в детском саду» /М.Б.Зацепина/;
Парциальная программа «Праздник каждый день» - «Ладушки» /И.Каплунова, И.Новоскольцева;
Парциальная программа по развитию танцевального творчества «Ритмическая мозаика» /А.Буренина/ ;«Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца». Екатеринбург, 1998.
«Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.
Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетомдидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:
- восприятие;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на детских музыкальных инструментах.
В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:
- исполнительство;
- ритмика;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- арт терапевтические методики, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей.
1.1. Интеграция с другими областямиОбразовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками;
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательная область
«Познавательное развитие» Расширение музыкального кругозора детей;
Сенсорное развитие;
Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.
Образовательная область
«Речевое развитие» Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;
Практическое овладение детьми нормами речи;
Обогащение «образного словаря»
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» Развитие детского творчества;
Приобщение к различным видам искусства;
Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;
Закрепления результатов восприятия музыки.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Образовательная область
«Физическое развитие» Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.;Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.
Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения:
1 год – ранний возраст с 2 до 3 лет;
2 год – младшая группа с 3 до 4 лет;
3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;
4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;
5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
1.2. Возрастные особенности детейРанний возраст (с 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
- самостоятельная досуговая деятельность (нерегламентированная деятельность)
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствиями с требованиями СанПина.
Группа Возраст Длительность занятия
(минут)
Ранняя с 2 до 3 лет 10
Младшая с 3 до 4 лет 15
Средняя с 4 до 5 лет 20
Старшая с 5 до 6 лет 25
Подготовительная к школе с 6 до 7 лет 30
Программа рассчитана на 120 часов.
Учебно-тематический план программы
№ Возрастная
группа
Вид
деятельности ранняя младшая средняя старшая Подготовительная к школе ИТОГ
1 Восприятие 2,4 3,6 4,8 6, 7,2 24
2 Пение 4,8 7,2 9,6 12,0 14,4 48
3 Музыкально-ритмические движения 3,6 4,8 6,0 7,2 8,4 30
4 Игра на детских муз. инструментах 1,2 2,4 3,6 4,8 6,0 18
ИТОГО 12 18 24 30 36 120
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
- становления эстетического отношения к окружающему миру;
- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
- сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализации самостоятельной творческой деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области « Художественно – эстетическое развитие», направлении « Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:
- предметно – пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный музыкальный зал);
- условия для взаимодействия со взрослыми;
- условия для взаимодействия с другими детьми.
1.3. Модель взаимодействия музыкального воспитательно-образовательного процессаВзаимодействие с родителями, (законными представителями)
Взаимодействие с психологом.
Взаимодействие с логопедом.
Взаимодействие с воспитателями и персоналом всех возрастных групп.
Взаимодействие с сельским Домом Культуры.
Взаимодействие с начальными классами МОУ Загоскинской СОШ.
1.4. Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развитияРанняя группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
- различать высоту звуков (высокий -низкий);
- узнавать знакомые мелодии;
- вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;
- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;
- выполнять простейшие движения;
- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
ребенок эмоционально вовлечен в музыкальные действия. - слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;
- различать звуки по высоте (октава);
- замечать динамические изменения (громко-тихо);
- петь не отставая друг от друга;
- выполнять танцевальные движения в парах;
- двигаться под музыку с предметом.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность. - слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
- узнавать песни, мелодии;
- различать звуки по высоте (секста-септима);
- петь протяжно, четко поизносить слова;
- выполнять движения в соответствии с характером музыки»
- инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;
- играть на металлофоне
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.
- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);
- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
- узнавать произведения по фрагменту;
- петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом;
- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения;
- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;
- играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.
Целевые ориентиры по ФГОС ДОРебенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями. - узнавать гимн РФ;
- определять музыкальный жанр произведения;
- различать части произведения;
- определять настроение, характер музыкального произведения;
слышать в музыке изобразительные моменты;
- воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;
- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);
- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;
- передавать несложный ритмический рисунок;
- выполнять танцевальные движения качественно;
- инсценировать игровые песни;
- исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.
Целевые ориентиры по ФГОС ДОребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.
II. Содержательный раздел2.1. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности2.1.1. ВосприятиеЦенностно-целевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных музыкальных жанров. Формирование овнов музыкальной культуры.
Ранняя группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
1. Ребенок овладевает культурными способами деятельности: слушает спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера.
2.Ребенок эмоционально реагирует на содержание.
3. Ребенок учится различать звуки по высоте
4. Ребенок учится различать звучание музыкальных инструментов: колокольчик, фортепиано, металлофон.
5.Проявляет интерес к песням и сказкам, движению под музыку. 1.Ребенок проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений, понимает характер музыки.
. определяет 1 и 2 –частную форму произведения.
2..Ребенок может рассказать о чем поется в песне, владеет речью.
3. Ребенок различает звуки по высоте, реагирует на динамику
(громко-тихо);
музыкальные инструменты: молоточек, погремушка, бубен, барабан.
4. Ребенок овладевает культурными способами деятельности.
1. Ребенок проявляет интерес к слушанию музыки,
2. Ребенок эмоционально откликается на знакомые мелодии, узнает их, различает динамику, темп музыки, высоту звуков.
3.Ребенок хорошо владеет устной музыкальной речью.
4.Ребенок может контролировать свои движения под музыку, способен к волевым усилиям.
1. Ребенок хорошо владеет музыкальной речью, знает названия песен, танцев, музыкальных произведений.
2. Ребенок ритмично двигается под музыку,
Узнает произведения по фрагменту.
3.Ребенок следует социальным нормам и правилам в музыкальных играх и постановках, контролирует свои движения и управляет ими.
1.Ребенок обладает навыками воображения..Сформирован музыкальный вкус, развита речь, словарный запас.
2.Ребенок знает элементарные музыкальные понятия, имена и фамилии композиторов и музыкантов.
3. Ребенок обладает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в музыкальных движениях, играх и постановках.
Младшая разновозрастная группа: восприятиесентябрь октябрь ноябрь декабрь
I неделя 1 занятие . Вводное. 1. Учить слышать изобразительность в музыке
Слушаем музыку природы (программный репертуар).
1. Учить детей согласовывать движения с ритмом и характером музыки
1. Познакомить детей с танцем «Полька»
2 занятие: «Музыка, изображает животных, птиц»
Знакомство с музыкальными элементами звукоподражания. 2. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамика, регистр, интонация 2. Рассказывать детям о композиторе Свиридове Г.В. Учить различать колыбельный жанр (ласковый, спокойный)
2. Учить различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки
II неделя 1. Формировать представление детей о языке музыке: регистр, динамика, темп
Образцы вокальной и инструментальной музыки ( по программе)
1. Учить различать оттенки настроения в произведениях с похожими названиями «Дождик», «Грустный дождик»
1. Учить различать смену характера, форму музыкального произведения. Обогащать их высказывания об эмоциональном содержании музыки
1. Подготовка к новогодним праздникам
2. Учить, различать средства музыкальной выразительности, предавать характер в движении
(программный материал «Музыка и движение»).
2. Вызывать эмоциональный отклик на песню печального, грустного характера; развивать умение высказываться о содержании музыки
(программный репертуар) 2. Учить связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки
2. Слушаем песни, инсценировки о зиме.
III неделя 1. Учить детей слушать изобразительность в музыке. Образы и элементы звукоподражания. («Кошка», «Машина», «Кукла» идр.)
1. Учить определять характер контрастных музыкальных произведений, связать с ним соответствующую по настроению картину, стихотворение
( программный репертуар) 1. Учить детей сравнивать произведения с близкими названиями
1.Активное восприятие и воспроизведение музыки
(праздничный вариант)
2. Учить различать выразительные средства в музыке ( грустно – весело, быстро – медленно).
2. Учить узнавать песню по выступлению, различать изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности (темп, динамику)
2. Учить распознавать черты танцевальности в песенной музыке.
2.Активное восприятие и ритмическое воспроизведение музыки (Праздничный вариант).
IV неделя 1. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями (по музыкальному букварю)
1. Тематическая беседа-концерт «Осень» учить различать вольную и инструментальн. музыку
1. Учить различать настроение в пьесах с близким названием: «Солдатский марш», «Марш оловянных солдатиков» Новогодние праздники
2. Учить чувствовать характер музыки, различать изобразительность, передавать характер в движении (программные сборники)
Целевой результат: формирование музыкальной отзывчивости через эмоциональные музыкальные действия. 2. Дать детям представление о различном характере народных песен (плясовые, хороводные, колыбельные)
2. Учить различать изобразительность, средства музыкальной выразительности, создающие образ
январь февраль март апрель май
I неделя Каникулы 1. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, танцевальный характер в начале и конце пьесы
8 марта 1. Учить детей инсценировать песню, используя образные и танцевальные движения
1. Учить сравнивать разные по характеру произведения одного жанра
2. Учить слышать и отмечать разницу в характере сходных частей
2. Рассказать детям о трубе и барабане. Дать послушать их звучание в записи
2. Учить определять форму музыкальных произведений. Передавать характер в движении.
II неделя 1. 1. Рассказать о С.С. Прокофьеве. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку нежного характера
1. Рассказать о том, что музыка передает черты характера человека
1. Дать представление о том, что один музыкальный инструмент может изобразить игру других инструментов
1. Учить детей подбирать по тембру музыкальные инструменты для оркестровки пьесы
2. Учить детей сравнивать контрастные по характеру произведения с одинаковыми названиями 2. Учить различать смену характера музыки, изобразительность, передающие образ
2. Учить различать темп, динамику, регистр, гармонизацию передавать характер музыки в движении
2. Учить распознавать в музыке жанр марш
III неделя 1. Учить различать яркие интонации, средства выразительности: регистр, динамику, звуковедение. (программный музыкальный репертуар) 1. Закрепить умения различать средства музыкальной выразительности, создающие образ. Передавать в рисунках характер музыки 1. Учить различать выразительные интонации музыки, сходные с речевыми1. Развивать представление детей о средствах в музыке (тембр, динамика)
2. Учить различать форму произведений, выражать впечатления в слове, в рисунках
( программный муз. репертуар) 2. Находить сходные и различные по настроению образы в разных видах искусства
2. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыке задорного, шутливого характера
2. Учить определять жанр и характер музыкального произведения, сравнивать пьесы одного жанра
IV неделя 1. Рассказать о А. И. Хачатуряне. Развивать умения высказываться о характере музыке Подготовка к 8 марта 1. Различать части песни (вступление, припев), смену характера в куплетах
1. Учить более полно определять характер маршей, выделять части
2. Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять различении частей пьесы
(программный репертуар) 2. Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки песни
2. Выражать в движении смену настроения в музыке
Музыкальный репертуар , сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом и может изменяться, дополняться в соответствии с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Старшая разновозрастная группа: восприятиеВ старшей группе образец планирования представлен с учетом разработанных и изданных материалов и конспектов по примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой/
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
I неделя Учить различать характер песен близких по названию Праздник осени Учить различать варианты исполнения одного произведения Познакомить с менуэтом
Учить различать оттенки настроения
Учить сравнивать произведения с похожими названиями
Познакомить с разными вариантами народных песен и их обработками
Учить сравнивать одноименные пьесы, находить сходства и отличия
II неделя Учить различать оттенки грустного настроения
Учить сравнивать малоконтрастные произведения, близкие по содержанию
Углублять представления об обработке русской песни, Сравнивать обработки одной песни сделанные разными композиторами Вызвать чувство красоты, восхищения природой, музыкой
Учить различать изобразительность музыки Композитор (поэт, художник) может изобразить разное состояние природы, передать настроение Учить определять черты жанра «Марш»
Различать характер произведений близких по названию
III неделя Учить различать средства выразительности, создающие образ Учить сравнивать контрастные произведения, близкие по названиям Учить распознавать черты маршевости в других жанрах Учить различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведении
Учить передавать в движении характер музыки, оркестровать песню Учить различать характер музыки и средства выразительности
Познакомить с Д.Д. Кабалевским
Подготовка к новогоднему празднику
IV неделя Учить различать изобразительность музыки
Учить различать изобразительность музыки, форму музыкального произведения
Учить различать отдельные средства выразительности: регистр, направление интонаций, кульминация
Учить различать средства выразительности, создающие образ
Учить различать тембры инструментов симфонического оркестра
Развивать музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости на музыку январь февраль март апрель май
I неделя Учить различать изобразительность в музыке
Формировать представление об изобразительных возможностях музыки Утренник
посвященный
8 марта Учить чувствовать настроение, выражено в музыке, в поэтическом слове Познакомить с народным инструментом волынкой
Учить различать динамику, регистр, темп
Познакомить с вальсом из балета «Лебединое озеро»
Учить различать в музыке выразительные интонации, сходные с речевымиУчить различать музыкальную форму, смену настроений
II неделя Учить сравнивать одноименные пьесы
Познакомить с музыкой танцев балета «Лебединое озеро»
Расширить представление детей об оттенках настроений, выраженных в музыке Учить сравнивать одноименные произведения
Учить сравнивать одноименные пьесы, различать разные жанры
Учить различать черты маршевости, танцевальности
Обогащать представления о разных чувствах, выраженных в музыке
Учить вслушиваться в музыкальные интонации, находить кульминации
Познакомить с концертом «Весна» А. Вивальди
Дать представление о способности музыки изображать колокольное звучание
III неделя Учить чувствовать настроение музыки Учить различать средства музыкальной выразительности, интонации музыки, близкие к речевымРазличать оттенки настроений, выраженных в музыке Познакомить с тамбурином – разновидности барабана Учить различать музыкальные средства выразительности
Развивать творческое воображение, умение выразить в слове, в рисунке характер музыки Учить различать форму музыкальных произведений. Слышать кульминацию
Расширить представление о чувствах человека, выраженных в музыке Рассказать о духовом инструменте флейта
Сравнивать пьесы, передающие разные настроения
IV неделя Познакомить с балетом «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
Подготовка к дню
8 марта Учить замечать смену настроений и их оттенки в музыке
Учить передавать характер музыки в игре на инструменте
Учить узнавать прослушанные ранее фрагменты Познакомить с ноктюрном
Познакомить с клавесином
Детское исполнительство2.1.2. ПениеЦенностно-целевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия детской вокальной культуры.
Ранняя группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
- вызывать активность детей при подпевании и пении;
- учить внимательно слушать песню;
- развивать умение подпевать фразы в песне (совместно со взрослым);
- постепенно приучать к сольному пению.
Целевые ориентиры ( по ФГОС)
- проявляет интерес к песням. - способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне РЕ (МИ) - ЛЯ (СИ);
- учить пень в одном темпе со всеми;
- чисто, ясно произносить слова;
- передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Целевые ориентиры( по ФГОС)
- проявляет интерес к песням, эмоционально откликается на них. - обучать выразительному пению;
- формировать умению петь протяжно (РЕ – СИ1);
- развивать умение брать дыхание;
- способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно;
- учить петь с инструментальным сопровождением и акапельно (с помощью взрослого).
Целевые ориентиры( по ФГОС)
- ребенок откликается на музыку разных песен, проявляет интерес к пению. - формировать умение петь легкими звуком в диапазоне РЕ1 – до2; брать дыхание перед началом песни, эмоционально передавать характер мелодии;
- соблюдать динамику в пении (умеренно, громко, тихо);
- развивать сольное пение с аккомпанементом и без него;
- содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера;
- развивать музыкальный вкус (создавать фонд любимых песен).
Целевые ориентиры ( по ФГОС) – ребенок обладает элементарными музыкальными представлениями - совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию;
- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;
- учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы;
- чисто артикулировать;
- закреплять умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с аккомпанементом и без него.
Целевые ориентиры ( по ФГОС)
- у ребенка складываются предпосылки музыкальной грамотности.
Младшая разновозрастная группа: пениеСентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1. «Дождик»
муз. Карасева,
сл. Френкель
2. «Да-да-да»
муз. Тиличеевой
сл. Островского
3. «Кошка»
муз. Александрова
сл. Френкель
4. «Ладушки»
русская народная песня
5. «Осенняя песенка»
муз. Александрова
сл. Френкель «Осень»
муз. Кимко
сл. Плакиды2. «Машина»
муз. Попатенко сл. Найденовой
3. «Петушок»
русская народная песня
4. «Осенью»
(укр. Народная песня) обр. Метлова, сл. Плакиды5. «Дождик»
муз., сл. Романовой
1. «Зима»
муз. Карасевой
сл. Френкель
2. «Снег-снежок»
муз., сл. Макшанцева
3.«Дед Мороз»
муз. Лукониной
сл. Чадовой
4. «Первый снег»
муз. Филиппенко
сл. Горина
5. «Хоровод с дождем»
муз., сл. Акиновой 1. «Елочка»
муз. Тиличеевой
сл. Ивенсен2. «К нам идет елка»
(авторы не известны)
3. «Это елочка у нас»
муз. Слонова, сл. Малкова
4. «Елочка, заблести огнями»
муз., сл. Олифировой5. «Пришел Дед Мороз»
муз., сл. Вересокиной6. «Новогодний хоровод»
муз. Филиппенко
сл. Бойко
7. «Праздник, праздник Новый год»
муз. Лукониной
сл. Чадовой8. «Елочка»
муз. Филиппенко
сл. Волгиной
Январь Февраль Март Апрель Май
1. «Зима»
муз. Карасевой
сл. Френкель
2. «Плачет котик»
муз. Пархаладзе
3. «Прокати, лошадка, нас»
муз. Агафонниковасл. Михайловой
4. «Белочка»
муз. Карасева
сл. Клоковой1. «Самолет»
муз. Тиличеевой
сл. Найденовой
2. «Зима прошла»
муз. Метловасл. Клоковой3. «Пирожки»
муз. Филиппенко
сл. Кукловской
4. «Цыплята»
муз. Филиппенко
сл. Мироновой
5. «Очень любим маму»
муз.
7. «Бабушке»
муз., сл. Качаевой 1. «Есть у солнышка друзья»
муз. Тиличеевой
сл. Каргановой
2. «Наша песенка простая»
муз. Александрова
сл. Ивенсен
3. «Дождик»
муз., сл. Макшанцева4. «Весна пришла»
муз., сл. Филиппенко
5. «Солнышко»
муз., сл. Макшанцева6. «Весенняя»
муз., сл. Шестаковой 1. «Кто пищит?»
муз., сл. Макшанцева2. «Паровоз»
муз., сл. Макшанцева3. «Воробейка»
муз. Витлина
сл. Лепко
4. «Маленький ежик»
(автор неизвестен)
5. «Дождик»
муз. Лукониной
сл. Чадовой
1. «Гуси» (РНП)
обр. Метлова
2. «Игра с лошадкой»
муз. Кимкосл. Кукловской
3. «Березка» (хоровод)
муз. Рустамовасл. Матлиной
4. «Грибок»
муз. Раухвергерасл. Высотской5. «Дождик»
муз., сл. Романовой
Старшая разновозрастная группа: пениеСентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1. «Неприятность эту мы переживем»
муз. Савельев
сл. Гытина
2. «Пестрый колпачок»
муз. Струве
сл. Соловьевой
3. «Детский сад»
муз., сл. Асеевой
4. «Если добрый ты»
муз. Савельев
сл. Пляцковского
5. «Осень»
муз., сл. Гомоновой
«Кому что нравится»
муз. Добрынина
сл. Пляцкоского
2. «Разноцветная игра»
муз. Савельева
сл. Л. Рубальской3. «Воробьи чирикают»
муз. Елисеева
сл. Степанова
4. «У оленя дом большой»
французская народная песня
5. «Песня волшебных красок»
муз., сл. Олифировой
1. «Первый снег»
муз. Филиппенко
сл. Горин
2. «Наша каша хороша»
муз. Еремеевой сл. Еремеева
3.«Жил в лесу колючий ежик»
муз. Бодраченко
сл. Зарецкой
4. «Художник»
муз. Иевлева
сл. Иванова
5. «Зима пришла»
муз., сл. Олифировой6. «Метелица»
муз., сл. Вихаревой7. «Белая дорожка»
муз. Реневасл. Примельца 1. «Саночки»
муз. Филиппенко
сл. Волгиной
2. «Зимушка-зима»
муз., сл. Вахрушевой
3. «Снеговик»
муз., сл. Фроловой
4. «Елочная»
муз., сл. Козловского
5. «Новогодняя песня»
муз. Савельевой
сл. Синявского
6. «Новый год»
муз. Перескокого
сл. Антоновой
7. «В хороводе танцевать»
муз. Филиппенко
сл. Волгиной
8. «Елочка-елочка»
муз. Абрамовой
сл. Дымовой
9. «Елка»
муз. Еремеевойсл. Еремеева
Январь Февраль Март Апрель Май
1. «Ах, умница, улица»
русская народная песня
2. «Бравые солдаты»
муз. Филиппенко
сл. Волгиной
3. «Будем в армии служить»
4. «Песенка про папу»
муз. Савельева
сл. Пляцковского
5. «Зима пришла»
муз., сл. Олифировой
6. «Блины»
русская народная песня
7. «Магазин»
муз. Иевлева
1. «Мы сложили песенку»
муз., сл. Алевой2. «Весенняя полечка»
муз., сл. Олифировой
3. «Подарок маме»
муз. Иевлева
сл. Пассовой4. «Песенка про бабушку»
муз., сл. Абеляна5. «Весняночка»
муз., сл. Михайленко
6. «Плаксы-сосульки»
муз. Пархаладзесл. Соловьевой
1. «Художник»
муз. Иевлева
сл. Иванова
2. «Кузнечик»
автор неизвестен
3. «Веселая песенка»
муз. Левкодимовасл. Бурсова4. «Веселый кот»
муз. Компанейцасл. Лаписовой
5. «Ехали»
русская народная песня
6. «Веселый хор»
муз. Спаринского
сл. Пляцковского
7. «Песенка о весне»
муз. Фрида
сл. Френкель
8. «Веселые ребята»
муз. Филипповой
сл. Волгиной
9. «Капель»
муз., сл. А. Блюзова-Гореликова1. «Прыг да скок»
муз. Голикова
сл. Лагздынь
2. «Зеленая полька»
авторы неизвестны
3. «Веселая хороводная»
муз. Филиппенко
сл. Волгиной
4. «Простая песенка»
муз. Дементьева
сл. Семернина5. «Без друзей никак нельзя»
6. «Дождик»
муз. Филипповой
сл. Александровой
7. «Веснянка»
муз., сл. Девочкиной
8. «Веснянка»
муз., сл. Девочкиной 1. «Зеленые ботинки»
муз. Гаврилова
сл. Алдониной
2. «Если добрый ты»
муз. Савельева
сл. Энтина
3. «Гномик»
муз. Юдахинойсл. Новицкой
4. «Подснежник»
муз. Петрицкого
сл. Коломиец
5. «Дети любят рисовать»
муз. Шаинскогосл. Успенского
6. «Весеннее настроение»
муз. Соколова
сл. Рахметова
2.1.3. Музыкально-ритмические движенияЦенностно-целевые ориентиры: развитие перцептивного ритмического компонента музыкального слуха; становление эстетического отношения к восприятию и воспроизведению движений под музыку.
Ранняя группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;
- воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым;
- учить начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;
- передавать художественные образы;
- совершенствовать умения ходить и бегать; выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную. - учить двигаться соответственно 2-х частной форме музыки;
- совершенствовать основные виды движений (ходьба, бег);
- улучшать качество танцевальных движений;
- развивать умения выполнять движения в паре;
- эмоционально передавать игровые и сказочные образы;
- формировать навыки ориентировки в пространстве. - продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
- совершенствовать танцевальные движения, расширять их диапазон;
- обучать умению двигаться в парах в танцах, хороводах;
- выполнять простейшие перестроения;
- продолжать совершенствовать навыки основных движений. - развивать танцевальное творчество: учить придумывать движения к танцам, проявляя оригинальность и самостоятельность;
- учить импровизировать движения разных персонажей;
- побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. - способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений;
- продолжать учить выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев;
- развивать танцевально-игровое творчество;
- формировать навыки художественного исполнения разных образов в песнях, танцах, театральных постановках.
Младшая разновозрастная группа: музыкально-ритмические движениясентябрь октябрь ноябрь декабрь
I неделя Марш , с.23 мид,
«Пальчики-ручки» 43 музыка и движение «Марш»
«Птички», с. 43 мид«Догонялки» Тихо-громко (марш)
Пружинка + фонарики
Игра «Солнышко и дождик» «Зайчики» с. 32 мид«Хоровод»
«Танец снежинок»
Марш, с. 22 мид«Птички» 43 музыка и движение
«Пальчики-ручки» 43 музыка и движение Ходьба с остановкой
«Коготки»
«Маленький танец» с. 70 мид«Бег и ходьба»
«Притопы обеими ногами»
«Танец с платочками» «Зайчики» с. 32 мид«Хоровод»
«Танец снежинок»
II неделя «Птички», с. 43 мид«Пружинки-прыжки»
«Пальчики-ручки»
«Утята» «Кто хочет побегать?»
«Кулачек о кулачек»
«Маленький танец» с. 70 мид«Танец с листочками» «Кошечка» (ходьба)
«Коготки»
«Автомобиль и воробушки» (игра) «Хоровод»
«Зайчики» танец
«Танец снежинок»
«Устали наши ножки» с. 32 мид«Фонарики»
«Догони нас, Мишка» с. 43 мид«Кто хочет побегать?»
«Колокольчики звенят»
«Маленький танец» с. 70 мид«Кошечка»
«Полочка» с кружением
«Танец с платочками» «Хоровод»
«Танец снежинок»
«Зайчики» танец
III неделя «Устали наши ножки»
«Согревалочка» с. 12 «Театр Танца»
«Догони нас, Мишка»
«Танец с листочками»
с. 100 Гомонова«Маленький танец»
«Тик-так»
«Прятки» с. 46 мидМышки – игра
«Автомобиль» с. 38 мид«Полочка» с кружением
«Стукалка»
«Танец с платочками» Подготовка к новогоднему празднику
«Кто хочет побегать?» с. 27
«Музыка и движения»
«Пружинка с фонарик»
«Гуляем-пляшем»
с. 67 мид«Птички» с. 43 мид«Колокольчики звенят»
«Стуколка» с. 65 мид«Марш»
«Неваляшки»
«Автомобиль и воробушки» (игра) IV неделя Кто хочет побегать?» с. 27 мидПритопы обеими ногами
Танец с осенними листочками,
с. 100 Гомонова«Устали наши ножки» с. 32 мид«Птичка пьет воду»
Танец с платочками
«Кошечка»
Коготки
«Танец с платочками» Новогодний праздник
«Марш с остановкой» с.22 мид«Гуляем-пляшем» с. 67 мид«Догонялки» «Марш» с. 22 мид«Тик-так»
«Стуколка» с. 65 мид«Пальчики-ручки» с. 64 мид
«Танец с платочками»
«Автомобиль и воробушки» (игра) январь февраль март апрель май
I неделя «Марш»
«Ножками затопали» с.31 мид«Согревалочка», с.12 «Театр Танца» Мелкий бег
«Лодочка» (поворот)
«Помирились» с. 76 мидУтренник, посвященный 8 Марта «Марш» (спортивный)
Хлопки (громко-тихо)
«Покружились и поклонились» «Рассыпались бусы»
«Качаемся на качелях»
«Догони нас, Мишка»
«Ножками затопали» с. 31 мид«Полочка»
«Согревалочка» Мелкий бег
«Лодочка»
«Помирились» Нога на каблук
«Колокольчики»
«Покружились и поклонились» Бег и прыжки
«Качаемся на качелях»
«Вокруг лужи»
II неделя Ходьба на носочках
«Карусель» с.53 мид«Согревалочка» Ходьба в перевалочку«Лодочка»
«Помирились» Ходим-бегаем с. 28, мид«Карусель»
Танец «Сапожки» с.73
Игра «Кошка и котята» «Лошадка» (прямой галоп»«Птичка пьет водичку»
«Покружились и поклонились» Образная ходьба
«Неваляшки»
«Вокруг лужи»
«Карусель» с. 53 мид«Деревце растет»
«Платочек» Ходьба «Мишки»
Хлопки перед собой
«Помирились» «Лошадка» (прямой галоп)
«Автомобиль» (топающий шаг)
«Сапожки» Удар ногой в пол
Выставление ноги на пятку
«Согревалочка» «Лошадки»
Цирковые лошадки»
«Догони нас, Мишка»
III неделя «Карусель» с. 53 мид«Кошечка»
«Согревалочка» «Театр Танца» Хлопки перед собой и по коленям
Прыжки с продвижением
«Утята» «Лошадка»
«Полочка-погрозили»
«Игра с кошкой» «Зайчики» (прыжки)
Игра с погремушкой
«Сапожки» «Автомобиль и птицы»
«Колокольчики»
«Вокруг лужи»
«Птички»
«Прыжки на месте с продвижением»
«Стуколка» «Мишки» (ходьба)
Хлопки перед собой
«Помирились» «Кошки-мышки», с. 40
«Деревце растет»
Танец «Сапожки» Ходьба с остановками
«жарко» - «до свидания»
игра «Солнышко и дождик» Прыжки на месте с поворотами
Выставление ноги на носок
«Солнышко и тучка»
IV неделя «Шагаем-маршеруем»
«Птичка пьет водичку»
«Согревалочка» Легкий шаг и легкий бег
Хлопки
«Утята»
Ходьба на носочках-пятках
«Новая кукла» - поворот
«Подружись и поклонись» «Марш» (тихо-громко)
игра «Солнышко и дождик»
«Вокруг лужи», с. 7 «Театр Танца» «Лошадка»
«Полочка с пружинкой»
«Вокруг лужи»
Ходьба на носочках
«Деревце растет»
«Стуколка» «Мишки»
Хлопки
«Утята» «Лисичка идет»
«Тарелочки»
Покружились и поклонились» «Солнышко и дождик»
«Солнышко и тучка»
«Вокруг лужи» «Карусель»
«Неваляшка»
Вокруг лужи»
Старшая разновозрастная группа: музыкально-ритмические движениясентябрь октябрь ноябрь декабрь
I неделя Ходьба со сменой темпа
«Приставной шаг» (в сторону)
Танец «Приглашение», с. 49 Легкий бег (на месте)
«Ковырялочка» с «Полочкой»
Полька «До свидания» Бег с захлестом
Приставной шаг с «пружинкой!
«Полька-тройка», с. 131 мидПрямой, боковой галоп (по кругу), хороводный шаг
Танцы к празднику
Бег с захлестом (на месте)
«Приставной шаг» (вперед)
«Приглашение», с. 24 музыка в детском саду Ходьба в рассыпную, в круг
Хлопки в парах 2*2 (с собой с партнером)
«Лавата» Ходьба с хлопками (перед собой, за спиной)
«Ковырялочка» (перед собой)
«Полька – тройка» Ходьба хороводным шагом
Танцы к празднику
II неделя «Здравствуй друг» - игра
Приставной шаг с «пружинкой»
«Приглашение», с. 24 Прыжки с выбрасыванием поочередно ног
Хлопки (в паре) 2*2 по коленям, друг с другом
Игра «Гори ясно», с. 131 мидПрыжки с выбросом ног (в паре)
«Лодочка» - ноги идут друг за другом
«Полька - тройка» Танцы, хороводы к новогоднему утреннику
Ходьба (весело-грустно)
Приставной шаг (назад - вперед)
«Приглашение» с. 24 «Змейка»
«Хлопки» 3*3 (перед собой, друг с другом)
Полька «До свидания» Прыжки с выбрасыванием ног в строну
Ходьба (в парах) с изменением темпа
«Гори ясно» III неделя Бег с высоким подъемом калений
«Ковырялочка» (перед собой)
Полька «До свидания», с. 33 «Театр Танца» Прыжки с выбрасыванием ног вперед
«Найди свое место» (врассыпную, на место)
«Гори ясно» Ходьба (в парах) «самоварчиком»
Хлопки (поочередно) 3 – девочка, 3 – мальчик
«Лодочка»
«Полька – тройка» «Змейка»
«Ковырялочка» (перед собой)
Полька «До свидания», с. 33 «Театр Танца» Ходьба (весело – грустно)
«Отойди и подойди» (в круг, из круга)
«Гори ясно» Прямой, боковой галоп
Сходится и расходится (в паре)
Игра «Море волнуется» IV неделя Бег с захлестом голени
«Ковырялочка» (в сторону)
Полька «До свидания» Бег с высоким подъемом каленейПриставной шаг в паре
Игра «Хлоп» с. 156 мидБоковой галоп в паре
Приставной шаг (в паре) вперед - назад
«Лавата» Новогодний праздник
Ходьба по кругу со сменой темпа и направления
«Ковырялочка»
Полька «До свидания» Ходьба с движением рук
«Деревце растет, качается»
«Хлоп – хлоп» - игра Боковой галоп в паре
Приставной шаг (в паре) вправо – влево
«Лавата» январь февраль март апрель май
I неделя Прямой галоп в паре
«Ковырялочка» с «полочкой»
«Лавата» Игра «Кот и мыши»
Прыжки с поворотом на 90°
Танец «Упала шляпа», с. 27 «Театр Танца» Утренник, посвященный 8 Марта Змейка»
«Море волнуется»
Хоровод «А я по лугу», с. 15 «Улитка»
Приставной шаг в паре
Игра с погремушкой
Ходьба со сменой образа
«Лодочка» (в паре)
Игра «У оленя дом большой» Поскоки в парах
Проскоки на 2-х ногах (вперед – назад)
«Упала шляпа», с. 27 «Театр Танца» Бег с захлестом, выбрасывание ног
«Ловушка», с. 113 мид«А я по лугу» Перестроение из 2-х колонн в круги
«Здравствуй, друг», с. 49 «Театр Танца»
Игра «Ловушка»
II неделя Перестроение в 2 колонны
Приставной шаг с «пружинкой»
«У оленя дом большой» Легкий бег (на месте)
Проскоки (вперед – назад)
«Упала шляпа» «Улитка» - учить сворачивать и разворачивать круг
Танец « Деревянные башмачки», с. 35 «Театр Танца» «Галоп» - прямой, боковой
«Ловушка»
«А я по лугу» «Змейка»
«Деревце растет, качается»
«Здравствуй, друг»
Перестроение в 2 колонны
«Отход, подход» (в парах)
«Чей кружок быстрее соберется», с. 84 мидПерестроение
«Кто скорей возьмет игрушку», с.116 мид«Упала шляпа» «Улитка»
«Гори, гори ясно»
«Деревянные башмачки» «Поскоки» в паре
«Ловушка»
Хоровод « А я по лугу» Прыжки на одной ноге с поворотом на 90°
«Кошка с коготками»
«Делай, как я»
III неделя Перестроение из 2-х колонн, в 2 круга, в 2 колонны
«Чей кружок быстрее соберется» Бег с высоким подъемом колен, с захлестом«Кто скорей возьмет игрушку» Проскоки вперед – назад
«Гори ясно»
«Деревянные башмачки» «Гори ясно»
Прыжки с поворотом на 90°
«Лавата»
Ходьба врассыпную, в круг
«Море волнуется»
«Гори, гори ясно»
Перестроение
«Игра с бубном», с. 84 мидУтренник, 23 февраля Прыжки (смена видов)
«Море волнуется»
«Деревянные башмачки» «А я по лугу» пропрыгивание (вперед – назад)
«Делай, как я» Прыжки (высокие, мелкие)
«Делай, как я»
«Гори, гори ясно»
IV неделя Перестроение
Прыжки с выбрасыванием ног
«Игра с бубном» Танцевальный шаг с акцентом
Танцы к празднику 8 Марта «Улитка», «Змейка»
«Море волнуется»
«Гори ясно» Ходьба со сменой темпа,
Перестроение в 2 колонны
Игра с бубном Ходьба со сменой настроения
«Кто быстрее возьмет игрушку»
«А я по лугу»
Перестроение, ходьба парами по кругу
«Найди свое место» (врассыпную)
«Игра с бубном» Танцевальный шаг с акцентом
«Пусть все улыбнутся»
Танцы к 8 Марта «Улитка»
«Делай, как я»
«Кто скорей возьмет игрушку» Бег с захлестом голени
«Ковырялочка» (в сторону)
«Игра с погремушкой», с. 168 мид«Змейка»
«Улиточка»
Прыжки с поворотом на 90°
«Делай, как я»
2.1.4. Игра на детских музыкальных инструментахЦенностно-целевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой деятельности.
Ранняя группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен;
- учить играть на погремушке громко-тихо, медленно-быстро. - знакомить с дудочкой, металлофоном, барабаном, с их звучанием;
- способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских музыкальных инструментах.. - формировать умения подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, других ударных инструментах;
- четко передавать простейший ритмический рисунок. - учить исполнять на музыкальных инструментах простейшие песенки индивидуально и в группе;
- развивать творчество детей;
- побуждать детей к активным самостоятельным действиям. - знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке;
- учить играть на металлофоне, ударных инструментах (русских народных);
- исполнять музыкальные произведения в оркестре, ансамбле.
Младшая разновозрастная группа: игра на детских музыкальных инструментахсентябрь Знакомство с шумовым инструментом - погремушкой и её разновидностями
октябрь Знакомство с ударным звенящим инструментом: бубен
ноябрь Знакомство с ударным инструментом «барабан» и его видами (деревянный, металлический)
декабрь «Угадай-ка»: погремушка, бубен, барабан
январь Знакомство с ударным, звенящим музыкальным инструментом «колокольчик»
Исполнение в оркестре простых ритмических рисунков
февраль Знакомство с духовым инструментом (народным) - свистулька
март Знакомство с духовым (народным) инструментом– «дудочка» и её видами
апрель «Угадай-ка»
май «Угадай-ка», исполнение в оркестре простых мелодий
Старшая разновозрастная группа: игра на детских музыкальных инструментахсентябрь Закрепить понятие «народный оркестр»; 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные
октябрь Знакомство со струнными народными инструментами: балалайка, гитара. Игра на ударных инструментах: «Звенящий треугольник», муз. Рустамова, с. 135, «Сорока-сорока» обр. Т. Попатенко, с. 136
ноябрь Знакомство с ударными народными инструментами: колотушка, трещотка, шкатулочка. Учить аранжировать знакомые произведения «Латвийская полька» обр. М. Раухвергера, с. 141
декабрь Знакомство с духовыми народными инструментами: свистульки (глина, дерево, береста). Исполнение в оркестре русских народных произведений: «Калинка», «А я по лугу», «Светит месяц»
январь Знакомство с клавишными инструментами: фортепиано, клавесин. Исполнение в оркестре знакомых произведений, соло на металлофоне «Андрей воробей» 7, (музыкальный букварь), «Мы идем с флажками» 38 (музыкальный букварь)
февраль Знакомство с духовым оркестром
«Угадай-ка» (народные инструменты). Продолжать учить оркестровать знакомые произведения: «Лесенка», с. 28 (музыкальный букварь), «Петушок» 34 (музыкальный букварь)
март Исполнение в оркестре произведений к 8 Марта: «Вальс» С. Паддевикла, «Вальс петушков»
апрель Знакомство с тамбурином. Исполнение в смешанном оркестре знакомых произведений «Бубенчики» 22 (музыкальный букварь), «Качели» 8 (музыкальный букварь)
май Знакомство с колоколами. Учить оркестровать знакомые произведения: «Месяц мой» 42 (музыкальный букварь), «смелый пилот» 44 (музыкальный букварь)
III. Организационный раздел.3.1. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процессаВид музыкальной деятельности Учебно-методический комплекс
1. Восприятие: 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999.
2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000.
3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет.
4. Портреты русских и зарубежных композиторов
5. Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины;
- пейзажи (времена года);
- комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»).
6. Музыкальный центр .Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
2. Пение: музыкально-слуховые представления 1. «Птица и птенчики»
2. «Мишка и мышка»
3. «Чудесный мешочек»
4. «Курица и цыплята»
5. «Петушок большой и маленький»
6. «Угадай-ка»
7. «Кто как идет?» 1. Музыкальное лото «До, ре, ми»
2. «Лестница»
3. «Угадай колокольчик»
4. «Три поросенка»
5. «На чем играю?»
6. «Громкая и тихая музыка»
7. «Узнай какой инструмент»
- ладовое чувство 1. «Колпачки»
2. «Солнышко и тучка»
3. «Грустно-весело» 1. «Грустно-весело»
2. «Выполни задание»
3. «Слушаем внимательно»
- чувство ритма 1. «Прогулка»
2. «Что делают дети»
3. «Зайцы» 1. «Ритмическое эхо»
2. «Наше путешествие
3. «Определи по ритму»
Вид музыкальной деятельности Наглядно-иллюстративный материал
3. Музыкально-ритмические движения Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой. «Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000.Разноцветные платочки – 10 штук.
Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.Маски: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.Палочки с разноцветными лентами – 7 штук.
4. Игра на детских музыкальных инструментах Детские музыкальные инструменты:
1. Неозвученные музыкальные инструменты
- скрипка 1 штука;
2. Ударные инструменты:
- бубен – 1штука;
- барабан – 2 штуки;
- деревянные ложки – 6 штук;
- металлофон (хроматический) – 2 штуки;
- маракас – 7 штук;
3. Духовые инструменты:
- свистульки –1 штука;
- дудочка – 1 штука;
- труба- 1 штука;
IV. Литература От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы, Н.Е.,Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества Спб., 2000.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. Средняя и старшая группа. Волгоград.: Учитель, 2012.
Лунева Т.А. Музыкальные занятия. Разработка и тематическое планирование. 2 младшая группа. Волгоград.: Учитель, 2011
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М., 2004.
Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Старшая группа. С.Петербург.: Композитор, 2011
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Спб., 2004.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1985.
Вихарева Г.Ф. Веселинка. Спб., 2000.
Вихарева Г.Ф. Песенка, звени! Спб., 1999.
Девочкина О.Д. Пой вместе со мной. М., 2002.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Костина Э. П.Музыкально-дидактические игры. -Ростов-на-Дону : « Феникс» .Серия: Сердце отдаю детям, 2010 -212с
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998.
Меркулова Л.Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.— М., 1999.
Музыка в детском саду. Средняя группа. Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. М., 1990.
Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет. В. 1./ Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Н. Фок. М., 1978.
Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет./ Сост. И.С. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 1981.
Музыкально-двигательные упражнения в детском саду./ Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соколова, З.Н. Ушакова, В.Г. Царькова. М., 1991.
Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром «Музыкальная палитра», «Танцевальная палитра»)