Статья на тему : «Использование информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе».

«Использование информационно - компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе»
В чем же заключается актуальность данной темы, мода это или необходимость.
В современном мире информационные технологии заполонили все области жизни, в частности и систему образования. Безусловно, использование ИКТ технологий это необходимость. Дети живут в цифровой среде и, приходя в школу, они не должны попадать в ситуацию прошлого века.
Сравним парадигмы индустриального и информационного общества.
Компоненты
Образовательная парадигма индустриального общества
Образовательная парадигма информационного общества

Ценности
- образование для общественного производства;
образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры;
образование в интересах общества;

Мотивы
- обучение учащихся как обязанность; деятельность педагога как исполнение профессионального долга;
- заинтересованность учащихся в обучении, получение удовольствия от достижения результатов; заинтересованность педагога в развитии обучающихся удовольствие от общения с ними;

Нормы
- ответственность за обучение учащихся несёт педагог; авторитет педагога основан на соблюдении дистанции, требовании дисциплины и усердия;
- учащиеся принимают на себя ответственность за своё обучение; авторитет педагога основан на его личностных качествах;

Цели
- направленность обучения на приобретение научных знаний; обучение в молодости как «запас на всю жизнь»;
- направленность обучения на овладение основами человеческой культуры, компетенциями; учение в течение всей жизни;

Позиции участников учебного процесса
- педагог передаёт знания; педагог занимает позицию «над обучающимися»;
- педагог создаёт условия для самостоятельного учения; педагог работает совместно с обучающимися, взаимное партнёрство;

Контроль и оценка
- Контроль и оценка осуществляются преимущественно педагогом.
- Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся.

Формы и методы
- иерархический и авторитарный методы; стабильная структура учебных дисциплин; стабильные формы организации учебного процесса; акцент на аудиторные занятия под руководством педагога;
- демократические и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; динамичная структура учебных дисциплин; динамичные формы организации учебного процесса; акцент на самостоятельную работу обучающихся;

Средства
- основным средством обучения является учебная книга;
- Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно – телекоммуникационных систем и СМИ;


По данным всемирной организации труда выпускники школ 5-7 раз в течение жизни поменяют свою профессию. Поэтому, мы должны формировать умение учиться в течение всей жизни.
Перемены в технологиях приводят к глубинным изменениям в человеческом обществе, в жизни человека. Колоссально увеличился объём информации. Нельзя всё выучить.
19 век-удвоение знаний, накопленных человечеством, каждые 50 лет.
Вторая половине 20 века- удвоение знаний каждые 10 лет.
Наше время-удвоение знаний каждые два года.
Колоссально изменились цели обучения в современном обществе. В качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Мегатенденции развития образования:
массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;
значимость, как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;
ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;
адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
ориентация обучения на личность обучающегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.
Государство стимулирует и поддерживает развитие ИКТ. Информационные технологии давно пришли в школу.
1985: Обязательный курс «Основы информатики и вычислительной техники» (Компьютеризация образования)
1990: Использование ЭВМ в учебном процессе (Информатизация образования)
С конца 90-х годов 20 века – программы и проекты, направленные на системное реформирование образование с целью ориентации на потребности глобального информационного общества:
- «Концепция формирования информационного общества в России» (28.05.1999)
- «Концепция модернизации образования России до 2010 года»
- ФЦП «Электронная Россия» 2002-2010 годы
ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» 2001-2005 годы
Проект «Информатизация системы образования (ИСО)» 2005-2010 годы
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212
Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010
И др.
2002-2003: Поставка компьютеров в сельские школы
2004-2006: Поставка компьютеров во все школы
2006-2007: Подключение всех школ к Интернет
2007-2010: Поставка лицензионного ПО во все школы
2010: Внедрение ПСПО
4. С 2010 года: Создание ИКТ- насыщенной среды, распространение модели «1 ученик: 1 компьютер», разработка новых программ и проектов:
Федеральная целевая программа (ФЦПРО) на 2011-2015
Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
Обновление образовательных стандартов
Система поддержки талантливых детей
Развитие учительского потенциала
Современная школьная инфраструктура
Здоровье школьников
Компьютер-новое средство в обучении - высокий результат. Дети заряжены на компьютеры. Но дело не в инструменте, дело в том, как он используется. Если процесс использования компьютеров организован правильно, тогда будут и результаты. Необходимо правильно выстраивать дидактику обучения, использовать новые формы, методы, средства в образовательном процессе.
Нам важно, конечно научить ребёнка базовым знаниям, но ещё более важно научить ориентироваться в этом мире, ещё более важно, чтобы он умел общаться, выстраивать отношения, делать что-то руками, головой, добиваться цели воспитывать характер. В классе 25 человек, все разные, разные способности, разные ограничения, учитель один. Государство ставит задачу индивидуализации образования, помочь каждому ребёнку развить лучшее, что в нем заложено и найти свою дорогу в жизни. Прежними технологиями этого добиться чрезвычайно трудно, учитель один - времени мало. А вот новые современные содержательные технологии, электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, обучающие игры, электронные лаборатории дают возможность объяснения самых трудных вопросов отдать самому ребёнку, он может с этим разобраться дома в свободное время, лучше понять. ИКТ технологии позволяют, высвободит у учителя время, и дать ему новые ресурсы для индивидуальной работы с ребёнком. И тогда будут результаты, на выходе из школы будут грамотные образованные люди.
Литература:
Л.М. Сыромятникова. Педагогические советы: функии, содержание, планирование, методы, традиционные и нетрадиционные формы. –М.: Издательство «Глобус», 2010.
Гирба Е.Ю. и др. Презентаия профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя.- М.: УЦ «Перспектива», 2013.
Е.Г.Калинкина. Информатизация образования. Информационные технологии в управлении образованием. Презентация. НИРО.









13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915