Статья Использование ИКТ в учебно — воспитательном процессе


Использование ИКТ в учебно – воспитательном процессе.Работа современного учителя тесно связана с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Наша школа оснащена современными аппаратными и программными средствами, В классе имеется интерактивная доска, проектор, документ-камера. Интерактивная доска является удобным и многофункциональным техническим средством современного урока. Очень удобно отгадывать ребусы, кроссворды, решать логические головоломки на интерактивной доске. Такие задания не оставляют равнодушными никого. Данные виды работ использую на этапе объяснения и закрепления материала, а иногда в качестве разминки. Ребятам нравится работать с маркерами разных цветов на интерактивной доске. Очень удобно применять интерактивную доску для классификации и систематизации понятий, создания схем. Можно перемещать объекты, выделять цветными маркерами. Поскольку доска интерактивная, а интерактив – это, прежде всего, диалог учащиеся на уроке взаимодействуют с ней: задают вопросы, работают над ошибками и т.п. Использую на уроках компьютерные презентации как свои так и своих коллег на всех этапах обучения. Документ-камера очень удобна в использовании и полезна. Можно использовать при объяснении темы, показывать на экране схемы, чертежи, блок-схемы. Во-первых, экономится время, во-вторых, доску можно использовать для других целей, например, для решения задачи. При проверке домашнего задания можно демонстрировать решения задач с тетрадей учащихся на экран, а не записывать их на доску. Здесь также можно сэкономить драгоценное время урока и рассмотреть другие способы решения задачи, показывая их, если они имеются у учащихся. Также можно выводить на экран условие задачи, т.е. ученики будут получать зрительную информацию и звуковую при чтении условия задачи, что способствует лучшему восприятию и пониманию задания.При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание учеников. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Использую как свои мультимедийные тесты, так и свох коллег. Наряду с мультимедийными тестами использую и интерактивные кроссворды, которые вносят в учебный процесс игровой момент и с успехом выполняются учениками. При создании тестов и кроссвордов использую табличный процессор MS Excel, программу для создания презентаций MS PowerPoint с использованием Visual Basic for Applications (VBA). Учащиеся с удовольствием выполняют компьютерные тесты и мультимедийные кроссворды.К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю ребятам выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или web-странички об истории развития данной темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности. Это работа с Интернет-ресурсами, создание презентаций и web-страниц как итог результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем свои работы ребята представляют и защищают перед учениками класса, коллективно анализируют и оценивают результаты выполнения. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. ИКТ создают условия для самовыражения учащихся.При выполнении исследовательских проектов ребята вначале определяются с темой проекта по своим увлечениям, затем собирают информацию, используя как сеть Интернет, так и свои наблюдения. Полученную информацию учащиеся обрабатывают, используя текстовый редактор, электронную таблицу, программу для создания презентаций. Из года в год мои ученики участвуют в республиканском конкурсе КРИТ.
Использую ИКТ в урочной и внеурочной деятельности. Даю открытые уроки с использованием возможностей интерактивной доски. Принимаю активное участие в работе в учебно-научной лаборатории медиа-информационных технологий. Как классный руководитель для работы с детьми и родителями использую сайт «Dnevnik.ru».Внеурочная деятельность. Это и кружковая работа, и проведение викторин и конкурсов в рамках предметной недели, и проектная работа, и участие ребят в конкурсах и викторинах разного уровня:a. участие во Всероссийском конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии».
Как завуч всю отчетность по школе выполняю с использованием информационно-коммуникационных технологий. Конечно, это работа в текстовом редакторе: оформление различных отчетов. Внеклассные мероприятия проводятся с использованием компьютерных презентаций. Создаю свои разработки с использованием программы для создания презентаций PowerPoint для внеклассных мероприятий. В PowerPoint разрабатываю программы с использованием Visual Basic for Applications (VBA). В табличном процессоре MS Excel оформляю отчет по всем классам школы по качеству знаний по четвертям и году. По табличным данным строю лепестковую диаграмму, по которой наглядно можно провести анализ: какие предметы учащиеся осваивают хорошо, а изучение каких предметов вызывают затруднения. Мои уроки не проходят без использования информационных технологий, что очень нравится учащимся. Безусловно, использование подобных разработок улучшает учебный процесс, делает его не только более информативным и современным, но и наглядным и интересным для слушателей и участников.