Методическая тема: «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе»

Домнина Галина Николаевна – учитель биологии ГБОУ Школа №2126 «Перово» ВАО ДО г. Москвы. Методическая тема.


Работая над методической темой «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе», использовала следующий план работы:
1. Обоснование выбора темы.
2. Цели и задачи работы над темой.
3. Перечень используемых ЦОР на уроках биологии..
4. Какой предполагается результат и форма его представления. 5
5. Литература.

1. Обоснование выбора темы:
В жизнь современного школьника независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. С этим необходимо считаться, и уже не допустимо, чтобы учитель не использовал в работе достижения педагогической науки в области их применения в обучении и воспитании. Компьютерная грамотность и коммуникативная образованность школьников как компетенции, обеспечивающие успешность, формируются только в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в широком спектре образовательной деятельности.
Среди основных побудительных причин практического использования в учебно-воспитательном процессе школы новых педагогических технологий можно выделить:
осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
необходимость более глубокого учёта и использования психофизиологических особенностей обучаемых; возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
обширные перспективы открывает технология демонстрации информации через проектор в виде презентации, созданной в программе PowerPoint. Одно из развивающихся направлений применения презентаций – предметное обучение.
Методы и приёмы, используемые при подаче учебного материала по биологии (и других учебных дисциплин) с использованием ЦОР, практика обучения, анализ результатов показывают, что это способствует:
расширению дидактических возможностей урока;
наглядному представлению учебного материала;
более эффективному усвоению теоретических основ биологии и практик их применения через активизацию познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету;
самовыражению и задействованию чувств и эмоций учащихся;
развитию приёмов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
развитию умений осуществлять обработку информации; в сжатой форме воспроизводить передаваемую информацию;
формированию информационной культуры;
эстетическому воспитанию за счёт использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
приобретению опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности;
как следствие, повышение качества образования по предмету.
Лучший образовательный эффект от применения ИКТ достигается в предметном обучении тогда, когда они используются в сочетании с другими инновационными образовательными технологиями обучения и органично включены в сценарий урока.
Образовательная технология определяет структуру урока, алгоритм деятельности учителя и учащихся, обеспечивает комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление в соответствии с целями и задачами урока, контингентом обучаемых. Использование ИКТ в таких условиях обеспечивает более позитивный образовательный эффект. При этом ЦОР я создаю к уроку сама, а также в ходе самостоятельной работы учащихся по выполнению презентации в программе PowerPoint как индивидуального творческого задания, как сопровождение при защите реферата, как «конечного продукта» проектной деятельности на уроке и во внеклассной деятельности.
Задача учителя с учётом здоровьесберегающего аспекта органично «вписать» ЦОР в технологическую структуру урока, обеспечить интерактивную работу с её содержанием.
Внедрение электронных средств в учебный процесс имеет важное значение, т.к. соответствует основным направлениям модернизации современного образовательного процесса. Использование ЭДМ (электронно-дидактических материалов) позволит мне в сравнительно короткий срок углубить, систематизировать знания, корректировать материалы и реализовать методическое обеспечение преподавания конкретных тем школьного предмета биологии.
Освоение технологии ИКТ позволит организовать:
активизацию научно-практической деятельности учащихся;
пропаганду научных знаний, развитие интереса к научной деятельности; ознакомление с возможностями сети Интернет для осуществления коммуникации на уровне класса, школы и т.д., приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
2. Цели и задачи работы над темой:
Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:
развитие элементов коммуникативной компетентности;
пользоваться компьютерной техникой и цифровыми образовательными ресурсами в процессе освоения ИКТ.
Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:
развитие элементов инновационной компетентности, проявляющейся в умении анализировать собственную педагогическую деятельность и учебно-познавательную деятельность учащихся при организации лабораторных работ с использованием ЦОР на уроках;
овладение навыками общения с классом и малыми группами при работе с ЦОР на учебных занятиях;
умение организовывать общение учащихся между собой в ходе урока;
проектировать и осуществлять профессиональное самообразование учителя.
Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:
актуализация, систематизация и обобщение знаний и умений обучающихся, полученных в курсе биологии;
формирование системы знаний о роли и возможностях ЦОР при проектировании уроков биологии в деятельности учителя;
развитие умений оценки дидактических качеств ЦОР в образовательном процессе при изучении курсов растений, человека и общей биологии;
инициирование самообразовательной деятельности учителя в освоении инновационных подходов к разработке уроков по биологии.
Можно выделить следующие дидактические функции использования медиа в эстетическом воспитании учащихся:
объединение научной и художественной форм познания через графические средства;
исследовательское конструктивное видение окружающей среды, как естественных форм, так и созданных человеком;
практическое применение знаний в творчестве;
развитие проектного мышления;
создание условий для самопознания и саморазвития школьников.
3. Перечень используемых ЦОР на уроках биологии:
№ п/п
Наглядное пособие
Фирма-разработчик

1.
Учебное электронное издание «Экология», 2 диска
Московский государственный институт электроники и математики

2.
Библиотека электронных наглядных пособий «Биология, 6-9 класс»
ООО «Кирилл и Мефодий»

3.
Электронное учебное издание «Подготовка к ЕГЭ по биологии»
ООО «Физикон», ООО «Дрофа», ГУ РЦ ЭМТО

4.
Интегрированное межпредметное издание по естественно-научному циклу «Биология, химия, экология»
ООО «Физикон», ООО «Дрофа», ГУ РЦ ЭМТО

5.
Электронное издание «Лабораторный практикум. Биология, 6-11 класс», 2 диска
ГНУ РМЦ

6.
Интерактивный курс «Открытая биология 2.5», автор – Д.И.Мамонтов
ООО Физикон

7.
Набор ЦОР «Биология. Растения. 6 кл., Биология. Животные. 7кл.»,
Разработка проекта ИСО, ЗАО «1С»

8.
Набор ЦОР «Биология. Общие закономерности жизни: 9 класс», ООО Физикон
Разработка проекта ИСО

9.
Набор ЦОР «Биология» Человек. 8 класс
Разработка проекта ИСО, «1С»

10.
Набор ЦОР «Биология» Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс
Разработка проекта ИСО, изд-во «Мнемозина».

11.
Набор ЦОР «Биология» Человек и его здоровье.8кл.
Разработка проекта ИСО


4. Какой предполагается результат и форма его представления: использование ИКТ позволит:
повысить усвоение учащимися базовых знаний по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационной техники;
формировать навыки самоконтроля;
активизировать познавательный интерес к биологии;
подготовить учащихся к экзаменам (ГИА, ЕГЭ, попутно формируя у них различные общеучебные навыки.
В результате изучения данной темы самообразования у меня разовьются:
ключевые компетентности, проявляющиеся в умении пользоваться компьютерной техникой и цифровыми образовательными ресурсами;
базовые компетентности, проявляющиеся в умении анализировать собственную педагогическую деятельность и учебно-познавательную деятельность учащихся при организации учебного процесса; владеть навыками общения с классом и малыми группами при работе с ЦОР на учебных занятиях; умении организовывать общение учащихся между собой в ходе урока; проектировать и уметь осуществлять своё профессиональное самообразование;
специальные компетентности, проявляющиеся во владении содержанием и методикой применения ЦОР на различных структурных элементах урока биологии; умении анализировать содержание цифровых образовательных ресурсов по определенным темам школьной биологии, по дидактическим критериям ЦОР.
В результате работы над данной темой я буду знать:
цели и задачи использования ИКТ в биологическом образовании;
особенности использования ИКТ при обучении биологии в школе;
возможности ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии;
возможности ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по биологии;
методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.
уметь:
использовать ИКТ на различных этапах обучения биологии;
применять ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии;
использовать ИКТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по биологии;
владеть методами анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

Литература. 1. Основная.
1 Беспалов П.В. Компьютерная компетентность личностно-ориентированного обучения //Педагогика. 2003, № 4.
2.Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе, 1998, № 2. – С.36
3.Дмитриева О.С., Фисенко Л.Г. Компьютерная графика и мультипликация на уроках // Биология в школе, 1997, № 5. – С.39
4.Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 111 с.
5.Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30
6.Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
7.Пугал Н.А. ТСО // Биология в школе, 2003, № 7. – С.44
8.Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.
2. Дополнительная.
1.Абрамов В.И. Интернет-ресурсы на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 40.
2.Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 – 7.
3.Бурлова Е.Ф. Создание компьютерных презентаций в среде Power Point и использование их при обучении природоведению и биологии / Первое сентября. Биология, 2005, № 14.
4.Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика, 2003, № 8.
5.Журин А.А. Медиообразование. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика, 2001, № 4.
6.Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования //Педагогика 2002, № 1.
7. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода // Педагогика, 2004, № 2.
8.Степанова М.И. Ребенок и компьютер глазами медика // Биология в школе, 2002, № 7.
9.Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы, 1999.










Рисунок 1Рисунок 115