Использование информационных технологий в воспитательном процессе

ИПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Способность России разрабатывать, создавать и эксплуатировать сверхсложные технические системы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня непосредственно связана с нашей системой образования, т. к. именно она обеспечивает развитие всех остальных сфер экономики и общественной жизни. По праву образование сегодня объявлено в рамках "Правительственного часа" членом Генерального совета Партии "Единая Россия" Андреем Кокошиным - национальным достоянием России. В связи с этим к образованию предъявляются ряд принципиально новых требований. Фундаментальное значение здесь имеет информатизация сферы образования, а это значит интенсивное развитие на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Именно такой подход к образованию выводит его в ряд важнейших национальных приоритетов.

В связи с этим сегодня крайне необходимо не просто повышение уровня образованности людей, но и формирование нового типа интеллекта, иного образа мышления, определяющего отношение обучающихся к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира. В наступившем веке образование должно стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека. Ведь только таким образом он сможет адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям.

В данный момент система образования по отношению к процессу информатизации общества выступает в двух аспектах:
как система обеспечения необходимого уровня знаний в области информатики и информационных технологий;
как система, подверженная процессу информатизации для совершенствования своего функционирования, роста результативности своей деятельности.
В этом контексте первостепенное значение в Городецком педагогическом колледже приобретает применение в организации образовательного процесса инновационных подходов, использование различных информационных технологий с тем, чтобы наши студенты умели гибко реагировать на изменяющиеся запросы общества. Это способствует формированию оптимизированных общеобразовательных и профессиональных навыков студентов, повышению доверия работодателей, абитуриентов и их родителей к колледжу

Современный взгляд на профессиональное развитие означает формирование профессиональных компетенций, а не просто получение информации. К ним в том числе относятся: умение принимать решения, осуществлять самостоятельный поиск информации для решения профессиональных задач и особенно технологизировать собственную деятельность, т.е. не усваивать технологии, а учиться разрабатывать и использовать их для успешной и эффективной профессиональной деятельности.

Именно такой подход к обучению студентов, поможет им в дальнейшем быстрее адаптироваться в огромном океане под названием «Школьная страна». Наши выпускники с помощью применения информационных технологий в своей работе сумеют преодолеть перегрузку, рационально вести документацию, оптимизировать процесс обучения и воспитания.
Самым распространенным видом программного обеспечения, применяемым учителем могут быть Системы управления базами данных (СУБД). Ценность СУБД объясняется тем, что в основе программ такого рода лежит концепция модели данных, то есть некоторой абстракции представления данных. В большинстве случаев предполагается, что данные представлены в виде файлов, состоящих из записей. Структура всех записей в файлах одинакова, а количество записей в файле является переменным. Элементы данных, из которых состоит каждая запись, называются полями. Поскольку во всех записях имеются одни и те же поля (с разными значениями), полям удобно давать уникальные имена. Многие практически важные случаи хорошо укладываются в такое представление данных. Например базы данных «Ученик», «Классный руководитель» или «Мой 5-А». Такая база данных может состоять из нескольких таблиц, форм, запросов, отчетов и др. объектов.

Таблица 1 «Сведения об учащихся» содержит поля: код учащегося, фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон, иностранный язык.
Таблица 2 «Социальная активность» содержит поля: общественное поручение, личные достижения ( кружки, олимпиады, спорт).
Таблица 3 «Сведения о родителях» содержит поля: фамилия, имя, отчество, образование, место работы, должность, телефон, социальный статус, общественное поручение.
Таблица 4 «Сведения об успеваемости» содержит поля: учебные предметы (математика, русский язык, литература, и т д).
Таблица 5 «Итоговая аттестация 1 четверть» содержит поля: фамилия, имя, учебные предметы (математика, русский язык, литература, и т д)

Таким образом, разместив записи данных в таблицах, мы получаем бесценный материал - базу данных. Чего только нельзя сделать с ее помощью! Создавать и распечатывать оценочные листы, списки класса по годам рождения, список мальчиков и девочек, список изучающих английский и немецкий языки, социальный статус родителей, личные достижения учащихся, списки по микрорайонам, - и все это за несколько минут. Кроме того, имея такую базу данных, можно проследить динамику успеваемости каждого ученика по каждому предмету ежемесячно: тут и средний балл, и рейтинг, и кто первый, и кто повысил результат обучения, а кто наоборот близок к краху, взлеты и падения месяца.

Для этого потребуется связать таблицы, превратив тем самым базу данных в реляционную, а затем создать несколько запросов и форм. Динамику успеваемости можно представить наглядно с помощью графиков и диаграмм, а результат распечатать и разместить в дневниках. Кроме того, эти же результаты станут основанием для бесед на родительском собрании.
Такой подход к построению своей профессиональной деятельности поможет нашим выпускникам быть востребованными на рынке труда подтвердить свою профессиональную состоятельность, а главное, сохранять конкурентные преимущества и репутацию своего учебного заведения.