Статья на тему РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Бахитова Д.К.
Хромтауский район, КГУ «Тассайская средняя школа», учитель математики
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…»
М.ПоташникОбразование сегодня признано одним из стратегических приоритетов государства, о чем свидетельствует содержание социального блока Послания Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева Народу Казахстана «Социально-экономическая и политическая модернизация Казахстана». Качественное образование-основа благополучия каждого гражданина и общества в целом.
Концепции развития системы образования Республики Казахстан до 2015 года [1] и послание Президента страны Н.А.Назарбаева о реализации государственной программы развития образования на 2011-2020 годы [2] ориентирована на информатизации учебного процесса с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Актуальность определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Использование новых технологий, перспективных методов обучения направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития обучающего. Сегодня трудно представить урок без современных методов обучения. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений- анализа и структурирования получаемой информации. При этом новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.
Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению, как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна.
Системное использование информационных технологий на уроках имеет следующие результаты:
Повышение интереса к изучаемому предмету;
Повышение познавательной активности учащихся;
Улучшение организации урока;
Повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразные его формы;
Активизация творческого потенциала обучающего и преподавателя;
Повышение эффективности обучения, улучшение качества образования.
Применение мультимедийных технологий в процессе учебного занятия хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированным обучением. Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы. Уроки с применением мультимедийного проектора вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. Сочетание традиционных методик обучения с современными информационными возможностями позволяет учащимся гораздо эффективнее усваивать материал. Компьютер значительно облегчает труд преподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Мультимедийный проектор дает возможность активизировать все виды учебной деятельности, т.е. не только рассказать, но и сопроводить текст рисунками и интересным дополнительным материалом, приготовленным заранее, в виде презентации, которую можно использовать на любом этапе урока: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно. Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включение видеофрагментов и пр., что долго находится в памяти ребёнка. Главное не забыть, что использование мультимедиа на уроках будет эффективным в том случае, если оно сопровождается познавательной деятельностью учащихся. Поэтому необходимо тщательно продумать, как использовать демонстрационный материал в конкретной учебной работе, как активизировать познавательную деятельность и развивать познавательный интерес. И здесь важную роль играет информационно-коммуникационная компетентность педагога.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.
Таким образом, преподаватель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для учащегося единственным источником информации и становиться партнером ребенка в процессе обучения, поэтому информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека. А информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Использование информационных технологий в современном обществе становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Овладение этими навыками протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, а находит свое продолжение и развитие на уроках учителей-предметников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса, а современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав учащегося – право на качественное образование.
Литература:
Концепция развитие системы образования Республики Казахстан до 2015 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 4 февраля 2004 года.
Послание Президента страны Н.А.Назарбаева народу Казахстана и Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.//М.,-1995
Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении.//М.:ИОСО РАО-1998
Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения.//Информатика и образование. М.,-1991. №1
Регистрационная форма
Фамилия, имя, отчество (полностью) Бахитова Динара Колканатовна______
Ученая степень, ученое звание _______________________________________
Организация, должность КГУ «Тассайская средняя школа», учитель математики
Название доклада Роль информационных и коммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе