Методическое пособие для учителей и родителей «Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы»


INFOLUVIT INFORMATION BUSINESS SCHOOL
Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы
Методическое пособие для учителей и родителей
Людмила Витальевна Потоцкая – бизнес-тренер
15.10.2015


1. Смысловое содержание понятия портфолио для учащихся и руководства школы
В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.
Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.
Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и приминается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.
Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
Портфолио служит для сбора информации о продвижении знаний, умений и навыков обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

Рисунок 1. Структурное и смысловое содержание понятия портфолио
2. Цели и задачи составления Портфолио
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Основными задачами составления Портфолио являются:
поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
3. Функции Портфолио
Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:
оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапред-метных и предметных результатов обучения;
диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый пе-риод времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;целеполагания – поддерживает учебные цели;
мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Рисунок 2. Основные цели составления портфолио
4. Порядок формирования Портфолио
Период составления Портфолио - 4 года (1-4 классы начальной школы).
Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями в начале обучения.
Пополнять Портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя).
Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения Портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале.
Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь учащемуся в процессе формирования Портфолио,  осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
Родители оказывает помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работой обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.
Портфолио хранится в школе в течение всего срока пребывания в ней ребенка. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей с его содержанием.
Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей с его содержанием возлагается на классного руководителя.
5. Структура, содержание и оформление Портфолио
В состав Портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны быть включены следующие материалы:
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ» И СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.
РАЗДЕЛ 1-й «МОЙ МИР» ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РЕБЁНКА
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе, о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.
"Мой характер" – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ ЦЕЛИ» ИЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ и СОЦИАЛЬНЫЙ
ПОРТРЕТ учащегося
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой (входной) психолого-педагогической диагностики. Данный раздел портфолио входят образовательные планы или цели на год, нравственные установки и психолого-педагогическая характеристика ребёнка с использованием тестов. В данном разделе должен быть отражён психолого педагогический портрет ребёнка.
Этот раздел включает в себя:
«Что я люблю делать больше всего!» - это проективная психолого-педагогическая методика, в которой ребёнок отражает своё отношение к тому, что ему больше всего нравится делать.
«Что я люблю больше всего?» - уточняющая диагностическая методика: время года, любимое животное, лучший друг, любимая книга, телепередача, песенка, игра, цвет, игрушка, блюдо, время года и суток, запах и т.д.
«Я думаю, что могу,… я знаю, что могу….» - психологическая диагностическая методика для определения деятельности, целей и направлений для изменения себя в лучшую сторону. Целью данной методики является – узнать, чему хочет научиться ребёнок, выявить его истинные потребности и мотивы в учебной, трудовой и творческой деятельности. Ребёнок должен осознать, что он должен сделать для достижения своих целей.
«Мишень моих целей» - целью данной методики является уточнение учебных, оздоровительно-физических, спортивных, трудовых и творческих целей или задач, над которыми ребёнок должен работать в течение учебного года. В конце каждого года подводиться итог, что было достигнуто и над чем следует работать дальше.
«Мои друзья» - целью данной психолого-педагогической методики является узнать, кто является другом ребёнка и сформировать правильное отношение к дружбе, основанное на морально-этических человеческих ценностях.
«Как достигнуть поставленной цели?» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для формирования у учащегося достигательной мотивации поставленной цели. В ходе работы, учащийся должен осознать какими психологическими качествами он должен обладь для достижения поставленной цели.
«Внутренняя саморефлексия» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для самоанализа и саморефлексии своего внутреннего мира и отношения к жизни.
«Черты моего характера» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для самоанализа и саморефлексии хороших и отрицательных черт характера учащегося.
«Мои заветные черты и желания» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для выявления внутренних стремлений и желаний ребёнка, самоанализа своего внутреннего мира и отношения к жизни.
«Моё здоровье» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для осознания учащегося своего отношения к здоровью и формирование у него здорового образа жизни.
«Это Я» психолого-педагогическая методика, предназначенная для осознания и выявления эмоционального состояния ребёнка, определения его черт характера.
«Домики» - проективный тест для выявления личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
«Моя школьная жизнь» - психолого-педагогическая методика, предназначенная для разработки схемы режима дня, организации рабочего места и выработки правил успешной работы для выполнения домашнего задания.
«Мои успехи в школе» - методика, предназначенная для осознания учеником, что нового он узнал в школе по разным предметам, что нового он запомнил и какие знания помогли ему в жизни.
«Моя школьная мотивация» -
«Моя семья»- психолого-педагогическая методика для определения семейных ценностей и ценностей. Данная методика направлена на формирование дружеских отношений в семье, создание семейных ценностей и морально этических норм поведения в семейных отношениях.
В данный раздел можно включать диагностический срез по предметам.
РАЗДЕЛ 3. «МОЯ УЧЁБА»
Раздел посвящён школьным предметам и заполняется  написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.
Этот раздел включает в себя:
выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося.
исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии);
работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается названиеучреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат);
участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося);
участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда);
иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Примерами такого рода работ могут быть:
по русскому и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и т.п.;
по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.;
по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
Таблица 1.
Виды работ, подлежащие обязательному оцениванию (для портфолио)
Предметы Диктант Изложение Сочинения Творческие работы Дневники наблюдений Результаты исследовательских проектов Фото-видео, аудиозаписи, достижений Продукты самостоятельного творчества Комплекс физических упражнений Иллюстрации по темам Математические модели Примеры учебных задач Контрольные работы Устные ответь Результаты самоанализа и рефлексии
Русский язык + + + + + + + +
Литературное
чтение + + + + + + + +
Математика + + + + + +
Окружающий
мир + + + + + + +
Предметы
эстетического
цикла + + + + + + +
Технология + + + + + +
Физкультура + + +
Иностранный
язык + + + + + + +
Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.РАЗДЕЛ 4. «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.
Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.
Этот раздел включает в себя:
исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
Раздел 5. «Социальная практика»
В данный раздел включает в себя сведения о поручениях. Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
Выпуск стенгазеты
Участие в субботниках
Выступление на торжественной линейке
Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).
РАЗДЕЛ 6. «МНЕ ИНТЕРЕСНО или МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Сюда же можно включить рассказ ребёнка о своём хобби.
РАЗДЕЛ 7. «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всеросийские и др.;
мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;
тестирования по предметам;
конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;
спортивные конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными и региональными органами управления спортивных соревнований;
документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.
РАЗДЕЛ 8. «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»
В данном разделе помещается характеристика ученика в конце каждого учебного года по итогам года, которая описывает его участие в учебной деятельности. Заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие данный школьник. Рецензия на статью, проект, исследовательскую работу.
Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил. Отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Благодарственные письма из различных органов и организаций.
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);- анализ самим школьником своей деятельности.
6. Презентация Портфолио учащихся школы
Обучающийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, выставке, конкурсах.
Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.
На презентацию обучающийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.
7. Подведение итогов работы
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы о образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующую ступень обучения.
Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.
Портфолио сопровождается документами:
- состав Портфолио;
- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;
«высокий», «средний», «низкий» - при оценке уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся (метапредметные).
«хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

8. Критерии оценки достижений учащихся
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
По результатам оценки Портфолио обучающихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Система оценивания достижений обучающихся по материалам Портфолио прилагается. (Приложение 2). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого обучающегося (Приложение 3). В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (Приложение 4). Сводные ведомости утверждаются директором, заверяется печатью школы и сдаются заместителям директора с осуществления внутреннего мониторинга качества образования. 6. Критерии оценки достижений учащихся.
Анализ и оценка отдельных составляющих Портфолио в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в Портфолио, а также всего Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
Оценивать материалы Портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). Начиная со 2-го класса ученик, обученный учителем, проводит самооценку материалов Портфолио по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично».
Оценка как отдельных составляющих, так и Портфолио в целом ведётся на критериальной основе. Критерии оценки вырабатываются обучающимися и классным руководителем совместно и вкладываются в Портфолио.
При оценке отдельных составляющих Портфолио используется уровневая система оценивания, принятая в системе оценивания предметных результатов (традиционная система отметок по 5-балльной шкале). Достижение базового уровня оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачёт»).
Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:
- результатов итоговой аттестации (средний балл);
- результатов участия в олимпиадах;
- результатов участия в научно-практических конференциях;
- результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования;
- результатов личностных и метапредметных достижений;
- динамики развития обучающегося.
Таблица 2.
Система оценки Портфолио учащихся
Раздел Индикатор  
Раздел «Моя учеба» - наличие проектов, творческих работ - 3 балла – от 5 и больше работ по каждому предмету;
- 2 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
Раздел «Мой мир - наличие поручений, фото, сообщений и т.п. - 3 балла –  наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от 5 и больше);
- 2 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);
- 1 балл – недостающая информация, отсутствие фото, сообщений
Раздел «Мое творчество» - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ - 3 балла –  наличие от 5 и более работ;
- 2 балла – количество работ составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
Раздел «Мои достижения» - наличие грамот, дипломов, сертификатов - 4 балла – всероссийский уровень;
- 3 балла – областной уровень;
- 3 балла – муниципальный уровень;
- 1 балл – школьный уровень
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы:
Сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов; возможно привлечение представителя школьной администрации).
Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.9. Заключительные положения
Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Взаимодействие с родителями
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Приложение 1.
Пример структуры «Разделы рабочего Портфолио учащегося»
1. Страницы раздела «Мой портрет»
1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес________________________
1.2.Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
1.3. Чем я люблю заниматься
1.4. Я ученик
Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе
Я могу делать…
Я хочу научиться в этом году…
Я научусь в этом году…
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет Чему научусь Рисунок или пример
Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Я читаю…
Мой распорядок дня
Время Дела Рисунок
Утро День Вечер 2. Раздел «Портфолио работ»
Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
3. Раздел «Портфолио отзывов»
Раздел включает:
- оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим школьником своей деятельности.
Школьник может представить следующие материалы:
Задание, которое мне больше всего понравилось
Моя лучшая работа
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги хочу прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
4. Раздел « Портфолио достижений, документов»
В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).5. В раздел «Всякая всячина» могут входить материалы по усмотрению обучающегося.
Предмет Чему научусь Рисунок или пример
Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Я читаю.
Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
Мой распорядок дня
Время Дела Рисунок
Утро День Вечер Я и мои друзья
Вопрос Напиши Нарисуй
Чем я люблю заниматься? Какая игрушка у меня самая любимая? Сколько у меня друзей и как их зовут? Какой у меня самый любимый цвет? Какие поделки я очень хочу научиться мастерить? Страницы раздела «Коллектор»
Правила поведения в школе
Законы жизни класса
Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
План – памятка Решения задачи
Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
Памятка: Правила общения
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
Моя лучшая работа
Задание, которое мне больше всего понравилось
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Приложение 2
Критерии оценки достижений учащихся
 
Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
 
Раздел Индикатор Баллы
Титульный лист, раздел
«Мой мир»,
«Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание» - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;
- 3 балла - незначительные замечания
Раздел «Моя учеба» -наличие проектов, творческих работ и т.д. - 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;
- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
Раздел «Моя общественная работа» - наличие поручений, фото, сообщений и т.п. - 5 баллов - наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше)
- 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);
- 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений
 
Раздел «Мое творчество» - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ - 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;
- 3 балла – количество работ составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
Раздел «Мои впечатления» - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д. - 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.;
- 1 балл – отсутствие данных работ
Приложение 3
Полные Критерии оценки Портфолио
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности
Показатель Индикатор Балл
1.Итоговые отметки  по предметам
учебного плана Средний балл отметок на период оценивания (за   учебный год или по четвертям), умноженный на 10 2.Контрольные, диагностические, мониторинговые работы Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10 3.Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах,   проектной деятельности. Школа Город Область Всероссийский Международный 5 баллов 6 баллов 7 баллов 8 баллов 9 баллов Победитель
призер
участник 15 балл
10 балл
5 баллов 20 баллов
15 баллов
10 баллов 25 баллов
20 баллов
10 баллов 30 баллов
25 баллов
20 баллов 40 баллов
4.Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и другие дистанционные конкурсы Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место по уровням Школьный Региональный Всероссийский Международный 1 м +5 баллов
2 м +3 балла
3м +1 балл 1 м +10 баллов
2 м +7 баллов
3м + 4балла 1 м +15 баллов
2 м +11 баллов
3м +7 баллов
1 м +20 баллов
2 м +15 баллов
3м +10 баллов
2. Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности
Показатель Индикатор Балл
1.Общественная деятельность  1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса
Уровень активности и качество выполнения поручений Высокая активность учащегося  с учетом  качества  выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Средняя активность  с учетом  качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) Низкая активность  с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) 1.2.Сведения об участии  в  делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.) 5 баллов
3 балла
1 балл
2.1.Участие в спортивных соревнованиях
победитель
призер
участник 2. Спортивные достижения Уровень школы
15 баллов
10 баллов
5 баллов Уровень города
20 баллов
15 баллов
10 баллов Уровень области
25 баллов
20 баллов
10 баллов 2.2. Занятия в спортивных секциях, клубах По 5 баллов По 5 баллов По 5 баллов 3. Творческие достижения 3.1. Сведения об участии в творческих конкурсах
победитель
призер
участник Уровень школы
15 баллов
10 баллов
5 баллов Уровень города
20 баллов
15 баллов
10 баллов Уровень области
25 баллов
20 баллов
10 баллов 3.2. Занятия в студиях, кружках и пр. 5 баллов
3 балла
1 балл
3. Отзывы об учебной  и внеурочной деятельности
Показатели Индикаторы
Высокий уровень оценки Хороший уровень оценки Средний уровень оценки Низкий уровень оценки
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям 8 баллов 6 баллов 4 баллов 2 баллов
Рецензии на работы учащихся 5 баллов 4 баллов 3 баллов 2 баллов
Вырезки  из СМИ о деятельности учащегося или его творчестве 5 баллов 4 баллов 3 баллов 2 баллов
Похвальный лист по окончании года 5 баллов
Грамота или благодарственное письмо  по окончании  года (за активное участие в жизни класса) 5 баллов Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности 5 баллов Благодарственное письмо социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности 5 баллов 4. «Творческая мастерская»
Показатели Индикаторы
Представленные работы (или фото c изображением работ) Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом)
0-10 баллов 5-10 баллов
Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности 0-6 баллов  

Приложение 4
Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося_____________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс________________________________________________________________________________
№ Показатели Кол-во баллов по полугодиям Итоговый
балл
1 полугодие 2 полугодие 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Творческие достижения 5 Дополнительное образование 6. Участие в мероприятиях и практиках 7 Участие в общественной жизни ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио.
Дата ____________
М.п. Классный руководитель: __________________
Директор школы __________________

Приложение 5
Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающихся _______класса
МАОУ НОШ «Первые шаги» города Хабаровска за ______________учебный год

п/п Фамилия и имя
обучающихся Количество баллов по критериям ИТОГО
Учебная деятельность Достижения в олимпиадах, конкурсах Спортивные достижения Творческие достижения Дополнительное образование Участие в мероприятиях и практиках Участие в общественной жизни Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио.
Дата ____________
М.п. Классный руководитель: __________________
Директор школы __________________