Анализ методического обеспечения дисциплин: качества, соответствия современным педагогическим концепциям, мера его использования в учебно-воспитательном процессе цикловыми комиссиями техникума.


Доклад
Анализ методического обеспечения дисциплин: качества, соответствия современным педагогическим концепциям, мера его использования в учебно-воспитательном процессе цикловыми комиссиями техникума.
Подготовила: Климаш О.Л., председатель ЦК
Автоматизированных систем управления
Динамичное развитие образования требует создания новых форм обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах. Сложность происходящих в системе образования процессов обусловила потребность в разработке адекватных ответов современным вызовам общества и одним из передовых направлений оптимизации учебного процесса является создание учебно-методических комплексов.
УМК - это совокупность взаимосвязанных элементов педагогических средств обучения, составляющих научно-методическую базу для совершенствования технологии обучения с целью обеспечения активизации познавательной деятельности и творчества студентов. Учебно-методический комплекс интегрирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Необходимость формирования профессиональных знаний и навыков студентов с помощью УМК была вызвана следующими доминирующими потребностями учебного процесса:
1) доминантой мотивации познавательной деятельности;
2) акцентированием внимания на структурирование учебного материала;
3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.
В процессе создания УМК критически оцениваются образовательный процесс и выбирались проблемные места, которые в дальнейшем будут построены заново.
Основными методами, используемыми при построении УМК, явились, на первом этапе - процессный подход. Процессный подход рассматривает элементы УМК как взаимосвязанные.
На втором этапе используются системный, процессный и организационный подходы, позволяющие максимально использовать существующую образовательную модель, однако она рассматривается исключительно с точки зрения включения существующих элементов в будущий УМК. Создание конструктивно новых элементов происходило с применением информационных технологий, позволяющих оптимизировать излагаемый учебный материал.
Учебный процесс в техникуме обеспечивает возможность приспособления содержания и путей его усвоения к индивидуальным способностям студентов с учетом их приоритетных интересов в самоопределении и саморазвитии.
Такая переориентация образовательного процесса внесла изменения в структуру обучения, его содержание, систему контроля и оценки знаний, потребовала обновления всего информационно-методического материала.
В процессе создания учебно-методического комплекса перед нами стоят следующие задачи:
создание интегрированной совокупности учебно-методического материла;
целенаправленное развитие знаний, умений и навыков студентов;
активизация учебно-творческой и исследовательской деятельности студента;
информирование и представление информации для преподавателей и студентов о методиках освоения учебного материала;
унификация образовательного процесса;
внедрение новых форм и методов педагогической работы;
создание комплексной системы контроля знаний и умений студентов;
определение критериев оценки профессионального мастерства.
Задачи УМК:
четкое определение места и роли учебной дисциплины, профмодуля в образовательной программе;
фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач;
отражение в содержании учебной дисциплины, модуля современных достижений науки, культуры и других сфер общественно-профессиональной практики;
последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами ОПОП;
рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов (СРС);
планирование и организация СРС с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины или модуля;
разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
УМК создаются на основании ОПОП и состоят из 4 обязательных компонентов:
• рабочая учебная программа дисциплины (профессионального модуля);
•материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
•методические материалы и наработки по преподаваемой дисциплине или модулю;
• дополнительные материалы.
Более подробно этапы разработки рабочего варианта УМК можно представить следующим образом
1. Разработка учебной программы по предмету и ее утверждение.
2. Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций согласно тем, включая электронные материалы.
3. Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
4. Разработка дидактических материалов, технологических карт и т.п.
5. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов при наличии экзамена.
6. Планирование самостоятельной работы и расстановка точек текущего контроля знаний обучающихся.
7. Разработка заданий для контрольных точек.
8. Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся и самостоятельному изучению дисциплины.
УМК дисциплины будет являться эффективным средством повышения качества учебного процесса, при следующих условиях:
структурирование учебного материала и технология отбора основываются на реализации ФГОС ОО;
изложение учебного материала является логически последовательным;
использование современных методов и технических средств в учебном процессе, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению;
соответствие современным научным представлениям в предметной области;
обеспечение межпредметных связей;
использование возможности постоянного обновления и развития УМК.
использование для преподавателей и обучающихся является простым и доступным.