Статья. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояние здоровья.
За последние годы в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей. Состояние
здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства , который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее.
Председатель правительства Российской Федерации, Дмитрий Медведев, касаясь национальной инициативы «Наша новая школа», обратил особое внимание на здоровье детей и подростков. По словам министра здравоохранения и социального развития Скворцовой Вероники Игоревны, общая заболеваемость детей до 14 лет выросла на 9,3 %, а более 20% школьников имеют хронические заболевания.
Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся.
«Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и
предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс»
В концепции модернизации Российского образования на период года отмечено «необходимо провести оптимизацию учебной психологической и физической нагрузки
учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся»
В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последних лет подчёркивается необходимость формирования, сохранения и укрепления здоровья детей с самого раннего возраста.
Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют чёткого представления о закономерностях процессов протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе.
Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Педагогический коллектив чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся. Мы понимаем, что только здоровый ребёнок способен успешно овладеть школьной программой, а нарушение здоровья ведут к трудностям в обучении. Поэтому мы ведём работу по максимальному охвату обучающихся занятиями в кружках и секциях спортивно-оздоровительного направления.
Основы, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, заложены и в учебном материале, который изучается на уроках.
Встреча со школой для большинства детей всегда радость. Сияющий от счастья малыш ждёт от встречи с учителем и сверстниками чего-то нового, интересного. Но в процессе адаптации, которая длится в школе несколько месяцев, ребёнок сталкивается с рядом трудностей, способных привести в дальнейшем к потере интереса к учению и школьному неврозу.
Во избежании этого нам, педагогом, необходимо помнить, что успешность умственной деятельности определяется и рядом внешних условий, которые, снимая напряженность, повышают работоспособность и помогают сохранить здоровье ребёнка.
Правильная посадка – это не просто поза! Это условие для нормальной работы центральной нервной системы, а следовательно, рационального протекания процесса мышления. Ведь прямо посаженная голова не утомляет мышцы шеи и не затрудняет кровообращения. Низкий наклон над столом и сдавленная грудная клетка затрудняют работу сердца и лёгких, что в свою очередь отражается на выносливости нервной системы и приводит к ослаблению внимания – процесса тесно связанного с памятью, что в конечном итоге так же приводит к понижению мыслительной деятельности.
Длительная посадка в одной позе также утомляет ребёнка. Чтобы дать ему отдохнуть, наши учителя используют такой приём: «В течение минуты веди себя так, как ты хочешь, но вреди другим»
Если же место ребёнка плохо освещёно, то у него могут возникнуть проблемы со зрением, и к 5-му классу школьнику с прежде нормальным зрением могут понадобиться очки. В школе нарушение зрения связано с психологическим усилием затраченным на пристальное смотрение, необходимое для видения доски. Час напряжения можно снять, если заменить коричневую доску на зелёную. Зелёная доска не просто лучше воспринимается глазами, но в классе с зелёной доской создаётся гораздо меньшее напряжение.
Важно помочь ребёнку научиться расслабляться и снижать состояние психического напряжения, которое блокирует его умственную активность. Для этого мы используем таблицы с различным уровнем записи, письмо «носом» знакомых и незнакомых слов, зарядку для глаз
Комплекс упражнений №1
Упражнение 1.
Поставьте указательный палец какой-нибудь руки перед своим носом. Мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него. Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения можно добиться, если вы закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца.
Упражнение 2.
Поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы – это что-то вроде частокола, и смотрите в моменты их прохождения не на них, а сквозь них вдаль. Пальцы должны проходить мимо вас. Чередуйте три поворота с закрытыми (с мыслью: «они движутся к одному уху, а потом к другому») с тремя поворотами с открытыми глазами, видя пальцы, проходящие мимо вас. Делайте эти повороты всегда по 20-30 раз, не забывая при этом о дыхании, которое должно быть глубоким. Эти повороты обладают снимающим боль эффектом. Ценность этих упражнений в том, что через симпатическую нервную систему они снимают напряжение буквально с каждой частички тела.
Для расслабления и восстановления спокойного психологического состояния можно просто посидеть с закрытыми глазами, подумать о чём-либо приятном, представить красивый пейзаж и т. п.

Комплекс упражнений №2
На море.
(под медленную и спокойную музыку)
«Горизонт»
чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8 – повторить линию горизонта справа налево.

«Лодочка»
1-4 – чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8 – повторить движения счёта 1-4 в другую сторону.

«Радуга»
1-4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8 – повторить движения счёта 1-4 в другую сторону.

«Солнышко»
1-8 – «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывёт к берегу»
1-4 – правую руку поставить вперёд, смотреть на кончик пальца.
5-8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперёд. Повторить упражнение с левой руки.

«Яркое солнышко»
1-8 – зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплекс упражнений №3
Профилактические упражнения для глаз
15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа налево, слева направо.
15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх вниз, вниз вверх.
15 вращательных движений глазами слева направо.
15 вращательных движений глазами справа налево.
15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмёрка»

Хорошо снижает психическое напряжение на уроках физкультминутки с элементами аутотренинга или упражнения для укрепления центральной нервной системы.
В практике учителей начальных классов нашей школы используется «волшебный сон»-

Аутотренинг на фоне спокойной музыки:

Прилегли. Глаза закрыли
Мысли грустные ушли
Голос мой не беспокоит,
Сны волшебные пришли

Дышится легко и ровно,
Дышим ровно, глубоко
Напряжение улетело,
И расслаблено всё тело.

Наши руки отдыхают,
Ноги наши отдыхают
Все спокойно отдыхают,
Сны волшебные летают

Отдохнём и обязательно
Вспомним то, что на занятиях,
Так старательно учили
Ничего мы не забыли!

Хорошо нам отдыхать,
Да не хочется отстать!
Все головки поднимают,
Глазки снова открывают.

Веселы, бодры мы снов
И к занятиям готовы!
Потянулись, улыбнулись,
Окончательно проснулись!
При «расслаблении» ребёнок избавляется от «тревог», которые он испытывал прежде, снимает эмоциональное напряжение, усталость, а также нормализует глубокое дыхание, необходимое для нормального зрения и восстановления работоспособности.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому мы используем упражнения для выработки глубокого дыхания. Вот некоторые из них:

«Задуй свечу» - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой,
произнося звук [у].

«Озорные щёчки» - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в первом упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.

«Ленивая кошечка» - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить
руки вниз, произнося звук [а].
Для улучшения мозговой деятельности учащихся мы применяем мозговую гимнастику. Такие упражнения, как «Качания головой» стимулируют «мозговые процессы»: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону.


«Ленивые восьмёрки» (упражнение не только активизирует мозг, но и повышает устойчивость внимания, обеспечивает лучшее запоминание) – по 3 раза каждой рукой, а затем вместе.

«Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надеть шапку, т.е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

«Моргания» - моргать на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец» - палец перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть по 5 сек. Двумя глазами, потом левый глаз прикрыть ладонью и смотреть 5 сек. Правым, затем двумя глазами, затем левым – 4-6 раз.
В заключении хотим сказать: школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда важна компетентность учащихся в вопросе здорового образа жизни и теоретическая, и практическая. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.

Литература
В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский. Организационные шаги по созданию
школы содействующей здоровью. М.: 2003
В.М. Абросимов. Педагогические инновации и технологии. Белгород 1994
Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребёнка. М.: 1984
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Гринд. 1995
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. «Физкультура и спорт» М.: 2002










15