Урок математики в 4 классе «Арифметические действия над числами»


Урок математики в 4 классе
«Арифметические действия над числами»
Тип урока: Урок повторения и закрепления
Методы обучения: деятельностный метод обучения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
индивидуальная работа.
Оборудование: Презентация ррt, интерактивная доска, медали победителям, учебник: Математика 4 класс..

ХОД УРОКА
Организационный момент.
Но урок наш необычный, начинаем с алгоритма.
Слово он поможет вам открыть и тему урока определить.
Актуализация знаний учащихся.
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
У доски.
а) Цель: вспомнить алгоритмы письменных вычислений с трёхзначными числами;
304 + 458; 462 + 145; 142 + 388;
743– 267; 1– 636; 353 000 – 569;
б) Цель: повторить и проговорить алгоритмы поиска корня уравнения, основанные на взаимосвязи компонент и результатов действия:
х + 150 = 300 у + 200 = 500
в) Цель: повторить соотношение величин:
100 м = … дм 10 дм = … см
100 кг = … ц 10 ц = … кг
1 м2 = … см2 1 м3 = … дм3
III. Самостоятельное формулирование темы и цели урока.
– Давайте попробуем определить, какое ведущее предметное умение проверялось в каждом задании.
– А чем мы займёмся сегодня?
– Откройте разворот учебника на с. 8–9.
– Определите тему урока
Попробуйте сформулировать тему урока.
– Какие операции выполняли над числами в алгоритме?
(Складывали, вычитали).
А как называются эти действия в математике?
(Раздел математики, изучающий числа и действия над ними называетсяарифметикой, а действия арифметическими)
Мы выполняли арифметические действия над числами.
Это и есть тема урока. (Слайд)
– Где в повседневной жизни вам может пригодиться умение быстрых и правильных вычислений? (Ответы детей, в старших классах вы будете изучать учебные дисциплины физику, химию, где систематически используются различные вычисления).
– В каких математических заданиях вы выполняете вычислительные действия? (Нахождение значения выражения, решение уравнений, решение задач).
Этим мы и займемся сегодня на уроке.
Работа по теме урока.
Откроем тетради и запишем дату .
Применение знаний.
Работа в парах.
1. Задание № 1
– Определите предметную цель данного задания.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
2. Задание № 2
Оценка и самооценка деятельности (при необходимости).
Самостоятельная индивидуальная работа.
3. Задание № 3, с. 8.
Решение задач. Фронтальная работа.
4. Задача № 5, с. 8.
Последовательность работы:
– совместное чтение, анализ текста, заполнение таблицы;
– совместное составление и запись плана решения задачи;
– самостоятельная запись решения по действиям и выражениям;
– вынесение верного решения на доску (1–2 учащихся);
– выявление тех детей, у которых решение не совпадает;
– совместный поиск и исправление ошибок.
а) Вспомогательная модель (таблица).
б) Составление обратной задачи.
Составление краткой записи условия.
3 р. – 5 мин.
? р. – 10 мин.
Решение и составление других обратных данной задач может быть предложено для домашней работы.
Устная фронтальная работа.
5. Задания № 6, 7, с. 8.
2 страница. Тренировка
Фронтальная работа.
1. Задание № 8, с. 9.
Цель работы (конкретные предметные умения): вспомнить способы сравнения площадей (наложением фигур); алгоритм поиска периметра и площади прямоугольника).
Последовательность работы:
– называем все изображённые фигуры: чёрным цветом изображены прямоугольники, голубым, розовым и жёлтым – треугольники;
– обсуждаем, что можно сразу увидеть, какая фигура занимает наибольшее место на плоскости, а значит, можно сказать, у какой из фигур наибольшая площадь;
– обсуждаем вопрос о том, что треугольникам дают названия по их углам или сторонам.
– Какие мы знаем названия треугольников по их углам? (Прямоугольные, тупоугольные и остроугольные.)
– Как определить название этих треугольников? (Нужно взять модель прямого угла и приложить её к углам этих треугольников.)
– Какие мы знаем названия треугольников по их сторонам? (Равносторонние и разносторонние. Чтобы определить название этих треугольников, нужно измерить их стороны.)
– Найдите периметр наибольшей фигуры. Какое свойство данного треугольника вы использовали в решении?
2. Задание № 9, с. 9.
– Прочитайте задание и попробуйте предложить один из вариантов решения.
Проверка и оценивание работы. Проверьте себя с доской. Если выражение записано правильно ставим «+», если нет «-».
А теперь посмотрите. Кто записал все примеры, верно, отметь на пьедестале вы на 1 месте, у кого 1-3 ошибки – на 2 месте, у кого более 3 ошибок – на 3 месте.
- А что нам с вами нужно делать, чтобы быть всегда в форме?
Конечно зарядку.
Физминутка.
Конечно, только постоянные тренировки, соблюдение режима, помогают спортсменам завоёвывать медали на олимпиадах.
Итог урока. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса
– Какую тему мы сформулировали в начале урока?
– Что сумели повторить?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.)
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
Домашнее задание
Инвариант: задания № 2, с. 8 (остальное), обратная задача № 5, с. 8.
Вариант: № 4, с. 8, № 9, с
Урок окончен. Спасибо за работу.