Методическая разработка по противопожарной тематике Цель: формирование основ пожарной безопасности у детей.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества г. Балашова Саратовской области».

Методическая разработка по противопожарной тематике

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Автор-составитель: педагог доп. образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»
э/о «Удивительный мир растений» Камышникова
Наталья Алексеевна
Адрес:
Саратовская область,
г. Балашов, ул. Володарского, д.49


г. Балашов – 2015.
Тема: «Огонь – друг и враг человека»

Цель: формирование основ пожарной безопасности у детей.
Задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности.
Прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Формировать навыки детей пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях.

Оборудование: костюмы «пожарного, уголька, ветра»; рисунки детей; звукозапись «Звуки леса»; макет «пожарной машины»; карточки с цифрами от 1-3; ватман и маркеры.

Плакаты:
«Спички не тронь, в спичках – огонь!»

«Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер: 01»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнем осторожны всегда!»

«С огнём не играйте! С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите!»

Ход занятия:
Ведущий 1:
У нас сегодня необычная встреча, а посвящена она огню. Огонь – наш друг. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах, на фермах, в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на «вечный» огонь у памятников героям, павшим на полях сражений. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете прославленные спортсмены всего мира.
Но огонь может превратиться в беспощадного врага, если с ним обращаться небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы маленькую лазейку. Это может быть и не выключенный вовремя утюг, непогашенная спичка, непотушенный костер, неисправная электропроводка. Большой огонь или пожар–это чудовище, пожирающее вокруг своим пламенным языком.
Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.
Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, могут привести к беде.
Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По несколько раз выгорали такие города, как Суздаль, Владимир, Новгород. Много опасностей таил огонь и при его использовании в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению, спасали только детей и имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.
С 1453г по 1493г. Москва полностью выгорала -10 раз, она в то время представляла собой большой город, в нем насчитывалось свыше 40000 деревянных строений. В 1504г. после очередного пожара под руководством великого князя московского и всея Руси – Ивана III издаются противопожарные правила, которые запрещают топку бани и изб без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать дома свечи и другое.
В это же время на Руси организовали I пожарно-сторожевую охрану.
( входит второй ведущий в костюме «пожарного»)
Ведущий 2:
-Ребята, скажите кто я?
-Пожарный!
-Да, я один из тех, кто помогает уберечь и спасти вас от огня. Хотите узнать, что может произойти, если не знаешь правила пользования огнем?
Послушайте сказку:
(Звучит запись «Звуки леса». На небольшой полянке дети развели костер, а потом одни пошли фотографировать птиц, другие – собирать ягоды. Костер стал затухать. Один из угольков стонет, тянется к сухой листве, появляется ветерок)

Ветерок: Кто это стонет так жалобно?

Уголек: Помогите, пожалуйста!
Я всеми забытый, заброшенный;
Я злою золой припорошенный.

Ветерок: Как мне жалко тебя, уголек!

Уголек: И представь, никому невдомек,
Как я голоден, как одинок,
Как озяб я, как тяжко болею.

Ветерок: Что с тобой?

Уголек: Не видишь? Я тлею.
Ты бы очень помог мне,
Родной ветерок,
Если дал бы взаймы мне
Листвы бы пучок.

(Ветерок дует изо всех сил и подгоняет кучу листьев к костру, уголек с жадностью жует листву, становится на глазах сильнее).

Уголек: (Смеется, озлобленно).
Я уж было погас,
Я уж было потух,
Но попался на счастье
Мне этот лопух!
Я беды натворю!
Я хлеба подполю!
Я леса и дома подожгу!
Все вокруг я уничтожу
Никого не пощажу!

(Костер разгорается, а уголек начинает разбрасывать язычки пламени в разные стороны и приговаривает).

Уголек: Эй, братва, не угасайте, Все вокруг, лес поджигайте!

(Звучит сигнал – сирены пожарной машины, появляется пожарный)
Пожарный: Уголек, а ну постой!
Ты устроил здесь разбой?
Много бед пожар наделал.
Кто виновник, Кто все сделал?
(появляются на поляне дети, все перемазанные в сажу, и виновато говорят)
Дети: Мы огонь не потушили,
Про него совсем забыли,
Ветер пламя разметал,
До небес огонь поднял,
Все живое распугал.

Пожарный:
Чтобы не было пожаров,
Надо правила всем знать. Их, конечно, очень много-
Выучим хотя бы 5.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
И в лесу костер опасен –
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.
Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место свое знал,
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду,
Уходя, засыпь землей
Или все залей водой.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться-
Ты костер не разжигай
Там где зреет урожай.
Загорелась вдруг одежда,
На пол ты скорей ложись,
И по полу покатайся, В одеяло обернись.

Всем давно понять пора: Спички – это не игра!
Дети: Пусть и взрослым будет ясно, что с огнем шутить опасно!

Ведущий 1:
-Ребята, а сейчас мы все вместе попробуем еще больше узнать о причинах возникновения пожаров и, что мы можем сделать, чтобы противостоять этому, будем путешествовать по различным станциям на «пожарной машине».

Мы разделимся на 2 команды: «ОГНЕТУШИТЕЛИ» и «ПОЖАРНЫЕ».
Итак, в добрый и безопасный путь!
конкурс: «Приветствие команд»
1 команда «ОГНЕТУШИТЕЛИ»
Наш девиз: «Крепко помните, друзья, Что с огнем шутить нельзя».
2команда «ПОЖАРНЫЕ»
Наш девиз: «Наш отряд следит всегда,
Чтобы не было огня!»

II. Конкурс: «Виновники огня»
(команды по очереди называют возможные причины возникновения пожара, выигрывает команда, которая назовет последней причину)
Примеры:
Разведение костра в ветреную погоду вблизи жилых строений.
Удар молнии.
Курение и не потухший окурок.
Бенгальские свечи и их попавшая искра на вату или мягкие игрушки.
Выпавший из печи уголек.
Игры детей со спичками.
Поврежденный провод электроприборов.
Неосторожное обращение с восковыми свечами.
Фейерверки.
Неосторожное обращение с газовыми приборами. И другие.

III. Конкурс: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! »
(Обеим командам дается задание: нарисовать на ватмане как можно больше примеров, когда огонь служит человеку добрую службу, за каждый рисунок -1б. Время -3 мин.)

Примеры: печь, плита, паяльная лампа, доменная печь, свеча и др.
IV. Конкурс: «Загадкино»
(Пожарный читает по очереди командам загадки, в которых отражается в той или иной мере действие огня. Если команда не дает правильного ответа, то соперники могут получить дополнительное очко.)
Родился я в печке, завился в колечки.
Сплясал трепака и ушел в облака. (Дым)

Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек!
Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка).
Все ест - не наедается,
А попьет - умирает. (Огонь)

В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Голова огнем пылает, тело тает и сгорает.
Я полезней быть хочу: лампы нет –я посвечу. (Свеча)

Что в избе не видно? (Тепло)

В маленьком амбаре лежит 100 пожаров. (Спички)

По деревне прошел- ничего не оставил. (Огонь)


V.Конкурс: кроссворд «Пожарный»
(за каждое отгаданное слово -1б.)

1


2

п











о













3


ж






4



а














р


5




н




6
ы


й


1 .Это тесный- тесный дом
Сто сестричек жмутся в нем
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер. (Спичка)

2.Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)

3.Красненький петушок по улице бежит. (Пожар)

4.На кочке огонечек,
На огонечке-пузыречек. (Лампочка)

5.Что в руку не схватишь? (Огонь)

6.Серое сукно тянется в окно. (Дым)

VI. конкурс «Ситуации»

(Вам будут предложены различные ситуации и варианты ответа. Необходимо быстро поднять карточку с номером правильного ответа.)

Если у вас мелкое возгорание
надо спрятаться под кровать.
надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом)
надо убегать из дома.

Если в помещении много дыма
необходимо быстро убегать.
необходимо двигаться ползком.

Если невозможно потушить возгорание
надо покинуть помещение.
надо спрятаться в другое помещение.

Если загорелась одежда
бегать в горящей одежде, чтобы погасить пламя.
падать на пол и кататься.

Пожарных вызвать по телефону
03
02
01

Пожарным необходимо сообщить
фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.
фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.



Самое главное правило не только при пожаре,
но и при любой другой опасности:
Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!








VII. Конкурс: « Сказка – ложь, да в ней намек»
(дать название сказкам, где обязательном элементом является огонь и все, что с ним связано)
В какой сказке солдату ведьма подарила предмет, с помощью которого он добывал огонь? (сказка «Огниво»)
Герой этой сказки от огня расплавился и превратился в кусок олова. Что это за сказка? («Оловянный солдатик»)
В этой сказке героиня лишилась вовремя пожара своего дома.
Как называется сказка? («Кошкин дом»)
В этой сказке перо жар–птицы освещало как факел целое пшеничное поле. («Конек-горбунок»)


Подводятся итоги конкурсной программы. Идет награждение команд.



Литература:

Абрамов В.А., Глуховенко Ю.М., Сметанин В.Ф. История пожарной
охраны. М., 2005.
Газета для учителей нач. школы «Педсовет» - 2006, 2007г.
Загадки от А до Я/ сост. В.В.Волина; Ред. Н.Б.Петрова; Худ. А.Ю. Котова.С.-П6: издательствоДидактика Плюс, 1997.-352с., ил.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / сост.авт. Вступ. ст. Коммент. и слов. Ю.Г. Круглов.-М.: Просвещение, 1990-335с., ил.










Игра-викторина «Ботанический поезд»
( путешествие по станции юннатов )
Ход игры:
Ведущий: -Ребята, мы сейчас с вами отправимся в увлекательное путешествие по станции юных натуралистов на необычном транспорте, который называется «Ботанический поезд». Представьте себе, что вы едете в поезде ,а эта площадка будет вагоном. А какое путешествие без веселой песни. Итак , мы отправляемся и все вместе поем припев знакомой всем песенки:
«Мы едем-едем-едем в далекие края,
Хорошие соседи ,веселые друзья» (2 раза)

Ведущий: Стоп машина. Первая остановка «Огород» и вам предлагаю отгадать загадки с грядки: об овошах , фруктах и ягодах , растущих на станции.

Отгадайте-ка , ребятки,
Что растет у нас на грядке?
Начинаем по порядку,
С самой первой нашей грядки.
Ты пониже наклонись:
Здесь растет у нас( редис).

Разломил стручок -и ох!
Весь рассыпался (горох).
За ботву потянешь ловко-
И в руках твоих .. (морковка).
А на грядке вдоль забора
Подрастают (помидоры).

А теперь заглянем в сад ,
Где загадки там висят?
Мы возьмем сейчас корзинки
И нарвем туда (малинки).
Под кустом растет крапива,
На кусте желтеет (слива).



А на этом на кусточке
Вырастают точно точки,
Черные, как родинки,
Ягодки(смородинки).
Наконец, для красоты
Посадили мы ..(цветы).

Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь снова садимся в наш необычный поезд и отправляемся дальше с песней :
«Мы едем-едем-едем в далекие края,
Хорошие соседи ,веселые друзья» (2 раза)

Ведущий :Стоп машина. Следующая остановка «Цветочная поляна»- коварная викторина с ответами «да» или «нет».
В рифму дай , дружок,ответ
Словом «Да» иль словом «Нет»,
Но смотри, не торопись, На крючок не попадись!

Итак! В леечке кипит вода? (нет).
Краше розы лебеда? (нет).
Рвали мы из астр букет? (да).
А гладиолусы – еда? (нет).
Растет на клумбе велосипед? (нет).
Цветы на картине –это портрет? (нет).
Растут васильки на дне пруда? (нет)
Украшают газоны города?(да).

Ведущий: А теперь,друзья, мы отправимся на конечную остановку нашего необычного путешествия: «Наши питомцы». Отгадайте загадки о братьях наших меньших и узнайте какие животные у нас обитают. Итак в путь с песней.
«Мы едем-едем-едем в далекие края,
Хорошие соседи ,веселые друзья» (2 раза)

Мне ходить тяжеловато,
Потому и не спешу.
Черепичную я хату
На себе всю жизнь ношу. (черепаха).


С зайчиком мы вроде братья.
Удивляем сходством всех,
Но в отличии от брата
Не меняю пышный мех. (кролик)

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поишу.
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (курица)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
Они морские (свинки)

Стеклянный дом, а в доме том
Во все концы снуют жильцы. (аквариум)

Пёстрая крякуша ловит лягушек
Ходит в развалочку, спотыкалочку.(утка)

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный Крикун неугомонный.(петух)

Ведущий : Вот и закончилось наше удивительное путешествие. Всех поздравляю с праздником и приходите к нам на станцию.





.










Игра – викторина
« Ботанический поезд»
( путешествие по станции юннатов)





подготовила педагог СЮН
Камышникова Наталья Алексеевна





2010г.










xђ Заголовок 1xђ Заголовок 2xђ Заголовок 3xђ Заголовок 4xђ Заголовок 5xђ Заголовок 6xђ Заголовок 7xђ Заголовок 8xђ Заголовок 915