Разработка урока по противопожарной безопасности «Огонь — хороший, огонь – плохой».


Единый день противопожарной безопасности.
Разработка урока по противопожарной безопасности в рамках месячника
Тема урока: «Огонь - хороший, огонь – плохой».
Цели: повторить правила обращения с пожароопасными предметами, развивать логическое мышление и сообразительность, воспитывать осторожное обращение с огнём и бережное отношение к природе.
Оборудование: плакаты, карточки со словами, два телефонаХод урока:
- Сегодня мы поговорим о пожарной безопасности. Но сначала вспомним, что такое огонь?
- Огонь – это раскаленные светящиеся газы вокруг горящего предмета.
- Как вы думаете, когда люди впервые начали использовать огонь?
- Первобытные люди сначала использовали и по возможности поддерживали природный огонь. Примерно 50 000 лет назад человек сам научился добывать огонь с помощью искр при ударе кремня о кремень и трением двух кусков древесины и осознал преимущества огня. Огонь давал людям тепло, с помощью него готовили еду, защищались от диких животных. В наше время трудно представить себе жизнь без огня.
- Чтобы зажечь огонь, должны присутствовать три элемента: кислород, топливо и тепло. Если один из них отсутствует, огонь получить невозможно. Эти три элемента известны как треугольник огня.
Кислород: химический элемент, газ без цвета и запаха, входит в состав воздуха, которым мы дышим.
Топливо: горючий материал, например, деревья, растения, сухая трава, листья, сосновые иголки, бумага.
Тепло: можно получить путем попадания молнии в траву или дерево, поместить кусок стекла под прямые солнечные лучи, зажечь спичку.
- Польза огня в том случае, если человек умеет использовать его себе на благо и контролировать огонь.
- Хороший огонь – это огонь, который зажигают специально, по необходимости, который всегда под контролем и за которым присматривает взрослый.
- Приведите примеры «хорошего» огня.
- Плохой огонь – это огонь, который выходит из-под контроля человека и наносит ущерб или причиняет кому-то или чему-то вред.
- Приведите примеры «плохого» огня. (Этот плакат закреплен на доске.)
- Пожары возникали и в эпоху пещерного человека. Появление огня изменило образ жизни людей. Первобытные общины, занимавшиеся охотой и собирательством, использовали огонь, чтобы сделать более удачной охоту. Им приходилось иногда поджигать территорию вокруг своих жилищ, чтобы не дать врагам возможность приблизиться к их лагерям. Они устраивали выжигания, чтобы сжечь деревья и использовать свободную территорию под луга.
- Лесные пожары – это не новое природное явление. Пожары, наводнения, землетрясения и другие подобные природные явления – с давних времен предмет обеспокоенности общества. Лесные районы всегда испытывали воздействие пожаров. Первые исследователи Западной Сибири и Дальнего Востока, ученые со всего мира – такие как Н.М. Пржевальский, А.Ф. Миддендорф отмечали существование лесных пожаров. Число пожаров на Дальнем Востоке растет с каждым годом. До середины ХIХ века дальневосточная тайга была в естественном состоянии. В лесах зверя было не считано, в долинах рек и озер птиц было немеряно. С конца ХIХ века началось уничтожение тайги и ее обитателей пожарами. В ХХ веке пожары стали обычным явленим. Восемь из десяти лесных пожаров происходят по вине человека. Когда хороший огонь превращается в плохой, это происходит, в основном, потому что люди неосторожны и не думают о последствиях неосторожного обращения с огнем.
- Назовите причины возникновения пожаров.
Причины пожаров: сигареты, спички, костры, плита, горящий мусор, двор, камин, электрический огонь (розетки), битое стекло в качестве линзы, фейерверки, молнии.
- Люди в случае опасности огня надеются на команды людей на красных машинах, которые первыми прибывают на место пожара.
- Кто они?
- В задымленной долине он стоит в огнеупорной одежде, каске, защитных очках и с рацией в руках. – П О Ж А Р Н Ы Й.
(Рассказывает подготовленный ученик.)
- Пожарные рискуют своими жизнями, чтобы защитить нас от огня, собственность, природу, культурные ценности. Они выполняют опасную работу из-за людей, по неосторожности которых начинается пожар.
- Специалисты в области пожаротушения работают на пожарных станциях, тушат пожары любой сложности, слаженно работают в своей команде, осуществляют специальную подготовку людей, определяют уровень пожароопасности для окружающей среды и людей, проверяют соблюдение противопожарных правил организации, школы, проводят профилактическую работу, планируют эвакуацию на случай пожара в учреждениях, содержат в постоянной готовности специальное оборудование и пожарные станции.
- Пожарные – профессионалы, защищая леса, работают вместе с лесничими, они охраняют от огня города, людей, животных и всю нашу планету.
- Пожарные всегда придут на помощь, как и в этом рассказе.
- Прочитайте рассказ. (Ученики читают рассказ.)
«Однажды осенним днем два маленьких мальчика играли на улице. Начался дождь. Ребята быстро побежали домой, но все-таки успели промокнуть. Они не хотели, чтобы мама ругалась из-за мокрой одежды. Они нашли спички и зажгли газовую плиту. Ребята повесили одежду сушиться прямо над плитой. Загорелся свитер одного из мальчиков. Огонь перекинулся на мебель. Соседи увидели дым из окна и вызвали пожарных.»
- А кто знает, что такое предотвращение пожара? (ответы детей) - Предотвращение пожара – это действия, предпринимаемые для того, чтобы пожар не возник. Это поведение, которое все должны практиковать и знать.
- Что происходит, когда мы зажигаем спичку?
- Можно ли обжечься пламенем спички?
- Может ли от спички разгореться пожар?
- Может ли пожар повредить здания или вещи?
- Может ли игра со спичками стать причиной пожара?
- Конечно, да. Животным, деревьям и другим растениям можно навредить, создав пожароопасную ситуацию. А чтобы этого не случилось - нельзя играть со спичками.
- Контролирование огня – это действия, направленные на локализацию, сдерживание распространения горения огня ( для достижения конкретных целей – использование костра для приготовления пищи, сжигание мусора), а конечный результат этих действий – тушение огня. Это значит, что пожар уже начался, как в рассказе про мальчиков, которые устроили пожар из-за промокшей одежды. Но огонь должен быть контролируемым, и тогда пожар можно предотвратить. Огонь, который выходит из-под контроля и есть пожар, который наносит серьезный вред собственности, здоровью людей и природе.
- Когда говорят о контролировании огня, необходимо определить, какой вид горючего материала используется в данном случае. Это важно, так как различные виды топлива требуют различных способов тушения. Топливо обычно разделяют на три группы.
- У вас на столах лежат карточки со словами, разделите эти слова на три группы по видам топлива:
Телевизоры, дерево, бумага, газ, одежда, керосин, масло, резина, провода, электротовары, пластик, розетки, ацетон, жир, бытовая техника, мусор.
Правильный ответ:
Группа 1 – дерево, бумага, одежда, резина, пластик, мусор.
Группа 2 – газ, керосин, масло, ацетон, жир.
Группа 3 – электротовары, провода, розетки, бытовая техника, телевизоры, компьютеры и т.д.
- Лучшими средствами для тушения пожаров являются: вода, песок, пищевая сода.
- Выберите для каждой группы свои средства тушения.
Правильный ответ:
Для группы 1 – вода, песок.
Для группы 2, 3 – пищевая сода, песок.
- Многофункциональный огнетушитель может тушить все пожары.
- В нашем доме существуют источники пожароопасности. Это электрические пробки, электрические вилки, спички, плиты, потолок (протекает или нет), труба и камин, мусор, двор, горящий мусор, автомобиль.
- Электрическая розетка может стать пожароопасной, потому что в розетке находится источник тепла, и если возникнут искры от перепада напряжения или неправильной установки, может начаться пожар.
- Вода и электричество не совместимы, при их взаимодействии появляются искры.
- Сухая трава, мусор, листья являются горючими материалами, которые необходимы для возникновения огня.
- Горящий мусор – горючий материал, источник огня, от которого могут начаться лесные пожары. Искры, летящие вверх, могут стать причиной пожаров.
- Многие предметы в доме и рядом с ним могут стать причиной пожара, и мы должны знать, что делать, если возникнет опасность появления огня.
- А если пожар возник? Что надо делать? Куда звонить?
Игра «Вызов пожарной команды»
В игре принимают участие все дети. Один (пострадавший) вызывает по телефону пожарную команду, второй принимает звонок (диспетчер пожарной части). Группа детей приезжает тушить пожар и эвакуировать пострадавших. (Дети меняются ролями.)
Подведение итогов урока