Восхождение на вершину знаний. Путешествие в горы.Действия над многозначными числами


ГБОУ ЛНР «Ровеньковская общеобразовательная школа №6»
-76200161925Урок математики
в 4 классе
«Восхождение на вершину знаний. Путешествие в горы.»
Действия над многозначными числами
Урок математики
в 4 классе
«Восхождение на вершину знаний. Путешествие в горы.»
Действия над многозначными числами

Составила и провела
Васильева Светлана Васильевна
Учитель начальных классов
г.Ровеньки2017

Урок математики с использованием интерактивных технологий. 4 класс.
Урок – путешествие.
Тема: Восхождение на вершину знаний. Путешествие в горы.
Цель: закреплять знания и умения учеников решать примеры и задачи на умножение и деление многозначных чисел на однозначные, совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач, развивать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, содействовать развитию логического мышления, настойчивости, внимания, памяти, прививать интерес к изучению математики.
Методически – дидактическое обеспечение: макет горы, флажки, карточки с заданиями, иллюстрации видов гор.
Ход урока
На доске – горный пейзаж с нанесенным на нем маршрутом восхождения и привалами. Перевалы пронумерованы ( их 9). Старт обозначен флажками разных цветов (по количеству команд – групп). Сбоку на отдельном листе – задание для каждого перевала и привалов ( у каждого своим цветом). Формируются команды (цифрами на парте – команды приблизительно одного уровня знаний). Избирается капитан.
I.Организация класса
Девиз урока: Нас математика сегодня поведет
Подняться на вершину знаний.
И только тот туда дойдет,
Кто не боится сложных всех заданий.

II. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы продолжим знакомство с нашей родиной и отправимся в путешествие. Но путешествие будет необычным. Куда отправимся - вы узнаете, когда напишете математический диктант и по коду расшифруете слово.
1.Математический диктант
- записать число, 1/5 которого составляет 20 (100),
- найти 1/6 часть от 54 (9),
- сколько дней в 8 неделях? (56),
- одна сторона треугольника 72 мм, вторая – 58 мм. Найти третью сторону, если периметр треугольника равен 170 мм? (40мм)
- площадь прямоугольника равна 45см,його длина 9см. Какой будет ширина? (5см)
- из 25литров молока выходит 1кг масла. Сколько масла выйдет из 175литров молока? (7кг)
Код
2 5 7 9 43 56 40 56 198 100
к р о а с г м е в и
Так по какой же местности мы странствуем? (Горами). Команда, которая правильно расшифрует, первой получает 1 камень. Какие горы есть на территории России? Какие самые высокие?
2. Доклады учеников о Кавказе, о горах 5-тысячниках (по 1 ученику от каждой команды)
-1 камень. (Дополнение 1)
III. Сообщение темы и заданий урока
IV.Прогнозирование учебных результатов
- Что же нужно взять с собой в путешествие, кроме снаряжения и продуктов?
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Ответы детей)
V. Получение необходимой информации
Беседа – инструктаж, как будут двигаться команды. Назначение учителем инструкторов – консультантов, которые предварительно выполнили все задания одной команды и будут помогать учителю проверять правильность выполнений заданий учениками.
Команды избирают себе цвет флажка.
VI. Закрепление и обобщение знаний учеников. Интерактивные упражнения.
1.Усний счет. Фронтальная технология «Карусель»
Ученики первого варианта двигаются, второго – неподвижные. Каждый ученик на карточке написал пример – задание (у каждого ученика карточка своего цвета). Во время работы партнеры ставят друг другу вопрос, и в случае правильного ответа отдают свою карточку. По сигналу учителя участники переходят на шаг вправо и опять ставят свой вопрос. В конце упражнения подсчитывают, члены какой команды получили большее количество карточек, те ставят свой флажок на 2 перевал. Там находится следующее задание группе. И получают 1 камень.
2. Работа в группах. (Дополнение 2). (Выполненное задание капитан несет своему инструктору – консультанту. Тот проверяет, и если правильно, позволяет поставить свой флажок на следующем перевале и двигаться дальше – брать следующее задание и дает 1 камень.)
3. Физкультминутка. Привал.
1-2 поднимается гора,
3-4 нам понадобятся силы,
5-6 нам на камень нужно сесть,
7-8 у реки воды попросим,
9-10 это вода из водопада бежит сюда.
Очень чистая струится,
Нужно нам ее напиться,
И будет легче нам трудиться.
4.Продолжение работы в группах
Выигрывает та команда, которая первой преодолеет все перевалы, выполнит все задания и поднимется на вершину знаний (поставит там свой флажок)
VII. Рефлексия. Подведение итогов, оценивания результатов урока.
- Понравился ли вам урок? Чем именно?
- Исполнились ли ваши ожидания от урока?
- Выполнили мы цели нашего урока?
Кроме команды победительницы, которая получит по 5 баллов, подсчитайте свои камни и сами оцените свои знания (инструктор – консультант, который тоже получает 5 баллов, помогает).
VIII.Саморефлексия.
На партах - таблички:
Я знаюЯ умеюЯ ценюНужно повторить
IX.Итог урока
“Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал”.
Когда заветная цель достигнута и вершина покорена, что еще остается желать человеку? Пожалуй, только стремиться покорить новую. Я надеюсь, что вы покорите еще очень много вершин в своей жизни. И это только маленькое начало ваших больших восхождений.
X. Домашнее задание (информация о д/з, инструктаж о его выполнении).
Дополнение 1 (сообщения учащихся)
Эльбрус
Самая высокая горная вершина России и самая высокая точка Европы, расположенная на границе Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии севернее Большого Кавказского хребта. Ее высота составляет 5621 метр. Название вершины переводится по-разному: с иранского – как «высокая гора», с грузинского – как «лед», с карачаево-черкесского – как «вечная гора», а с кабардинского – как «гора счастья». Впрочем, любое из названий свидетельствует о величии и красоте Эльбруса. Интересно, что во время Великой Отечественной войны Эльбрус был захвачен фашистами, которые установили на нем нацистские знамена. План фашистской Германии переименовать Эльбрус в «пик Гитлера» был сорван советскими бойцами-альпинистами, которые к зиме 1943 года выбили со склонов Эльбруса немецкие войска. Сегодня покорять Эльбрус стало модно. По склонам проходит не один альпинистский маршрут. Открыт здесь и горнолыжный курорт.Дыхтау
В то время когда Лондон потрясли убийства Джека-Потрошителя, а в Бразилии отменили рабство, в России впервые покорили вторую по величине горную вершину Кавказа – Дыхтау. Случилось это в 1888 году. Высота Дыхтау составляет 5205 метров, а расположена она в Северном хребте. Восхождение к вершине Дыхтау считается достаточно сложным с технической точки зрения, неслучайно свои силы на ней пробуют только те, кто имеет альпинистский опыт передвижения как по скалам, так и по ледово-снежной поверхности гор.КоштантауОдна из наиболее труднодоступных и красивейших вершин Кавказа – Коштантау – имеет высоту 5152 метра. Ее северные склоны украшены мраморными ледниками. Для некоторых покорение Коштантау становится последним испытанием в жизни. Так, в 1888 году при восхождении на Коштантау погибли альпинисты из Англии Фокс и Донкин и два сопровождающих их проводника-швейцарца.Пик Пушкина
Высота четвертого пятитысячника составляет 5033 метра. Имя свое он получил в честь 100-летия со дня смерти Пушкина, в 1938 году. Расположен в центральной части Главного Кавказского хребта в Кабардино-Балкарии и является частью горного массива Дыхтау между пиком Боровикова и Восточной Дыхтау. Альпинисты часто в шутку называют пик Пушкина самым высоким жандармом на гребне: красивая вершина доминирует над всеми остальными возвышенностями хребта.ДжангитауНазвание вершины переводится с карачаево-балкарского как «новая гора». Ее высота составляет 5085 метров. Она входит в уникальный горный массив Безенгийской стены, протяженность которого составляет 12 километров. Является популярнейшей вершиной у альпинистов. Джангитау включена в десятку вершин, за покорение которых вручается почетный знак «Снежный барс России». Кстати, первым, кто выполнил данный норматив, стал сочинский альпинист Алексей Букинич.ШхараКрасивейшая из горных вершин центральной части Кавказского хребта – Шхара – имеет высоту 5068 метров. Ее склоны украшены искрящимися ледниками, а сама гора сложена из гранита и кристаллических сланцев. По склонам ее текут ледовые реки, которые обрываются сверкающими водопадами. Грани разломов причудливых гротов и пещер переливаются на солнце. Исходящая от Шхары опасность завораживает мощью и волнующей притягательностью. У ее южных склонов находится внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО село Ушгули. Советским альпинистам впервые удалось покорить Шхару в 1933 году.Казбек
Высота самого восточного пятитысячника Кавказа, потухшего старого вулкана Казбек, составляет 5033,8 метра. Эта вершина насквозь пропитана сказаниями и легендами. Например, жители ингушского села Гвилети до сих пор ежегодно совершают близ Казбека языческие жертвоприношения – по легенде, на вершине в таинственной пещере к скале прикован юноша Куркъа, который наказан богами за попытку похитить у них огонь для людей. Юноша стонет от боли, которую доставляет ему птица, клюющая его сердце. История до боли знакомая, но от этого не становящаяся менее трагической.
Дополнение 2 Задания для групп
1перевал – сравнить числа и выражения.
-Высота Эльбруса – 5621 метр, высота Роман – Кош (Крым) – 1545м. На сколько Эльбрус выше? (4076м)
-Расстояние между Москвой и Ростовом на Дону – 1074 км, между Ростовом и Ровеньками – 440 км. На сколько километров Москва дальше? (634км)
- Специализированная библиотека для детей основана в 1909 году, а Государственная библиотека для детей – в 1967году. Через сколько лет она основана? (58лет)
-Первая печатная книга – «Апостол» была изготовлена Иваном Федоровым в 1564 году. Сколько лет уже миновало? (452года)
-Расстояние между Ростовом и Луганском – 206 км, а между Ровеньками и Луганском – 55км. На сколько километров ближе от Луганска до Ровенек? (151 км)
-Первая библиотека создана Ярославом Мудрым 979лет назад. В каком году это состоялось? (1037году)
-Первое восхождение на Эльбрус состоялось в 1829 году. Сколько прошло лет? (187 лет)
2 перевал – найти частное и сделать проверку 44824:8, 34521:3
3 перевал – графический диктант (Какое животное помогает альпинистам?)
Попробуй нарисовать фигуру по линиям клеточек по командам, начиная от точки старта. Команды: 1 клеточка вверх, 1 - вправо, 5 - вверх, 4 - влево, 2 - вверх, 1 - вправо, 2 - вверх, 5 - вправо, 2 - вверх, 1 - влево, 5 - вниз, 5 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 2 - вниз, 1 - влево, 6 - вниз, 2 - влево, 1 - вверх, 1 - вправо, 2 - вверх, 4 - влево, 3 - вниз, 2 - влево. (собака)
4 перевал – решить уравнения Х . 2 = 14850 – 2420 (6215), х: 2 = 14850 + 2420 (34540)
5 перевал – решить задачу на встречное движение
Из аэродрома города Симферополя (Крым) и аэродрома города Москва вылетели одновременно навстречу друг дружке два самолета и встретились через 2 часа. Первый самолет летел со скоростью 320 км/час. Найди скорость второго самолета. Расстояние между городами определи по физической карте. (960 км)
6 перевал – решить примеры по учебнику. №619
7 перевал – интересные квадраты
99 99 369 315
261 477 261 45
207 423 207 153 423
8 перевал – геометрическая задача
Площадь равнины около горы Роман – Кош 8600кв.м. Часть этой равнины в виде прямоугольного участка со сторонами 24м и16м покрыто травой. 1/4 остальные – виноградом. Какую площадь занимает виноград? (2054кв.м)
Между перевалами существуют привалы. На некоторых из них команды ожидают сюрпризы:
-Ожидается лавина – нужно поспешить – меньше времени на выполнение этого задания,
-Туман – пропустить ход,
-Снегопад – вернуться на базу,
-Встреча с хищным животным – попросить о помощи у инструктора – консультанта,
-Из- за поддержки друзей в дороге пройти через один перевал без задания,
-Через плохое поведение выполнить дополнительное задание (например,№…).