Урок математики для 8 (коррекционного) класса «Арифметические действия с целыми и дробными числами»














Творческая разработка
урока математики по теме «Арифметические действия с целыми и дробными числами»
для обучающихся 8 специального (коррекционного) класса.







Автор-составитель:
учитель математики
Калугина Марина Викторовна















Пояснительная записка
Урок по теме «Арифметические действия с целыми и дробными числами» разработан для обучающихся 8 специального (коррекционного) класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией М.Н.Перовой, В.В.Эк.

Цель урока: закрепить навыки выполнения арифметических действий с целыми и дробными числами.
Задачи:
- закрепить навыки выполнения арифметических действий с целыми и дробными числами;
- коррекция и развитие мыслительных операций, через выполнение упражнений на сравнение и обобщение;
- воспитывать мотивацию к обучению.

Тип урока: повторение.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение.
3. Итог.

В процессе обучения математике обучающихся, обладающих различными способностями к усвоению математических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоят в том, чтобы:
- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения общего развития обучающихся школ VIII вида и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств:
- воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В 8 классе на повторение арифметических действий с целыми и дробными числами отводится 41 час. Этого достаточно для повторения и выработки практических умений и навыков письменных действий с целыми и дробными числами. Данный урок является повторением по теме «Арифметические действия с целыми и дробными числами». Он предполагает углубление знаний о целых и дробных числах, навыков выполнения арифметических действий с целыми и дробными числами. На уроке ученики повторяют правила нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, совершенствуют умения и навыки арифметических действий с целыми и дробными числами при решении примеров и задачи.
Урок был составлен с учетом следующих принципов обучения:
1. Научности и доступности обучения.
2. Коррекционной направленности обучения.
3. Систематизации и последовательности в обучении.
4. Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
5. Принципа наглядности.
6. Прочности усвоения знаний, умений и навыков.
На уроке применялись следующие методы:
Словесные – обобщающая беседа, уточняющие вопросы.
Практические - решение примеров и задач (устно и письменно), работа с карточками.
Наглядные - иллюстрация слайда.
На уроке применялись следующие приемы: вопрос-ответ, взаимопроверка, решение примеров по цепочке, самостоятельная работа, работа на доске и в тетрадях (решение примеров и задачи).
Все задания на уроке предполагали оптимальное чередование устной и письменной форм работы, последовательную активизацию различных анализаторов, смену видов деятельности. Таким образом, на уроке соблюдался охранительно – педагогический режим.





План – конспект
урока математики в 8 классе

Тема урока: «Арифметические действия с целыми и дробными числами»

Цель урока: закрепить навыки выполнения арифметических действий с целыми и дробными числами.
Задачи:
- закрепить навыки выполнения арифметических действий с целыми и дробными числами;
- коррекция и развитие мыслительных операций, через выполнение упражнений на сравнение и обобщение;
- воспитывать мотивацию к обучению.
Тип урока: повторение.

Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь по математике, учебник, мультимедийный проектор (презентация).
Ход урока
Организационный момент (проверка готовности класса к уроку)
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Улыбнитесь себе, друг другу и мне, мы дружно и с хорошим настроением начинаем работать. Посмотрите на девиз сегодняшнего урока: «Унынье и лень уничтожить на нуль».
Ответьте на мои вопросы: - В каком веке мы живем? - Какой сейчас год? - Сколько дней в этом году?
Повторение изученного материала
Ребята, сегодня мы отправимся в воображаемую экскурсию и во время неё закрепим умения выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами. Самые активные за свою работу будут получать жетоны.
Карточка «В поисках ответа» (упражнение для закрепления навыков сложения и вычитания обыкновенных и десятичных дробей). Работа с карточками проводится устно (первыми отвечают слабоуспевающие ученики, в случае затруднения работают остальные обучающиеся).
Учитель:
- Куда мы отправимся, - вы сейчас догадаетесь сами. Перед вами примеры с пропущенным числом. Прежде, чем приступить к выполнению задания, вспомним правила нахождения неизвестного компонента. Во время работы мы проверим, как вы знаете эти правила.
1 -
·
· 2/7
· - 3 3/8
· 2 7/8
6,7 +
·
· 7 2 2/5+
·
· 5
Учитель:
- Ребята, скажите, какой пример здесь лишний и почему?
Дети:
- Второй, потому что этот пример с десятичными дробями, а остальные с обыкновенными дробями.
Учитель:
- Правильно, молодцы! А теперь догадайтесь, какие числа пропущены в «окошечках», найдите и
·х на фигурах в своих конвертах и назовите рядом стоящую букву. Сейчас вы узнаете, куда мы отправимся.
2 3/5-К


6 ј -С

- На каких фигурах получились правильные ответы?
- Назовите виды треугольников?
- Название какого города вы получили?
Дети: - ОМСК.
Заполните таблицу (задание раздается каждому индивидуально, отвечают по цепочке).
Учитель:
- В каком году был основан город, мы узнаем, выполнив следующее задание.
А
0,75

4,8

5,1
6,4
0,9


В
0,25
1,3

2


5,1
0,6

А + В

7
11,8
3,15
6,1
8

9,6

Учитель:
- Выберите ответы из нечетных столбиков и запишите ответ. Какой год получился?
Дети:
- 1716 год.
Учитель:
- Ребята, а какую фигуру мы получим, если соединим все цифры?
- А если соединим первую и последнюю цифры?
- Молодцы ребята! Хорошо считали устно, а теперь работаем в тетрадях. Записываем число и тему урока (напоминаю о соблюдении орфографического режима ведения тетрадей).
3. Работа над составлением и решением задачи (презентация слайда с краткой записью задачи показ через мультимедийный проектор)
Учитель: Ребята куда можно пойти в городе, если хочешь узнать о нем больше?
Дети:
- В музей.
Учитель:
- Правильно в музей. Посмотрите на карту. Сколько музеев мы посетим за урок?
Дети:
- Три.
Правильно три. Итак, сначала мы посетим Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
Работа с наглядной иллюстрацией.
Всего 22 000 ед. хранения
Декоративно - прикладное искусство –334/1000 от
Сколько единиц хранения осталось на долю остальных видов искусства ?
Обобщающаяся беседа по краткой записи (составление и разбор решения задачи):
1. О чем в задаче речь?
- О единицах хранения
2. Что, по вашему, значит единица хранения?
- единица хранения –это экспонат(предмет) музея.
3. Какую пользу приносят музеи?
- Благодаря музеям, люди узнают о прошлом своего народа, знакомятся с искусством.
Правильно ребята. У нас в сельском поселении тоже есть свой музей, в котором находятся предметы, которыми пользовались люди в старину. И на следующем уроке истории мы его посетим.
4. Сколько единиц хранения всего?
- 22 000
5. Сколько единиц хранения составляет декоративно –прикладное искусство?
- 334/1000 от 22 000
6. Какой главный вопрос задачи?
- Сколько единиц хранения осталось на долю остальных видов искусства?
7. Можем сразу ответить на него?
- Нет.
8. Почему?
- Не знаем, сколько единиц хранения составляет декоративно –прикладное искусство.
9. А сможем узнать?
- Да.
10. Как?
- 22 000 /1000*334
11. Теперь можем ответить на главный вопрос задачи?
- Да.
12. Как?
- от 22 000 вычесть ответ 1 действия.
13. Любая задача требует чего?
- Ответа, который запишем в конце решения задачи.
Повторяем решение задачи (вопросы 4 - 13)
Ребята решают задачу в тетрадях, помогаю решать задачу слабым ученикам.
4. Физминутка.
Учитель
Итак, мы посетили музей и немного устали, поэтому давайте отдохнём. Встали около парт. Вы сейчас будете изображать дроби. Любая дробь состоит из . и .

Вас 3-е. Вика и Настя присядьте. Витя, какая дробь получилась?
Почему?
Следующая дробь. Витя подними руки вверх.
Какая дробь получилась?
Вика промаршируй. Какая дробь?
А теперь все дружно похлопайте в ладоши. А это что за дробь?
А по-другому.
5. Работа с тетрадью и доской.
Пример записан на доске, один ученик работает на доске, остальные в тетради.
А) 6 7/86:55+13/21*14
Учитель
- Молодцы ребята! Справились и с этим заданием и мы попали во второй музей города Омска «Омский литературный музей имени Ф.М. Достоевского»
Б) Примеры для самостоятельной работы (выполняют по вариантам, по окончанию работы проводим взаимопроверку работ).
I вариант II вариант
94,99 : 23 = 613,7 * 8 =
2148 * 1,4 = 13,71 : 3 =
20 3/7 * 14 = 65/66 * 22 =
8 1/8 : 13 = 55/64 : 11 =
Учитель:
- Вот мы и в конце нашей экскурсии. И мы посетим музей «Государственный музей народного художника России К.П. Белова»
III. Итог (комментарии, выставление оценок за работу на уроке (подсчет жетонов) каждого обучающегося)
Рефлексия
- Где в жизни встречаетесь с применением десятичных дробей?
- А с обыкновенными дробями?
- Были – ли на уроке задания, которые вам не понравились?
- А о чем еще мы узнали на уроке?
- Проверим, какими внимательными вы были на уроке. Скажите, какой музей на слайде?
- Интересно было на уроке?
А как вы думаете, куда еще можно отправиться в городе?
На следующем уроке мы узнаем о театрах нашего города, закрепляя при этом умения решать уравнения.
Домашнее задание
Задание задается индивидуально (задания из рабочей тетради по математике для 8 класса)










Список литературы
Алышева, Т.В. Рабочая тетрадь по математике для обучающихся 8 класа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2006.
Васильева, Н.Ю. Интегрированные уроки / Н.Ю. Васильева. – М.: Вако, 2008. - 189 с.
Программы специальной (коррекционной) школ VIII вида для 5-9 классов / Б.П. Пузанов. - М.: гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.
Удодова, Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай / Н.И. Удодова. - Волгоград: издательство Учитель, 2007. - 111с.









5/7-О

0,3-М

3-В

13,7 - М



15