Конспект урока по МХК И стал Последний день Помпеи для кисти русской первый день


План – конспект урока по Мировой художественной
культуре в 9 классе
Тема урока: «И стал «Последний день Помпеи
Для кисти русской первый день»
Учитель: Изместьева В.Г. Калининская СОШ
Цель урока: воспитание лучших человеческих качеств
через искусство
Задачи: 1.Формирование осознанного отношения к искусству,
творческого художественно – образного мышления,
интереса к жизни через увлечённость искусством;
2. Развивать навыки самостоятельной работы с
источниками информации;
3. Обучать учащихся умению высказывать
собственное мнение, сопоставлять исторические
факты с явлениями в искусстве.
4. Воспитывать уважение к культуре других народов.
Тип урока: углубление в тему.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: оборудование, предназначенное для показа слайдов.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя. Постановка задач перед учащимися.
3.Основная часть урока: рассказ учителя об исторических событиях 79 года нашей эры;
- выступление учащихся (опережающее задание).
- биографическая справка о жизни и творчестве художника
Брюллова;
- рассказ учителя об истории создания картины «Последний день
Помпеи;
- А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь о картине (сообщение учащихся).
- характеристика социально – политической обстановки в России
в 30 годы 19 века;
- разрешение проблемы;
4. Подведение итогов урока, Выставление оценок.


Эпиграф урока:
«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя
Широко развелось, как боевое знамя
Земля волнуется,- с шатнувшихся колон
Кумиры падают!...
А.С. Пушкин.
Вступительное слово учителя: На нашем уроке мы вспомним события истории 1 века нашей эры и попытаемся проследить связь исторических событий, протянувшихся через тьму веков.
В истории ничего не бывает случайным, многие загадочные явления и события раскрываются через десятки, сотни, тысячи лет.
Проблема: Почему события 1 века нашей эры отразились
в произведении живописи 30 годов 19 столетия?
Учитель: Опустевший форум в Помпеях, купающийся в зареве дымчатого заката, распростёрт у подножия горной вершины Везувия. Когда – то на этой обширной площади бурлила жизнь, туда – сюда сновали толпы горожан. Помпеи, извлечённые из – под вулканических обломков, заживо похоронивших город около двух тысяч лет назад, ныне являют трепетное свидетельство римской жизни той эпохи.
Давайте мысленно перелистаем страницы истории и посетим город Помпеи до извержения вулкана.
Помпеи, и их соседи, закончившие жизнь столь страшным образом, вначале обещали блестящее будущее. Посмотрим на карту:
Редкую местность природа одарила столь же щедро, что Неаполитанский залив. Хорошо орошаемая прибрежная равнина, удобренная минералами вулканического пепла, - одна из плодороднейших областей Аппенинского полуострова, приносящая по три урожая в год иногда даже чаще.
Климат здесь мягкий, зима короткая, весна и осень долгие, а лето – умеренное благодаря морским бризам. Залив – удобное место для кораблей, даёт прекрасный улов рыбакам. Сами Помпеи располагались к югу от Везувия, в полумиле от берегов реки Сарно. Жители этой области разводили скот, возделывали землю, торговали.
Граждане Помпей славились спесью и задиристым характером, они с крайней неохотой склонялись под римской властью.
Несмотря на различные политические взгляды, бури, область эта процветала. На склонах холмов богатые и знатные люди построили себе загородные дома, это были олепительно - роскошные, пышные постройки.
В Помпеях ни на миг не затихал шум города: торговля, театры, гладиаторские бои, храмы – любимые места горожан.
Таковы были Помпеи в период своего расцвета.
Жители Помпей упивались своим достатком, они не знали бед в середине 1 века нашей эры.
Но их возмездие все эти годы было совсем близко.
Над городом зловеще нависал вулкан, чьё жерло потухло ещё в древности.
Выступление учащегося.
Вулкан Везувий бездействовал более 1000 лет. Он неплохо замаскировал свою истинную сущность. Гора не подавала никаких угрожающих признаков, покрывшись сплошь зеленью. На её склонах раскинулись пастбища, виноградники, плодовые сады, в густых лесах в изобилии водилась всякая дичь. Внешне ничто не предвещало гибели.
Учитель:
И вот вулкан стал просыпаться от многовекового сна.
В 62 году произошли мощные колебания земли – землетрясение. Был разрушен водопровод, Помпей, обрушились многие дома, заживо похоронив под развалинами своих жильцов.
Римский писатель Сенека докладывал: «Земля поглотила 600 овец. Статуи падали с пьедесталов и разбивались, люди же бродили словно очумелые.
Власти думали, не лучше ли покинуть город, чем поправлять урон. Но жители усердно трудились, восстанавливая Помпеи.
Жители Помпей не хотели верить в несчастье, но разрушительное грозное грохотанье предвещало пробуждение вулкана от вековой спячки.
В начале августа 79 года н.э. окрестности Везувия вновь сотрясли толчки.
Высохли источники, перестали бить родники, затем воцарилось опасное затишье, животные проявляли беспокойство и испуг, птицы подозрительно замолчали.
В ночь с 23 на 24 августа с вершины вулкана повалил пепел, запорошивший землю.
А около часа дня с оглушительным треском вылетело и разлетелось на куски дно кратера, расплавленная порода взлетела вверх, в два раза превышая скорость звука, и скоро вулканические обломки градом обрушились на Помпеи.. Всё окутала тьма, рушились здания, полыхали пожары.
Затем с вершины двинулся огненный столп лавы. Жгло кожу, лёгкие забивало пеплом, опаляя и удушая людей и животных. В живых не осталось ни одного существа.
Везувий извергался около 18 часов к ряду. Большая часть Помпей уже скрылась под наносами, а вскоре город полностью скрылся под вулканическим пеплом.
Почти на 20 веков умолкла жизнь в Помпеях…
«Век за веком пройдёт,
покроется пустошь травою
Разве поверят тогда потомки,
Что впрямь под стопами их,
сокрыты в земле,
спрятаны во глубине,
Целые грады и жители все,
и отчие пашни, -
Всё, что огонь поглотил, заживо похоронив?»
Л.Бетховен 5 симфония
Учитель:
В 18 веке археологи сделали сенсационное открытие, раскопав Помпеи. Это открытие потрясло и взволновало весь мир. Страшная судьба Помпей нашла отражение не только в исторической науке, но и в произведениях искусства.
Мы входим в картинную галерею, и вот перед нами картина, которая так поразила современников, что они назвали её первым днём русской кисти. Это творение Карла Павловича Брюллова. При жизни его называли «Великим Карлом».
Выступление ученика. Автобиографическая справка о жизни и творчестве К.П. Брюллова.
Учитель:
Летом 1833 года художник Карл Павлович Брюллов, который работал тогда в Италии, окончил картину «Последний день Помпеи».
Проблема:
Почему исторические события 1 века нашей эры (извержение вулкана Везувий и гибель города Помпеи) нашли отражение в русской живописи 30 годов 19 века?
Это полотно, как писали газеты того времени, вызвало в Италии «безграничный энтузиазм». Жители города Рима и его окрестностей, многие приезжие толпились у двери его мастерской в надежде увидеть замечательное творение.
Имя русского живописца скоро сделалось известно во всей Европе. Успех картины был столь велик, что Брюллова сразу объявили почётным членом Академий художеств Милана, Пармы, Болоньи, Флоренции, в Париже картине была присуждена Золотая медаль.
Ни одна русская картина не знала прежде такого успеха и славы. Когда Брюллов возвратился на родину, в Россию, его встречали как победителя. Учителя художника, и его товарищи надели на него лавровый венок. Все повторяли строки, написанные к его приезду стихотворения:
«И стал «Последний день Помпеи»
Для кисти русской первый день».
Девятнадцать столетий назад город Помпеи погиб при извержении вулкана Везувий. Это событие,- гибель города – изобразил на своей картине Брюллов.
Работа над монументальным полотном сопровождалась изучением археологических материалов и литературных источников, а также подлинных предметов, хранящихся в Неаполитанском музее. “ Это придало блестящей картине Брюллова историческую достоверность и убедительность. Сложная, многофигурная композиция строго продумана и безупречно скомпонована.
Всё на картине в движении. Толпа под градом камней, обезумев от страха бежит из города.. Одни спасают своё имущество, другие, как бы застыв на мгновение, ослеплённые зловещей вспышкой молнии, смотрят на кровавое небо.
Стремясь показать многообразие человеческих чувств, душевных переживаний, охвативших гибнущих горожан, художник скомпоновал фигуры в отдельные группы, объединив их единым сюжетом. Расположив группы на переднем плане, Брюллов приблизил действующих лиц к зрителю, дав ему возможность подробно рассмотреть отдельные сюжетные сцены.
Бегут молодые отец и мать, прикрывая своими телами детей. Мужественный помпеянец в порыве отчаяния укрывает плащом жену и детей, как бы желая лёгкой тканью уберечь их от огня и града горячих камней. Брюллов изобразил в толпе и себя: в миг смертельной опасности он спасает самое дорогое – ящик с кистями и красками.
Юноши несут на руках дряхлого старика – отца. Раскинув руки, навзничь упала молодая женщина, - напрасно пытается разбудить её ребёнок. Женщина крепко обняла своих дочерей – даже смерть не заставит её разжать руки. Обессиленная мать просит сына оставить её и спасаться самому – но тот неумолим: либо пойдут вместе, либо вместе будут ожидать гибели.
Везувий зев открыл,- дым хлынул клубом – пламя
Широко развелось, как боевое знамя.
Земля волнуется,- с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под раскалённым прахом,
Толпами стар и млад, бежит из града вон!

Эти восторженные стихи писал А.С. Пушкин после знакомства с картиной.
Напряжённый, тревожный колорит, локальные, плотные цвета одежд, горячие отблески зарева и холодный свет молний как нельзя лучше выражают замысел произведения. Великолепным художественным языком Брюллов изобразил разбушевавшуюся стихию, противопоставив ей стойкость, героизм людей, мужественно встречающих неминуемую смерть. Художник показал моральную победу человека над слепыми силами природы, его величие и духовную красоту.
Н.В.Гоголь:
«Нравственная и физическая красота героев картины оказывает на зрителя большее впечатление, нежели трагизм обстоятельств, в которые они ввергнуты. В совершенстве изображённых художником людей слышится отзвук той веры в гармонию духовного и физического начал, которая была свойственна классицизму».
А.С.Пушкин познакомился с картиной, когда она была выставлена в Эрмитаже.
В самом замысле написать эту картину, в стремлении художника показать разбушевавшуюся стихию и трагедию людей – ощущается влияние новых романтических идей в искусстве.
Здесь не только рассказ о гибели города. Разрушается судьба целого народа. Падают кумиры – статуи богов и героев, которым прежде поклонялись люди. Падают здания, валятся мраморные истуканы, и никто, будь он смелым и отважным, красивым и благородным, не может спастись от катастрофы.
Впервые в русской живописи героем картины стал не один человек, а целый народ.
Таким образом, события 79 года нашей эры (извержение вулкана Везувия и гибель города Помпеи) дало возможность художнику откликнуться на события своего времени.
Мы знаем, что первая половина 19 века – период яркий и насыщенный в истории нашего Отечества. Давайте вспомним, какие исторические события предопределили развитие искусства этого периода:
Учащиеся отвечают
Но что же стоит за этими событиями?
Русский народ, переживший Отечественную войну, сотворивший победу над французами своими руками, надеялся на отмену крепостного права, но перемен не было. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, пережившие все тяготы походной жизни, смотревшие смерти в глаза, с тяжёлым разочарованием убеждался. Что они не заслужили даже свободы.
Это привело к возникновению тайных организаций, которые возглавили дворяне – офицеры, герои Отечественной войны.
Богатые, образованные люди понимали, что русскому народу нужна свобода.
Идея освобождения привела их на Сенатскую площадь к событиям 14 декабря 1825 года, вошедшим в историю как восстание декабристов.
Они потерпели поражение, в результате реакции многие из них, закованные в кандалы, были сосланы в Сибирь, на каторгу, пятерых декабристов повесили.
В России установили жестокую цензуру, жертвами которой стали тысячи людей.
Вот таким было первое тридцатилетие 19 века.
А что же мы наблюдаем в искусстве?
Учащиеся отвечают.
1.Академия художеств продолжает оставаться ведущим художественным центром страны.
2.Продолжает утверждаться самостоятельность пейзажного и бытового жанров. В них раскрывается критическая, а подчас и обличительная направленность.
3.При том русское искусство не утрачивает лучших достижений минувшего и продолжает верить в человека.
Ко всему я хочу только дополнить, что общественный подъём, наступивший после Отечественной войны 1812 года, привёл к созданию произведений, проникнутых идеями свободы и самоотверженного служения России. Произведения О. Кипренского, Лучанинова, Швальбе, Тропинина были проникнуты искренним патриотическим чувством.
А в творчестве К.Брюллова и А.Иванова впервые в исторической русской живописи появилась тема великих потрясений, поведения людей перед лицом страшной стихии.
Так случайно ли события 79 года нашей эры нашли отражение в произведении живописи первой половины 19 века?
Учащиеся отвечают.
Конечно, не случайно. Для России это время было отмечено важнейшими историческими событиями. Зарождается идея освобождения народа от крепостного права. Эта идея становится ведущей не только в истории, но и в искусстве.
Поэтому событие 79 года нашей эры дало возможность художнику Брюллову откликнуться на события своего времени. Многие современники Брюллова считали, что «Последний день Помпеи» - своеобразный отклик художника на поражение декабристов.
Как вы думаете, если бы Брюллов жил сегодня, мог бы он написать эту картину, и явилась бы она своеобразным откликом на события наших дней?
Учащиеся отвечают.