План-конспект по русскому языку на тему «Дополняем памятку анализа глагола как часть речи» (4 класс)


Предмет: Русский язык
Класс: 4-В
УМК: «Гармония». Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «Русский язык. 4 класс»
Тема урока: «Дополняем памятку анализа глагола как часть речи».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Цели урока: Закрепление и систематизация знаний учащихся о правописании безударных окончаний глаголов; усвоение работы с памяткой по разбору глагола как часть речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Умение пользоваться памяткой анализа глагола, как части речи.
Личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять общие для всех правила поведения;
определять правила работы в парах, группах;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение выбирать способ определения спряжения глаголов;
-отрабатывать навык правильного написания безударных личных окончаний глаголов с опорой на указанное спряжение, продолжить заучивание системы личных окончаний глаголов I и II спряжение;
-научить анализировать глагол, как часть речи;
Развивающая: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива
Ход урока.
1. Организационный момент.
(слайд 1)
Учитель:
-Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
-Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забываем о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули, чтоб было удобно.
2. Минутка чистописания.
(слайд 2)
Учитель:
-На экране вы видите сочетания: ат ят ите ете ить. Аккуратно запишите их в тетрадь.
-Ребята, а чем являются эти сочетания?
Ученик:
-Окончаниями глаголов.
Учитель:
-А все ли из этих сочетаний являются окончаниями глаголов?
Ученик:
-Ить не является окончанием глаголов.
Учитель:
-А что это?
Ученик:
-и-суффикс, а ть-окончание.
3. Повторение пройденного.
(слайд 3)
Учитель:
-Какие глаголы относятся к I спр.?
Ученик:

(слайд 4)
Учитель:
-Какие глаголы относятся к II спр.?
Ученик:

(слайд 5)
Учитель:
-Назовите все глаголы исключения.
Ученик:

(слайд 6)
Учитель:
-Давайте вместе вспомним стишок, который состоит из глаголов исключений.
Ученики:
Гнать, дышать, держать, обидеть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
И ещё терпеть, вертеть,
И зависеть, и смотреть.
4. Актуализация опорных знаний. Постановка задач и темы урока.
(слайд 7)
Учитель:
-Хорошо, про спряжения всё вспомнили. Теперь давайте вспомним, что же такое глагол?
Ученик:
-Глагол-это часть речи, обозначающая действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
Учитель:
-А что нужно сделать, чтобы поставить глагол в неопределённую форму?
Ученик:
-Нужно сделать так, чтобы глагол отвечал на вопросы: что делать? что сделать?
Учитель:
-А что можно определить у глаголов?
Ученик:
-Число, лицо и время.
(слайд 8)
Учитель:
-Какие слова вы уже умеете анализировать, как часть речи?
Ученик:
-Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
(слайд 9)
Учитель:
-У вас у каждого на парте лежит памятка. Давайте прочитаем её по цепочке.
(Ученики читают)
-Как вы думаете, что нам следует добавить в эту памятку? Чего здесь нет, что мы уже изучали?
Ученик:
-Спряжение.
Учитель:
-Правильно, постоянным признаком глагола является спряжение. Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
Ученик:
-Продолжать изучение спряжений, безударных окончаний глаголов; дополнять памятку характеристики глаголов; анализировать глагол, как часть речи.
(слайд 10)
Учитель:
-Правильно, ребята. Тема нашего урока сегодня: «Дополняем памятку анализа глагола как часть речи», на котором мы будем анализировать глагол, как часть речи.
5. Первичное усвоение новых знаний.
(слайд 11)
Учитель:
-Открываем учебник на Стр. 50 и находим упр. 444. Прочитаем задание.
Ученик:
-Как считаешь, какое по цели предложение лучше всего составить из этих слов? Составь его и запиши. Подчеркни главные члены.
ты любить выходные
как проводить дни
Учитель:
-Какое предложение по цели лучше всего составить из данных слов?
Ученик:
-Как ты любишь проводить выходные дни?
Учитель:
-Запишите это предложение и выделите главные члены предложения.
-Что является подлежащим и чем оно выражено?
Ученик:
-Ты-местоимение.
Учитель:
-Что в этом предложении сказуемое и чем оно выражено?
Ученик:
-Любишь проводить-составное глагольное сказуемое.
Учитель:
-В этом предложении, какие слова являются именными?
Ученик:
-Слова: дни-им. сущ., выходные-им. прил..
Учитель:
-Для того, чтобы не ошибиться в анализе как частей речи этих слов, откройте стр. 158 учебника. (Вызываю одного ученика к доске).
-Итак, слово «дни» на какой вопрос отвечает?
Ученик:
-Слово «дни» отвечает на вопрос-что?
Учитель:
Какой частью речи является?
Ученик:
-Существительным.
Учитель:
-Какова его начальная форма?
Ученик:
-День.
Учитель:
-Каковы постоянные признаки существительного день?
Ученик:
-Муж. р., II скл.
Учитель:
-Что нужно ещё определить?
Ученик:
-Число - множественное, падеж - винительный.
Учитель:
-Чем является слово дни в предложении?
Ученик:
-Проводить (что?) дни-дополнение.
Учитель:
-Теперь разберём имя прилагательное.
(Вызываю одного человека к доске).
Ученик: (пишет на доске, разбирая вместе с учителем вслух каждый пункт, как в предыдущем слове)
1. Выходные (какие?)-прил.
2. Нач. ф.-выходной; мн.ч.
Учитель:
-Можем ли определить род?
Ученик:
-Нет, во мн. ч. прилагательного нельзя определить род.
Учитель:
-По какому слову будем определять падеж имени прилагательного?
Ученик:
-По слову-дни, т.е. и слово выходные будет в В.п.
4. Дни (какие?) выходные-определение.
Учитель:
-Хорошо, теперь, опираясь на сделанные анализы, скажите у слова какой части речи есть постоянные признаки?
Ученик:
-Постоянные признаки есть у имени существительного.
Учитель:
-Почему их так называют?
Ученик:
-Они так называются, потому что слово имени существительного не может изменять свой род и всегда относятся к одному склонению.
Учитель:
(слайд 12)
-Переходим к упр. 445. По каким признакам мы всегда характеризовали глаголы?
Ученик:
-Часть речи, неопред. форма, время, лицо, в прош. вр. определяем род.
Учитель:
(слайд 13)
-Вернёмся к нашей памятке. С ней мы уже ознакомились, теперь же давайте обратим внимание на образец разбора глагола на стр. 159 в учебнике.
Ученик (читает):
Без работы и машина ржавеет.
1. Ржавеет-гл.; что делает?; действ.
2. Неопр. ф.-ржаветь.
3. I спр.4. В наст. в., в ед. ч., в 3-м л.
5. Сказ.
Учитель:
-Теперь, опираясь на памятку и образец разберём слово любишь из предложения данного в упр.444. (Вызываю одного человека к доске или спрашиваю с места, показывая правильный вариант на экране).
(слайд 14)
Ученик:
1. Любишь – гл., что делаешь?, действ.
2. Н. ф. - любить
3. II спр.4. В ед.ч, в наст.вр., во 2 л.
5. Сказ.
6. Физкультминутка.
Учитель:
-Ребята, все встали. Следим глазками за движением облачков, бабочек, птичек. (слайд 15)
7. Первичная проверка понимания.
Учитель:
-Немного отдохнули, продолжаем работу. Записываем в тетради упр. 446. Что нужно сделать?
Ученик:
-Выпиши из второго и третьего предложений глаголы с безударными личными окончаниями. Рядом припиши их признаки.
…Наш отряд хочет видеть поросят. Мы их (не) обид_м! Поглядим и выйд_м!
Учитель:
-Итак, нужно из данных предложений выписать глаголы с безударными личными окончаниями и разобрать их как часть речи. Какие это глаголы?
Ученик:
-Не обидим; выйдем.
(Два ученика у доски, остальные самостоятельно в тетради разбирают данные глаголы).
1. Не обидим-гл.; что сделаем?
2. Неопр. ф.-не обидеть
3. II спр.-искл.4. Буд. вр., мн. ч., 1-ое л.
5. Мы (что сделаем?) не обидим-сказ.
1. Выйдем-гл.; что сделаем?
2. Неопр. ф.-выйти3. I спр.4.Буд. вр., мн. ч., 1-ое л.
5. Мы (что сделаем?) выйдем-сказ.
Учитель:
-Все закончили. Давайте проверим всё ли правильно сделано на доске? Хорошо, садитесь на свои места.
-Чем отличается разбор глаголов не обидим и выйдем?
Ученик:
-Они отличаются спряжениями.
Учитель:
-Хорошо, всё правильно.
8. Первичное закрепление.
Учитель:
-Итак, что мы будем делать анализируя глагол как часть речи? С чего начнём?
Ученик:
-Указываем название части речи и вопрос.
Учитель:
-Второе?
Ученик:
-Ставим глагол в неопределённую форму.
Учитель:
-Далее?
Ученик:
-Указываем постоянный признак глагола-спряжение.
Учитель:
-Следующий шаг?
Ученик:
-Пишем время, число, род или лицо глагола.
Учитель:
-И завершаем?
Ученик:
-Называем роль в предложении, т.е. чем является.
9. Самостоятельная работа.
Учитель:
(Раздаю карточки для самостоятельной работы в парах)
-Эту работу вы сделаете в парах, сообща.
Глагол (с )Неопред. форма На –ить? Искл? Спр. Окончание
гонишь греешь портишь читаешь причалишь рыщешь молотишь кушаешь зябнешь Учитель:
-Когда все закончат работу, поменяйтесь с парой, сидящей за вами или впереди вас и, глядя на экран, проверьте.
(слайд 16)
Глагол (с )Неопред. форма На –ить? Искл? Спр. Окончание
гонишь гнать - + II ишь
греешь греть - - I ешь
портишь портить + - II ишь
читаешь читать - - I ешь
причалишь причалить + - II ишь
рыщешь рыскать - - I ешь
молотишь молотить + - II ишь
кушаешь кушать - - I ешь
зябнешь зябнуть - - I ешь
10.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
-Ребята, о чём мы говорили на сегодняшнем уроке?
Ученик:
-Мы повторяли безударные окончания глаголов; определяли спряжения; разбирали глагол как часть речи.
Учитель:
-Какими постоянным признаком обладает глагол?
Ученик:
-Спряжение.
(слайд 17)
Учитель:
-Закончите фразы данные на экране:
Я понял, что…
Затруднения возникли…
(Ученики отвечают).
12. Домашнее задание.
(слайд 18)
Учитель:
-Домашним заданием у вас будет: Упражнение 447, 449, выучить памятку.
(слайд 19)