ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Основы семейного счастья. Семейные традиции в России»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Устиновского района




СОГЛАСОВАНО
Протокол методического совета

от___________ №_______

УТВЕРЖДАЮ
Директор
________В.А. Лобанова
Приказ№______ от ________201___г








ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Основы семейного счастья.
Семейные традиции в России»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ




Составитель:
педагог дополнительного образования
Истеева М.В.
/на базе МБОУ «СОШ№16»/





Возраст детей: 12-16 лет
Срок реализации: 5 лет



Ижевск 2014

Содержание Стр.


Пояснительная записка 3-6


Учебно-тематический план I года обучения 7-8


Содержание I года обучения 9-11


Учебно-тематический план II года обучения 12-13


Содержание II года обучения 14-16


Учебно-тематический план III года обучения 17-18


Содержание III года обучения 19-21


Учебно-тематический план IV года обучения 22-23


Содержание IV года обучения 24-26


Учебно-тематический план V года обучения 27-28


Содержание V года обучения 29-31


Методическое обеспечение программы 32


Список литературы 33




Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества, в связи с кризисом семьи и семейных отношений, огромную роль играет подготовка школьников к семейной жизни. В рамках школы обучение и воспитание учащихся проводится систематически и целенаправленно. Это дает возможность включить занятия кружка «Семейные традиции России»
в систему нравственного и полового воспитания учащихся.
С учетом возрастных особенностей подростков (5-9 классы), многие вопросы любви, дружбы, взаимоотношений в семье, выполнение своих социальных ролей становятся интересными.
Современные дети изучают три языка, основы высшей математики, овладевают компьютерными технологиями, но, к сожалению, они не всегда знают свои семейные традиции .
Учебно-методический план составлен на основе авторской программы «Основы семейного счастья» Е. В. Бачевой (г. Пермь) и Программы нравственно-полового воспитания среди подростков и молодежи «Семьеведение» департамента образования Пермской обл.
Программа носит личностно-ориентированный характер. Содержание и способ коммуникации партнерский, диалоговый стиль взаимодействия.
Для проведения некоторых занятий приглашаются различные специалисты: врачи, психологи, юристы.

Социально-педагогическая направленность отражает деятельность, оказывающую влияние на социальные отношения в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

Основные сферы направленности:
- семья как приоритетная сфера и субъект социальных отношений, всей жизнедеятельности ребенка;
- правовое образование и социальное воспитание;
- оздоровление, социальная адаптация;
- сфера социокультурной деятельности;
- социальная работа, общественная деятельность 
Адресат – школьники 5-9 классов. Численность группы – 15 человек.





Целью курса «Семьеведение» является формирование у детей подросткового возраста основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений в России.


Цель реализуется через решение следующих задач:

Обучающие:
Формирование у школьников знания о правовых, психологических, культурно-исторических основах семейных отношений в России.
Обучение ребят методам решения конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения.
Информирование о деятельности участников проекта «Мой мир – моя семья».

Развивающие:
Развитие и совершенствование лидерских качеств
Организация самопознания и определения жизненных перспектив в плане семейных отношений.

Воспитательные:
Пробуждение интереса к теме «семьи и брака» у подростков
Воспитание чувства коллективизма
Формирование и пропаганда культурного досуга молодежи.

Программа рассчитана на 3 года обучения.
1 год обучения - 144часа, при нагрузке 4 часа в неделю (2 занятия по
2 академических часа).
2,3 год обучения – 216часов, при нагрузке 6 часов в неделю (2 занятия по 3 часа академических).

Обучение предусматривает коллективные и групповые занятия, состоящие из теоретического и практического блоков. Занятия предполагают подготовку, а также участие в районных и городских мероприятиях.










Методы и формы организации образовательного процесса.

В ходе подготовки и проведения занятия используются следующие две группы методов:

I группа
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ, лекция, беседа, работа с книгой, со словарем, сообщение дополнительной информации, разработка памяток, написание письма, мини-сочинения, составление графиков, схем, таблиц, использование произведений искусств – репродукций картин, стихов, песен, музыкальных произведений, упражнения, задачи, практические задания и др.


II группа
Методы стимулирования и мотивации учения: создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, активности; познавательные игры, театрализация и драматизация; дискуссия, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха.

3. III группа
Методы контроля и самоконтроля в обучении. Их основное назначение в получении преподавателем информации о результативности процесса обучения – индивидуальная и групповая рефлексия при помощи методики незаконченного предложения:
После этого занятия я ..
Я думаю, что ..
Хорошо, что это..
Чтобы быть хорошим родителем
Нашу семью можно назвать счастливой, так как .
И т.д.
напутствие самому себе, друзьям, родителям учителям, сыну..
Письмо самому себе, другу, сказочному герою, родителям, детям, в свое будущее, к любимому, к детям из детдома, брошенным старикам и т.д.
Заповеди, правила, кодексы: сочинения, размышления.

Программа курса основана на следующих принципах:
Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
Принцип целостности, согласно которому каждый ребенок рассматривается в качестве целостной биопсихосоциальной системы, имеющей соответствующие уровни организации и обладающей свойствами саморегуляции, самоактуализации и адаптации в социальной среде (В.С. Мерлин, В.В. Лозовой);
Принцип соответствия материала возрастным особенностям учащихся;
Принцип «позитивного эгоцентризма», обеспечивающий отбор наиболее актуальных для подростка знаний с учетом его личного опыта и собственной социально-психологической ситуации.
Принцип непрерывности и системности в проведении занятий с постепенным наращиванием уровня сложности и самостоятельности детей, включением сквозных тем.
Принцип альтернативности содержания программы. Информация предоставляется детям с разных сторон, с обозначением плюсов и минусов различных явлений, осторожно, честно, что обеспечивает больший эффект.


Критерии эффективности программы
Критерием эффективности программы будут служить результаты анкетирования, проведенного до и после проведения программы. Анкета состоит из 3 блоков, в которых сделана попытка замерить изменения в:
Уровне информированности о проблеме;
Отношении к проблеме;
Поведенческих реакциях, связанных с данной проблемой.


Ожидаемые результаты
Поднятие значимости таких ценностных ориентиров как личность, нравственность, толерантность, семья;
Повышение степени информированности о правовых, психологических, культурно-исторических основах семейных отношений;
Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростка;
Осознание подростками половых, социальных и семейных ролей, принятие себя и окружающих.













II. Учебно-тематический план I года обучения

№ п/п
Тема занятия
Количество часов



всего
теория

практика

1.
Вводное занятие «О любви многоликой»
2
2
-

2.
Два мира, две половинки одного счастья.
Девочка, девушка, женщина
Мальчик, юноша, мужчина
Как стать любимым человеком
Правила взаимоотношений влюбленных
12

2
2
4
4
6

1
1
2
2

6

1
1
2
2

3.
Семья и её законы.
Зачем человеку семья?
Семья и общество в России

Счастливая семья. Какая она?
Социальные роли членов семьи.
Ведение домашнего хозяйства
Какой я сын?
Каким я буду отцом?
Какая я дочь?
Какой я буду мамой?
30
2
2

6
4
4
2
2
4
4
15
1
2

2
2
2
1
1
2
2
15
1
-

4
2
2
1
1
2
2

4.









5.
Семейные традиции в России.
День матери в России
День отца в России
Рождество и Новый год в России
Пасха в России
День семьи в России




Будущие родители
Мама в судьбе ребенка
Отец в судьбе ребенка
Права и обязанности детей и родителей в России
8
1
1
2

2
2



8
2
2
4
5
1
1
1

1
1



3
1
1
1
3
-
-
1

1
1



5
1
1
3

6.
Любовь и наша семья
Понятие любви и её многообразие
Способы выражения любви
Материнская и отцовская любовь
Любовь – основа семейной жизни
Бабушка и дедушка в нашей семье
Как научиться понимать, слушать и слышать собственных родителей?

16
4
2
2
4
2
2
9
2
1
1
2
1
2

7
2
1
1
2
1
-


7.
Образ жизни и здоровья.
Традиции ЗОЖ в России

Организация питания в семьях в России
Способы сохранения здоровья
Семейные праздники в России
10
2

2

2
4
6
1

2

1
2
4
1

-

1
2

8
Участие в районных акциях и мероприятиях:
Подготовка к районным мероприятиям
Участие
Выездной лагерь «Семьеград»
40

20

10
10
2

2



38

18

10
10

9.
Резерв
18

18


Всего
144
48
96

































Содержание I года обучения

Раздел: Вводное занятие «О любви многоликой»
Теория: цели и задачи кружка. План работы кружка на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игры, диагностика «наличия положительной мотивации к занятиям в кружке».

Раздел: Два мира, две половинки одного счастья.
Теория: Девочка, девушка женщина; мальчик, юноша, мужчина; как стать любимым человеком; правила взаимоотношений влюбленных.
Практика: лекции, консультации, сочинения, анкета, тестирование, коллаж «Моя визитная карточка».

раздел: Семья и её законы.
Теория: Зачем человеку семья?; семья и общество в России; счастливая семья. Какая она?; социальные роли членов семьи; ведение домашнего хозяйства; какой я сын?; каким я буду отцом?; какая я дочь?; какой я буду мамой?
Практика: лекции, беседы, психологические тренинги, ролевые игры, анкетирование, составление своего психологического портрета, коллаж «Семья», составление генеалогического древа.

раздел: Семейные традиции в России.
Теория: День матери в России, День отца в России, Рождество и Новый год в России, Пасха в России, День семьи в России.
Практика: лекции, беседы, творческие занятия, праздник, сочинение «Моя мама, мой папа», игры жителей России, изготовление открыток и плакатов к праздникам.

раздел: Будущие родители.
Теория: Мама в судьбе ребенка; отец в судьбе ребенка; права и обязанности детей в России.
Практика: лекции (юрист), фотовыставка « Мама, папа, я – дружная семья», творческие занятия, ролевые игры.






раздел: Любовь и наша семья.
Теория: Понятие любви и ее многообразие; способы выражения любви; материнская и отцовская любовь; любовь – основа семейной жизни; бабушка и дедушка в нашей семье; как научиться понимать, слушать и слышать собственных родителей?
Практика: ролевые игры, тренинги, беседы, сочинение «Письмо родителям», анкетирование.

раздел: Образ жизни и здоровья.
Теория: традиции ЗОЖ в России; организация питания в семьях России; способы сохранения здоровья; семейные праздники в России.
Практика: творческие занятия, газета «ЗОЖ – это здорово».

раздел: Участие в районных акциях и мероприятиях.
Теория: Подготовка к районным мероприятиям; участие в районных мероприятиях; выездной лагерь «Семьеград».
Практика: подготовка к районным мероприятиям; подведение итогов работы за год.





















Ожидаемые результаты I года обучения
По окончании первого года обучения учащиеся должны добиться определенных творческих успехов и роста.
Учащиеся должны знать:
О своих психологических особенностях
О роли родителей
О значении семьи для человека
О своих правах и обязанностях

Учащиеся должны уметь:
Находить общий язык со сверстниками
Оценивать значение семьи как ячейки общества































IV. Учебно-тематический план II года обучения

№ п/п
Тема занятия
Количество часов



всего
теория

практика

1.
Вводное занятие «О любви многоликой»
3
3
-

2.
Два мира, две половинки одного счастья.
Девочка, девушка, женщина
Мальчик, юноша, мужчина
Азбука мужской и женской психологии
Как стать мечтой?
15

3
3
6

3
8

2
2
3

1

7

1
1
3

2

3.
Семья и её законы.
Семья и государство
Семья и общество в России
Родительский дом- начало начал
Социальные роли членов семьи
Ведение домашнего хозяйства
Какой я сын?
Какая я дочь?
Семейные ценности
39
6
6
6
6
6
3
3
3
18
3
3
3
3
3
1
1
1
21
3
3
3
3
3
2
2
2


4.









5.
Семейные традиции в России.
День матери в России
День отца в России
Рождество и Новый год в России
Пасха в России
День семьи в России




Будущие родители
Основные права детей и родителей. Конвенция ООН о правах ребенка
Чувство долга в семье
Права и обязанности детей и родителей в России
18
3
3
3
3
6




18
6


6
6
6
1
1
1
1
2




9
3


3
3
12
2
2
2
2
4




9
3


3
3

6.
Любовь и наша семья
Любовь в нашем доме
Коснись меня, а я - тебя
Материнская и отцовская любовь
Любовь – основа семейной жизни
Мы – нежность друг друга
Как научиться понимать, слушать и слышать собственных родителей?

33
6
6
6
6
3
6
12
2
2
3
2
1
2

21
4
4
3
4
2
4


7.
Образ жизни и здоровья.
Как быть здоровым смолоду?
Полезное питание в семье
Подростковый возраст и его психологические особенности
18
6
6
6


6
2
2
2


12
4
4
4


8
Искусство быть хорошим ребёнком
Какие мы дети?
Почему люди ссорятся?
Бабушки и дедушки
в нашей судьбе
18
6
6
6

6
2
2
2


12
4
4
4

9.
Участие в районных акциях и мероприятиях:
Подготовка к районным мероприятиям
Участие
Выездной лагерь «Семьеград»

40

20

10
10
-

-

-
-
40

20

10
10

10.
Экскурсии, театры, дискотеки и т.п.
14
-
14


Всего
216
68
148

























Содержание II года обучения

1 раздел: Вводное занятие «О любви многоликой»
Теория: цели и задачи кружка. План работы кружка на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игры, диагностика «наличия положительной мотивации к занятиям в кружке».

2 раздел: Два мира, две половинки одного счастья
Теория: девочка, девушка женщина; мальчик, юноша, мужчина; азбука мужской и женской психологии; как стать мечтой.
Практика: консультации, тренинги, анкета, диспуты «Две противоположности».

3 раздел: Семья и её законы
Теория: семья и государство; семья и общество в России; родительский дом- начало начал; социальные роли членов семьи; ведение домашнего хозяйства; какой я сын?; семейные ценности.
Практика: психологические тренинги, ролевые игры, анкетирование, коллаж «Быт моей семьи», сочинение «Семейные традиции».

4 раздел: Семейные традиции в России
Теория: день матери в России, День отца в России, Рождество и Новый год в России, Пасха в России, День семьи в России.
Практика: лекции, беседы, творческие занятия, праздник «День Матери и Отца», игры жителей России, изготовление открыток и плакатов к праздникам.

5 раздел: Будущие родители
Теория: мама в судьбе ребенка; отец в судьбе ребенка; права и обязанности детей в России.
Практика: лекции (юрист), ролевые игры, плакат «Права ребёнка».

6 раздел: Любовь и наша семья
Теория: коснись меня, а я – тебя; материнская и отцовская любовь; любовь – основа семейной жизни; мы – нежность друг друга; как научиться понимать, слушать и слышать своих родителей?
Практика: ролевые игры, тренинги, беседы, сочинение «Родители и дети», анкетирование.


7 раздел: Образ жизни и здоровья
Теория: как быть здоровым смолоду; полезное питание в семье; подростковый возраст и его психологические особенности.
Практика: тренинги, комплекс упражнений в игровой форме; конкурс «Здоровое меню».

8 раздел: Искусство быть хорошим ребёнком
Теория: какие мы дети; конфликт «отцов и детей»; бабушки и дедушки в нашей судьбе.
Практика: сочинение «Почему люди ссорятся?», тренинги, анкетирование, консультации психолога.

9 раздел: Участие в районных акциях и мероприятиях.
Теория: Подготовка к районным мероприятиям; участие в районных мероприятиях; выездной лагерь «Семьеград».
Практика: подготовка к районным мероприятиям; подведение итогов работы за год.






















Ожидаемые результаты II года обучения
По окончании второго года обучения учащиеся должны добиться определенных творческих успехов и роста.
Учащиеся должны знать:
О своих психологических особенностях
О роли родителей
О значении семьи для человека
О своих правах и обязанностях
Способы избегания конфликтных ситуаций

Учащиеся должны уметь:
Находить общий язык со сверстниками
Оценивать значение семьи как ячейки общества
Понимать, слышать и слушать окружающих




























VI. Учебно-тематический план III года обучения

№ п/п
Тема занятия
Количество часов



всего
теория

практика

1.
Вводное занятие «О любви многоликой»
3
3
-

2.
Два мира, две половинки одного счастья.
Девочка, девушка, женщина
Мальчик, юноша, мужчина
Два мира, две половинки
Мы строим мосты между двумя мирами
15

3
3
6
3
8

2
2
3
1

7

1
1
3
2

3.
Семья и её законы.
Семья и государство
Семья и общество в России
Родительский дом- начало начал
Социальные роли членов семьи
Ведение домашнего хозяйства
Какой я сын?
Какая я дочь?
Семейные ценности
39
6
6
6
6
6
3
3
3
18
3
3
3
3
3
1
1
1
21
3
3
3
3
3
2
2
2


4.









5.
Семейные традиции в России.
День матери в России
День отца в России
Рождество и Новый год в России
Пасха в России
День семьи в России




Будущие родители
Основные права детей и родителей. Конвенция ООН о правах ребенка
Какими мы будем родителями?
Умение ссориться и выходить из конфликтных ситуаций
18
3
3
3
3
6




18
6


6
6
6
1
1
1
1
2




9
3


3
3
12
2
2
2
2
4




9
3


3
3

6.
Любовь и наша семья
Любовь – основа семейной жизни
Коснись меня, а я – тебя
Материнская и отцовская любовь
Любовь к себе, любовь к дому
Любовь к дому, к Родине, к жизни
Способы выражения любви
36
6
6
6
6
6
6
13
2
2
3
2
2
2

23
4
4
3
4
4
4


7.
Образ жизни и здоровья.
О чём следует знать молодым людям?
Саморегуляция
Подростковый возраст и его психологические особенности
18
6

6
6


6
2

2
2


12
4

4
4


8
Искусство быть хорошим ребёнком
Хорошо ли со мной людям?
Почему меня иногда не понимают?
Загляни в глаза родителям

18
6
6

6

6
2
2

2


12
4
4

4

9.
Участие в районных акциях и мероприятиях:
Подготовка к районным мероприятиям
Участие
Выездной лагерь «Семьеград»

40

20

10
10
-

-

-
-
40

20

10
10

10.
Экскурсии, театры, дискотеки и т.п.
11
-
11


Всего
216
68
148

























Содержание III года обучения

1 раздел: Вводное занятие «О любви многоликой»
Теория: цели и задачи кружка. План работы кружка на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игры, диагностика «наличия положительной мотивации к занятиям в кружке».

2 раздел: Два мира, две половинки одного счастья
Теория: девочка, девушка женщина; мальчик, юноша, мужчина; два
мира - две половинки; мы строим мосты между двумя мирами.
Практика: консультации, тренинги, анкета, плакат «Два мира – две половинки».

3 раздел: Семья и её законы
Теория: каким я буду мужем и отцом?; какой я буду женой и матерью?; наша будущая семья; Семейный кодекс РФ: читаем и комментируем; кодекс счастливой семьи; семейный ценности.
Практика: консультации юриста, тренинги, сочинение «Правила счастливой семьи», коллаж «Моя будущая семья».

4 раздел: Семейные традиции в России
Теория: День матери в России, День отца в России, Рождество и Новый год в России, Пасха в России, День семьи в России.
Практика: лекции, беседы, творческие занятия, праздник, сочинение «Моя мама, мой папа», игры жителей России, изготовление открыток
и плакатов к праздникам.

5 раздел: Будущие родители
Теория: основные права детей и родителей; конвенция ООН о правах ребёнка; какими мы будем родителями?; умение ссориться и выходить из конфликтных ситуаций.
Практика: беседа с юристом, анкетирование, просмотр документального фильма «Война полов: стрессы».

6 раздел: Любовь и наша семья
Теория: любовь - основа семейной жизни; коснись меня, а я – тебя; материнская и отцовская любовь; любовь к жизни, любовь к Родине; способы выражения любви.
Практика: тренинги, беседы, анкетирование, сочинение «Почему я люблю жизнь?».
7 раздел: Образ жизни и здоровья
Теория: о чём следует знать молодым людям; саморегуляция; подростковый возраст и его психологические особенности.
Практика: консультации, тренинг, газета «Подростки и их проблемы».

8 раздел: Искусство быть хорошим ребёнком
Теория: хорошо ли со мной людям?; почему меня иногда не понимают?; загляни в глаза родителям.
Практика: ролевые игры, консультации психолога, сочинение «Письмо родителям».

9 раздел: Участие в районных акциях и мероприятиях.
Теория: Подготовка к районным мероприятиям; участие в районных мероприятиях; выездной лагерь «Семьеград».
Практика: подготовка к районным мероприятиям; подведение итогов работы за год.























Ожидаемые результаты III года обучения
По окончании второго года обучения учащиеся должны добиться определенных творческих успехов и роста.
Учащиеся должны знать:
О своих психологических особенностях
О роли родителей
О значении семьи для человека
О своих правах и обязанностях
Способы избегания конфликтных ситуаций
Правовую основу регулирования семейных отношений

Учащиеся должны уметь:
Находить общий язык со сверстниками
Оценивать значение семьи как ячейки общества
Понимать, слышать и слушать окружающих
Применять полученные умения и навыки для решения конфликтных ситуаций

























VIII. Учебно-тематический план IV года обучения

№ п/п
Тема занятия
Количество часов



всего
теория

практика

1.
Вводное занятие «О любви многоликой»
3
3
-

2.
Два мира, две половинки одного счастья.
Девочка, девушка, женщина
Мальчик, юноша, мужчина
Два мира, две половинки
Мы строим мосты между двумя мирами
15

3
3
6
3
8

2
2
3
1

7

1
1
3
2

3.
Семья и её законы.
Семья и государство
Семья и общество в России
Каким я буду мужем и отцом?
Какой я буду женой и мамой?
Наша будущая семья
Семейный кодекс РФ: читаем и комментируем
Кодекс счастливой семьи
Семейные ценности
39
6
6
3
3
6
6
3
3
3
17
3
3
1
1
3
3
1
1
1
22
3
3
2
2
3
3
2
2
2


4.









5.
Семейные традиции в России.
День матери в России
День отца в России
Рождество и Новый год в России
Пасха в России
День семьи в России




Будущие родители
Мама в судьбе ребенка
Папа в судьбе ребенка
Какими мы будем родителями?
Умение ссориться и выходить из конфликтных ситуаций
18
3
3
3
3
6




24
6
6
6
6
6
1
1
1
1
2




12
3
3
3
3
12
2
2
2
2
4




12
3
3
3
3

6.
Любовь и наша семья
Понятие любви и её многообразие
Способы выражения любви
Материнская и отцовская любовь
Любовь – основа семейной жизни
Бабушка и дедушка в нашей семье
Как научиться понимать, слушать и слышать собственных родителей?
Мы – нежность друг друга

42
6
6
6
6
6
6


6
16
2
2
3
2
2
2


3
26
4
4
3
4
4
4


3


7.
Образ жизни и здоровья.
Как быть здоровым смолоду?
Полезное питание в семье
Подростковый возраст и его психологические особенности
18
6
6
6


6
2
2
2


12
4
4
4


8
Искусство быть хорошим ребёнком
Какие мы дети?
Почему люди ссорятся?
Бабушки и дедушки
в нашей судьбе
18
6
6
6

6
2
2
2


12
4
4
4

9.
Участие в районных акциях и мероприятиях:
Подготовка к районным мероприятиям
Участие

39

21

18

-

-

-

39

21

18



Всего
216
74
142



























Содержание IV года обучения

1 раздел: Вводное занятие «О любви многоликой»
Теория: цели и задачи кружка. План работы кружка на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игры, диагностика «наличия положительной мотивации к занятиям в кружке».

2 раздел: Два мира, две половинки одного счастья
Теория: девочка, девушка женщина; мальчик, юноша, мужчина; азбука мужской и женской психологии; как стать мечтой.
Практика: консультации, тренинги, анкета, диспуты «Две противоположности».

3 раздел: Семья и её законы
Теория: семья и государство; семья и общество в России; родительский дом- начало начал; социальные роли членов семьи; ведение домашнего хозяйства; какой я сын?; семейные ценности.
Практика: психологические тренинги, ролевые игры, анкетирование, коллаж «Быт моей семьи», сочинение «Семейные традиции».

4 раздел: Семейные традиции в России
Теория: день матери в России, День отца в России, Рождество и Новый год в России, Пасха в России, День семьи в России.
Практика: лекции, беседы, творческие занятия, праздник «День Матери и Отца», игры жителей России, изготовление открыток и плакатов к праздникам.

5 раздел: Будущие родители
Теория: мама в судьбе ребенка; отец в судьбе ребенка; права и обязанности детей в России.
Практика: лекции (юрист), ролевые игры, плакат «Права ребёнка».

6 раздел: Любовь и наша семья
Теория: коснись меня, а я – тебя; материнская и отцовская любовь; любовь – основа семейной жизни; мы – нежность друг друга; как научиться понимать, слушать и слышать своих родителей?
Практика: ролевые игры, тренинги, беседы, сочинение «Родители и дети», анкетирование.


7 раздел: Образ жизни и здоровья
Теория: как быть здоровым смолоду; полезное питание в семье; подростковый возраст и его психологические особенности.
Практика: тренинги, комплекс упражнений в игровой форме; конкурс «Здоровое меню».

8 раздел: Искусство быть хорошим ребёнком
Теория: какие мы дети; конфликт «отцов и детей»; бабушки и дедушки в нашей судьбе.
Практика: сочинение «Почему люди ссорятся?», тренинги, анкетирование, консультации психолога.

9 раздел: Участие в районных акциях и мероприятиях.
Теория: Подготовка к районным мероприятиям; участие в районных мероприятиях.
Практика: подготовка к районным мероприятиям; подведение итогов работы за год.























Ожидаемые результаты IV года обучения
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны добиться определенных творческих успехов и роста.
Учащиеся должны знать:
О своих психологических особенностях
О роли родителей
О значении семьи для человека
О своих правах и обязанностях
Способы избегания конфликтных ситуаций
Правовую основу регулирования семейных отношений

Учащиеся должны уметь:
Находить общий язык со сверстниками
Оценивать значение семьи как ячейки общества
Понимать, слышать и слушать окружающих
Применять полученные умения и навыки для решения конфликтных ситуаций
























X. Учебно-тематический план V года обучения

№ п/п
Тема занятия
Количество часов



всего
теория

практика

1.
Вводное занятие «О любви многоликой»
3
3
-

2.
Два мира, две половинки одного счастья.
Девочка, девушка, женщина
Мальчик, юноша, мужчина
Два мира, две половинки
Мы строим мосты между двумя мирами
15

3
3
6
3
8

2
2
3
1

7

1
1
3
2

3.
Семья и её законы.
Семья и государство
Семья и общество в России
Каким я буду мужем и отцом?
Какой я буду женой и мамой?
Наша будущая семья
Семейный кодекс РФ: читаем и комментируем
Кодекс счастливой семьи
Семейные ценности
39
6
6
3
3
6
6
3
3
3
17
3
3
1
1
3
3
1
1
1
22
3
3
2
2
3
3
2
2
2


4.









5.
Семейные традиции в России.
День матери в России
День отца в России
Рождество и Новый год в России
Пасха в России
День семьи в России




Будущие родители
Основные права детей и родителей. Конвенция ООН о правах ребенка
Какими мы будем родителями?
Умение ссориться и выходить из конфликтных ситуаций
18
3
3
3
3
6




18
6


6
6
6
1
1
1
1
2




9
3


3
3
12
2
2
2
2
4




9
3


3
3

6.
Любовь и наша семья
Любовь – основа семейной жизни
Коснись меня, а я – тебя
Материнская и отцовская любовь
Любовь к себе, любовь к дому
Любовь к дому, к Родине, к жизни
Способы выражения любви
36
6
6
6
6
6
6
13
2
2
3
2
2
2

23
4
4
3
4
4
4


7.
Образ жизни и здоровья.
О чём следует знать молодым людям?
Саморегуляция
Подростковый возраст и его психологические особенности
18
6

6
6


6
2

2
2


12
4

4
4


8
Искусство быть хорошим ребёнком
Хорошо ли со мной людям?
Почему меня иногда не понимают?
Загляни в глаза родителям

18
6
6

6

6
2
2

2


12
4
4

4

9.
Участие в районных акциях и мероприятиях:
Подготовка к районным мероприятиям
Участие

42

24

18

-

-

-

42

24

18


10.
Экскурсии, театры, дискотеки и т.п.
9
-
9


Всего
216
68
148

























Содержание V года обучения

1 раздел: Вводное занятие «О любви многоликой»
Теория: цели и задачи кружка. План работы кружка на учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игры, диагностика «наличия положительной мотивации к занятиям в кружке».

2 раздел: Два мира, две половинки одного счастья
Теория: девочка, девушка женщина; мальчик, юноша, мужчина; два
мира - две половинки; мы строим мосты между двумя мирами.
Практика: консультации, тренинги, анкета, плакат «Два мира – две половинки».

3 раздел: Семья и её законы
Теория: каким я буду мужем и отцом?; какой я буду женой и матерью?; наша будущая семья; Семейный кодекс РФ: читаем и комментируем; кодекс счастливой семьи; семейный ценности.
Практика: консультации юриста, тренинги, сочинение «Правила счастливой семьи», коллаж «Моя будущая семья».

4 раздел: Семейные традиции в России
Теория: День матери в России, День отца в России, Рождество и Новый год в России, Пасха в России, День семьи в России.
Практика: лекции, беседы, творческие занятия, праздник, сочинение «Моя мама, мой папа», игры жителей России, изготовление открыток
и плакатов к праздникам.

5 раздел: Будущие родители
Теория: основные права детей и родителей; конвенция ООН о правах ребёнка; какими мы будем родителями?; умение ссориться и выходить из конфликтных ситуаций.
Практика: беседа с юристом, анкетирование, просмотр документального фильма «Война полов: стрессы».

6 раздел: Любовь и наша семья
Теория: любовь - основа семейной жизни; коснись меня, а я – тебя; материнская и отцовская любовь; любовь к жизни, любовь к Родине; способы выражения любви.
Практика: тренинги, беседы, анкетирование, сочинение «Почему я люблю жизню?».
7 раздел: Образ жизни и здоровья
Теория: о чём следует знать молодым людям; саморегуляция; подростковый возраст и его психологические особенности.
Практика: консультации, тренинг, газета «Подростки и их проблемы».

8 раздел: Искусство быть хорошим ребёнком
Теория: хорошо ли со мной людям?; почему меня иногда не понимают?; загляни в глаза родителям.
Практика: ролевые игры, консультации психолога, сочинение «Письмо родителям».

9 раздел: Участие в районных акциях и мероприятиях.
Теория: Подготовка к районным мероприятиям; участие в районных мероприятиях; выездной лагерь «Семьеград».
Практика: подготовка к районным мероприятиям; подведение итогов работы за год.























Ожидаемые результаты V года обучения
По окончании пятого года обучения учащиеся должны добиться определенных творческих успехов и роста.
Учащиеся должны знать:
О своих психологических особенностях
О роли родителей
О значении семьи для человека
О своих правах и обязанностях
Способы избегания конфликтных ситуаций
Правовую основу регулирования семейных отношений

Учащиеся должны уметь:
Находить общий язык со сверстниками
Оценивать значение семьи как ячейки общества
Понимать, слышать и слушать окружающих
Применять полученные умения и навыки для решения конфликтных ситуаций

























Методическое обеспечение программы.

Учебно-методические пособия:
Опорные конспекты занятий;
Сценарии мероприятий;
Подборки игровых методик (игры на знакомства, игры в помещении; подвижные игры, игры на доверие и др.).
Система средств обучения:
Творческие работы учащихся (плакаты, сочинения);
Мультимедийные презентации по итогам конкурсов.
Система научной организации труда учащихся и педагогов:
Диагностические методики (тест на тип темперамента, на выявление уровня самооценки, анкетирование на ожидания, на мотивацию и др.).
Технические средства обучения:
Ноутбук;
Видеопроектор, экран;
Музыкальная аппаратура, микрофоны.
























XIII. Список литературы

Берн Ш. Гендерная психология. – М., 2001.


Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Екатеринбург, 1999.


Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991.


Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1998.


Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2001.


Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – С.-П., Речь, 2002.


Овчарова Р.В. Семейная академия. – М., 1996.


Пэдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. – М.: МИРТ, 1995.


Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1987.


Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в школе. – М., 2006.


Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. – М., 2004.




15