Статья на тему Использование педагогических и информационных технологий на уроке математики


Использование педагогических и информационных технологий на уроке математики
Выполнил
учитель математики
МБОУ СОШ № 8 Мустафина Гузель Наильевна Чеховского района
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Понятие педагогической технологии – технология мастерских.
§ 2. Методические рекомендации по использованию технологии мастерских на уроках математики при изучении темы «Умножение десятичных дробей».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
3
4
8
13
14
ВВЕДЕНИЕ.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
В своей работе я рассмотрю педагогическую технологию – работа в группах и приведу конкретный пример по своей теме «Умножение десятичных дробей».
§ 1. Понятие педагогической технологии – Технология мастерских.
В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы с целью улучшения знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей, выбора профессии, подготовки выпускников к поступлению в ВУЗы особенно актуальным является формирование у учащихся общеучебных знаний, умений, навыков.
«Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,Вовлеки – и я пойму».
Одним из эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.
Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.
Основные принципы данной технологии.
Любая мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют познавательную деятельность школьника, но внутри каждого задания ученики свободны в отборе средств и методов работы.
Обязательный этап мастерской – осознание конфликта в себе и разрешение его через преодоление, поэтому одним из ключевых её элементов являются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения, которая побуждает ученика к решению проблемы, требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний. Проблемная ситуация должна быть доступна, интересна ученику, но в то же время достаточно сложна и находиться в зоне ближайшего развития ученика.
В своей деятельности ученики исходят из своих возможностей, способностей, интересов, своего субъектного опыта. Главный закон мастерской: делай по – своему, исходя из своих способностей, интересов, корректируй себя сам. Исходя из своих потенциальных возможностей, они выбирают задания различной степени сложности, приёмы деятельности и темп работы. Занятия строятся с учётом педагогической поддержки ученика.
Мастер не передаёт свои знания и умения незнающему ученику, а лишь создаёт алгоритм действий, который стимулирует творческий процесс, участвуют в котором и ученики и учитель – мастер.
В общении с детьми педагог доброжелателен, а действия ребёнка безотметочны. Если учитель начинает критиковать работу ребёнка, это приводит к закрытости, неприятию. Педагог – адвокат в любых случаях держит сторону ребёнка, защищает интересы учащегося.
Таким образом, мастерская – событие в жизни учителя и учеников, где в организованном пространстве люди конструируют знания, а ученики вводятся в процесс познания, в поиск знаний. Она направлена на развитие личности ученика в учебном процессе, организованном в соответствии с учебными целями.
При подготовке к уроку я обдумываю цели урока, план проведения урока, последовательность действий, операций, которые буду производить совместно с учениками, предполагаемый и ожидаемый результат и составляю технологическую карту, в которой указываю тему урока, тип урока, варианты целеполагания в трёх уровнях, номера этапов, время, деятельность учителя и деятельность учащихся.
Мастерские конструируются по определённому алгоритму.
Основные этапы мастерской.
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Технология мастерских имеет ряд положительных черт с точки зрения психологии, дидактики, коллектива, нравственного развития учащихся, направлена на личностное ориентирование.
Урок-мастерская "Умножение десятичных дробей", 5-й класс
Цели урока:
Выведение правила умножения десятичных дробей, применение правила.
Развитие логического мышления, внимания, культуры математической речи.
Формирование умения наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитание ответственности, самостоятельности, сплочённости, чувства коллективизма.
Ход урока
Организационный момент.
Индуктор.
Учитель. Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.
- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?
Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.
Задание: на столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления таблицы. Обсудите в группе ваши предположения.
Самоконструкция и социоконструкция (индивидуально и в группе).
Социализация (сообщение результатов групп).
2,42 8 2,7 10 2,2 2,42
2 0,04 10 3 1,1 0,2
4,84 0,9 96,1 Таблица на умножение. Первая строчка –1 множитель, вторая строчка -2 множитель, третья строчка – произведение.
Задание: заполните таблицу. Если при заполнении таблицы возникнут сомнения, затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.
Самоконструкция и социоконструкция, социализация и афиширование.
На доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную таблицу.
Учитель: Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?
Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число, учащиеся формулируют правило.
- А в чём возникли сомнения?
При умножении десятичных дробей.
- Итак, возникла проблема: как умножить десятичную дробь на десятичную дробь. Тогда сформулируем тему урока: “Умножение десятичных дробей”.
Учитель. Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы.
Группы придумывают и предлагают свои способы умножения десятичных дробей. Социализация, афиширование (на доске).
Учитель. Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавшись в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить классные доски, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.
- Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну классную доску.
Социоконструкция, социализация.
Измерить длину, ширину доски; вычислить площадь доски и узнать расход краски.
Учитель. Вычисляем площадь доски, если её длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?
Социоконструкция и афиширование:
2,2 м = 22 дм; 1,1 м = 11 дм; 22 дм х 11дм = 242 кв. дм = 2,42 кв. м.
- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей.
Выслушиваются мнения групп.
- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.
Задание: рассчитайте расход краски, если на 1 кв. м. площади расходуется 0,2 кг. краски.
Самоконструкция и социоконструкция, афиширование.
Учащиеся выполняют умножение столбиком, применяя выведенное правило.
2,42 х 0,2 = 0,484 примерно 0,5кг.
- Усложняю задачу: определить, сколько денег потребуется для приобретения данного количества краски (1кг. краски стоит 80,5 руб.)
Вся дополнительная информация подаётся по запросу учеников малыми порциями.
Афиширование: дети выполняют записи на доске, проговаривая правило.
80,5 х 0,5 = 40,25 руб.
- Осталось выбрать краску по цвету. В магазине, куда я обратилась за краской, продавец оказался большим любителем всевозможных головоломок. Даже расстановку товара на витрине он подчинял разным замысловатым закономерностям. Попробуйте догадаться, какую банку с краской я выбрала в магазине? (см. Приложение 1)
- Итак, вы успешно справились с заданием администрации школы, кроме того, вы составили смету на покраску классных досок в кабинетах.
Рефлексия:
- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы результатами?
- Что понравилось в работе?
- Какие трудности испытывали?
- Как их преодолевали?
- С чего бы вы предложили начать следующий урок?
- Придумайте себе домашнее задание.
(Например, придумать 3 примера на новое правило и решить их.)
Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да! Путь познания не гладок,
И знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
- Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете!
Ученики на переносной доске небольших размеров могут оставить свои автографы или цветные полоски, нарисованные цветными мелками.
Приложение 1:
?
?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении хотелось бы отметить, что уроки в технологии мастерских дают положительные результаты в работе. Все они проходят организованно, живо, интересно. Поскольку задания даются требующие анализа, сравнения, наблюдательности, обобщения, действия в изменённых ситуациях, то учащиеся постепенно увеличивают темп работы, лучше рассуждают, легче ориентируются в материале.
Работа в технологии мастерских процесс не только увлекательный, но требующий затрат времени, сил, широкого научного кругозора, богатства педагогической и методической культуры, и, самое главное, большой заинтересованности. А это быстро понимают дети и с лихвой отдают дань учителю, радуя его знаниями и интересом к предмету.
Литература:
МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
Мошарова Т.В.Педагогические теории, системы и технологии обучения. Киров: ВГПУ,1999.
Мошарова Т.В.Использование личностно – ориентированных технологий в образовании.- Киров: ВГПУ, 2001.
Образовательные технологии нового поколения: опыт, проблемы, перспективы. Методический сборник.- Киров: МОУ «Лицей естественных наук г. Кирова», 2005.
Учителю математики об адаптивной системе обучения. Учебно – методическое пособие для учителей математики. - Киров: Кировский областной ИУУ, 2000.
Современные педагогические технологии в практике обучения математике. Методический сборник.- Киров: Кировский областной ИУУ, 2003.
Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.