Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на уроках физической культуры в начальной школе.


Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования (повышение квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
На тему: «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на уроках физической культуры в начальной школе»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
«Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта»
Выполнила: Мурашкина Елена Геннадьевна
Учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 7
Проверил: ________________
_________________________
_________________________
г. Жигулевк, 2014 г.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….. 3
I. Основы здоровьесберегающих педагогических технологий……………..… 4
II. Принципы здоровьесберегающей педагогики…………………………….... 6
III. Средства достижения целей технологий здоровьесбережения…………… 8
IV. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики………………………………………………………………………. 11
Вывод……………………………………………………………………………. 17
Список литературы……………………………………………………………... 18
Введение.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
За последние годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательных школ. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдают всё большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста.
Всё больше фиксируется нарушений в опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в состоянии здоровья и являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной активности на фоне учебных перегрузок школьников. Количество уроков физической культуры не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков. Поэтому был введён третий, дополнительный урок физической культуры. Сейчас существует следующая структура физического воспитания: два урока физической культуры с образовательной направленностью, третий урок физической культуры с оздоровительной направленностью, домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью, внеклассные занятия физической культурой (спортивные школьные секции).
За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации – трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п.
Особое место мы отводим формированию физического развития младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.).
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

I. Основы здоровьесберегающих педагогических технологий.Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровьесберегающие технологии в образовании – это система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии в образовании — это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.
Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Элементы здоровьесбережения я применяю на каждом уроке физической культуры. Для достижения целей здоровьесбережения в обучении необходимы средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки,   динамические паузы и  подвижные перемены; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков),   самомассаж,  психогимнастика и пр.
Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются:
1. успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).
2. показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).
3. социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).
II. Принципы здоровьесберегающей педагогики.
Для достижения наибольшего результата во внедрении здоровьеоберегающих педагогических технологий необходимо учитывать некоторые принципы.
Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содежержание, организационные формы и методы учебного процесса в соотвествии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности.
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах заданий.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности по построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика “Ледокол”, игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
III. Средства достижения целей технологий здоровьесбережения.
Средства здоровьесберегающих технологий в период адаптации учеников младших классов.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности:
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной активности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. В своей практике мы используем различные физкультурные минутки и физкультурные паузы. Формирование графических навыков у первоклассника  – процесс сложный и длительный, а ребенок, изображая простейшие элементы той или иной буквы, цифры, прикладывает максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Поэтому необходимо чаще отдыхать или менять вид деятельности на первом этапе обучения письму. С самого начала, когда формируются первые графические навыки необходимо обдавать предпочтение физическим упражнениям для мелких мышц пальцев рук, волнообразным движениям спины, позвоночника. Последующие минутки отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми упражнениями. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе», «Подари улыбку близкому», «Добро побеждает зло»). Подвижные игры, физические упражнения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития первоклассников. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышной. В своей работе мы отдаем предпочтение русским народным подвижным играм: «Лапта», «Золотые ворота», «Городки» и другие.
Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм.
В период адаптации первоклассникамнеобходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнения желательно включать в каждое занятие. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе (можно в «позе кучера»), желательно с закрытыми глазами. Ребята, ориентируясь на словесный образ, рисуемый взрослыми, представляют себе те или иные картины природы или состояния. Ключевые слова и выражения, предложенные И.Е.Шварцем и А.С.Новоселовой, могут быть использованы как основа для создания таких образных представлений. Вот некоторые из них: «я лежу на берегу реки в лесу»; «шумит листва деревьев; журчит вода, поют птицы»;  «я лежу на спине, смотрю в голубое небо». Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыке; качество проведения релаксации в этом случае будет значительно выше. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья. На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий, среди которых немаловажное место отводится задаче здоровьесбережения. Эффективность проведения урока-экскурсии уже изначально заложена в том, что учащиеся общаются с природой, могут наблюдать изменения в жизни окружающего мира более целенаправленно, чем при других обстоятельствах. Необходимо помнить, что природа – лечебница. Совокупность природных факторов действует на человека успокаивающе, благотворно. Солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, ландшафтотерапия – источники здоровья, бодрости, оптимизма.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН и гигиенических критериев рациональной организации урока.
Организация учебной деятельности вздоровьесберегающей педагогике.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. На этом фоне важна и правильная организация учебной деятельности.
Задачи урока, его содержание и структура, методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Современный учитель свободен в своем выборе построения урока. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.
План-конспект открытого урока по физической культуре для 2 класса.
с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель:  Совершенствовать навыки владения мячом посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр.
Задачи:
Образовательная: закрепить технику ведения и передачи мяча 2-я руками от груди.
Развивающая: развивать навык взаимодействия учащихся, ловкость, внимание, координацию.
Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Оздоровительная: способствовать выработке правильной осанки, укреплению мышц стопы и дыхательных мышц.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, гимнастическая стенка.
Ч/у Содержание урока Доз. Методические рекомендации
Подготовительная часть (10 мин.) Построение. Приветствие.
Сообщение задач урока. 1 мин. “Класс! Равняйсь! Смирно!”
Ходьба:– на носках, руки на пояс, руки вверх;– на пятках, руки вперёд, руки за головой;– на внешней стороне стопы, руки в стороны;– носками вовнутрь, руки за спину.1,5 мин “Напра-во! В обход налево шагом – марш!”. Соблюдать дистанцию 1м.
Колени не сгибать, руки выпрямить.Локти развести, спина прямая.Следить за осанкой. Шаг короткий.
Бег:– приставными шагами правым, левым боком;– спиной вперёд;– “змейкой”. 2 мин. Темп средний, сохранять дистанцию. Скользящий шаг, руки перед грудью.Через плечо смотреть назад.Противоходомналево, “змейкой” марш.
Переход на ходьбу, восстановление дыхания.
Перестроение в колонну по 2 с последующим перестроением в 2 шеренги. 1 мин. Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.“Налево в колонну по 2 – марш! Дистанция и интервал 3 шага”.
Комплекс ОРУ с мячами: 4 мин.  
1. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – мяч вверх, правая назад на носок; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой.
2. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – наклон головы вперёд, сдавить мяч руками; 2 – и.п.; 3 – наклон головы назад; 4 – и.п.; 5 – наклон головы вправо; 6 – и.п.; 7 – наклон головы влево; 8 – и.п.  Прогнуться, голова вверх.Спину держим прямо.
Давить на мяч подушечками пальцев.В и.п. пальцы расслабить.
3. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – правая в сторону на носок, наклон вправо, мяч вверх; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево.   При наклоне смотреть через плечо на пятку.
4. И.п.: стойка ноги врозь, мяч вверх; 1–4 – круговое движение туловищем вправо; 5–8 – то же влево.   Амплитуда больше, смотреть на мяч.
5. И.п.: широкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – наклон вперёд –вправо, положить мяч; 2 – стойка ноги врозь, руки вверх; 3 – наклон вперёд – вправо, взять мяч; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.   При наклонах колени не сгибать.
6. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – выпад правой в сторону, мяч на грудь; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой ноги, влево;  Туловище прямо, выпад глубже.
7. И.п.: узкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – мяч вперёд и махом правой коснуться носком мяча; 2 – и.п.; 3–4 – то же с другой ноги.   Мах прямой ногой. Ногу опускать на пол спокойно.
8. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – прыжок ноги врозь, мяч вверх; 2 – прыжок ноги вместе, мяч перед грудью; 3–4 – то же.   Прыжки на носках, чуть сгибая колени.
9. Ходьба на месте, мяч в правой руке.   Спину держать прямо.
Основная часть (25 мин.) Дыхательная гимнастика “Летят мячи”.
Стоя, мяч на грудь. Бросить мяч от груди вверх, произнести “У-у-у-х”. 2 мин. Средняя стойка баскетболиста. Вдох через нос, удлинённый выдох. При броске мяча выпрямить ноги.
Закрепление техники ведения и передачи мяча 2-я руками от груди:    
1. Ведение мяча на месте в высокой и средней стойке правой, левой рукой. 3 мин. Ладонью по мячу не бить, движение кистью и предплечьем. Мягкими толчками мяча вниз – вперёд, кисть накладывать справа (слева) – сбоку.
2. Передача мяча 2-яруками от груди на месте. 3 мин. Мяч на уровне пояса.Кругообразным движением рук подтянуть мяч к груди. Резким выпрямлением рук мяч послать вперёд, кисти вперёд.
3. Передача мяча с ударом об пол. 3
мин. Бросок за среднюю линию. Ноги сгибать больше, руки направлять вперёд – вниз.
4. Ведение мяча на месте с последующей передачей 2-я руками от груди. 3 мин. Обратить внимание на согласованность работы рук и ног, одновременное их разгибание. Передача по сигналу.
5. Эстафеты с ведением и передачей мяча:
а) “Передал – отбегай” 7 мин. Игроки 2-х команд стоят во встречных колоннах на расстоянии 5–6 шагов. По сигналу первые передают мяч 2-мя руками от груди игроку во встречнойколонне и отбегает в конец своей колонны. Следующие повторяют задание пока первые не встанут на своё место.
б) “Перебежка”   Построение то же. Передача 2 – мя руками от груди с ударом об пол. После передачи мяча игрок перебегает в конец встречной колоны.
в) “Кто быстрее”   Расстояние между колоннами 10-12 м.
Первые ведут мяч к колонне напротив, обводят её справа, передают мяч первому и встают в конец колонны.
Игра “Мяч по кругу” 4 мин. Игроки образуют большой круг и рассчитываются на 1-ый, 2-ой. У капитанов по мячу. По сигналу мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрока 2-мя руками от груди. Мяч должен быстрее вернуться к капитанам.
Заключительная часть (5 мин.) Игровое упражнение “Ведение по сигналу”
(на развитие внимания и умения вести мяч без зрительного контакта).
Построение класса в одну шеренгу. 3 мин. Играющие с мячами располагаются на одной половине площадки. Учитель на другой половине. Рукой он показывает направление движения: вверх – ведение на месте, вперёд – ведение назад, назад – ведение вперёд, вправо – ведение вправо, влево – влево.Строевые упражнения:
– повороты направо;– повороты налево;– повороты кругом.
Подведение итогов урока. 1мин. Внимательно слушать и выполнять команды учителя. Во время выполнения поворотов обязательно удерживать правильную осанку.
Домашнее задание: для развития мышц рук: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Выход класса из спортивного зала. 1 мин. 15 раз – девочки; 20 раз – мальчики.
“Класс, налево! К выходу шагом марш!”.
Вывод.
Комплекс проводимых мероприятий способствуют повышению уровня развития внимания, объема зрительной и слуховой памяти, повышение уровня психологического комфорта в классе и в целом на параллели, снимается психоэмоциональное напряжение учащихся начальной школы, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.
Расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности; расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации; гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии; формирование навыков и умений использовать акробатику и гимнастику как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового образа жизни.Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

Список литературы.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии». М., 2004 г.;
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002 г.;
Ковалько В.И. «Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование». 2-е изд., испр.- М.:ВАКО, 2005 г.;
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». Москва, «ВАКО», 2004 г.;
Фурманов А.Г. «Оздоровительная физическая культура», Учебник для студентов Высших Учебных заведений / А.Г.Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн., 2003 г.