Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. (на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «История мировой художественной культуры»)


Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.
(на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «История мировой художественной культуры»)
Введение
Цель создания методической разработки:
Поиск оптимальных средств и форм обучения суворовцев, стимулирующих их мотивацию к изучению предметов общеобразовательного цикла через использование интегрированного обучения.
Задачи, поставленные в ходе создания методической разработки:
- Выявить истоки создания системы интеграции
- Определить особенности интегрированных уроков
- Разработать конспект открытого урока по теме: «Famous Moscow estates» (в рамках изучения темы «Москва» (интеграция дисциплин История мировой культуры и Иностранный язык) для обучающихся 2 курса Московского военно-музыкального училища)Признание приоритета личности ученика, его права на проявление своих интересов и взглядов, а, следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание обучающихся с учетом их склонностей и способностей, позволило развить идею интегрированного обучения.
Каковы же истоки этой системы обучения учащихся – интеграции?
Дело в том, что дифференцированная, попредметная система обучения предполагает приобретение знаний в процессе изучения дифференцированных учебных курсов-предметов. Однако очень часто полученные по такой системе обучения знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку, в результате чего учащиеся не всегда целостно воспринимают не только учебный материал о предмете, явлении, но и, к сожалению, всю картину мира.
Использование межпредметных связей в системе дифференцированного, попредметного обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников.
Межпредметные связи, являясь эффективным средством обучения школьников служат лишь для дополнения, подтверждения, восполнения знаний учащихся в родственных предметах, помогая решению чисто дидактических задач.
Межпредметные связи – не постоянная, целостная система. Они могут быть использованы по желанию учителя при изучении отдельных тем учебного материала и служат прекрасной иллюстрацией к подтверждению определенных идей, усиливая их значимость. Межпредметные связи явились важной «ступенькой» к интеграции.
Интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.
Это объединение возможно и при условии логической близости изучаемых тем.
В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам работы).
Психологи, изучающие процесс обучения полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях.
На элементарном уровне большинство учащихся мыслят конкретно и обучение должно быть основано на объектах, поддающихся опознанию, а не на абстрактных идеях.
Изучение того, что происходит с такими объектами, не может быть ограничено рамками одной дисциплины.
При обучении дети не следуют тому же логическому порядку, по которому строится научная дисциплина. В силу этого, при интеграции более активно, чем в рамках традиционных предметов, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения.
Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных элементов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.
Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Особенности интегрированных уроков.
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и иностранный язык. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интеграция на уроке дает ряд преимуществ, а именно:
Мир, окружающий обучающихся, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти обучающихся.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков преподавателю важно учитывать следующие условия:
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности обучающихся. Они начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют обучающиеся. Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.
Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности преподавателя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом. Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Обучающиеся итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому преподаватель не должен допустить перегруза. Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.
Такую форму работы можно организовать и в Московском военно-музыкальном училище при изучении предметов «Общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» - истории мировой культуры и иностранного языка. Для того чтобы показать возможность применения интегрированных уроков в образовательном процессе в МВМУ был разработан конспект интегрированного урока «Культурное и историческое наследие Москвы (усадьбы Москвы)».
Конспект открытого урока по теме: «Famous Moscow estates» (в рамках изучения темы «Москва»
Применяемые технологии: информационно-коммуникационная, проектная, технология сотрудничества.
Цель урока: Расширить кругозор обучающихся .Задачи урока:
Обучающие задачи: развитие умений и навыков говорения, чтения и письма на английском языке.
Развивающие задачи: учить выражать свои мысли на родном и на иностранном языке; активизировать мыслительную деятельность (развивать такие мыслительные процессы, как понимание и осмысление, умение находить причинно-следственные связи и прогнозировать последствия); развитие умений пользоваться интернет-источниками для поиска необходимой информации.
Воспитательные задачи: воспитание уважение к культуре родной страны.
По методу, доминирующему в уроке данный урок является творческим с элементами исследования.
По форме – групповым.
По продолжительности – 1 академический час

Ход урока
1 этап: Активизация познавательной деятельности обучающихся.
Преподаватель задает вопрос какие усадьбы в Москвы знаю обучающиеся. Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.Ask students if they know any famous Moscow estates? What do they think is the most famous places in Moscow?
После ответов на вопросы преподаватель показывает картинки с изображениями пяти московских усадеб: Кузьминки, Кусково, Архангельское, Останкино, Абрамцево и сообщает что одни из самых известных Московских поместий. Далее обучающие заходят по предложенным ссылкам на сайты этих музеев и просматривают имеющуюся информацию.http://en.wikipedia.org/wiki/Main Page
http://www.abramtsevo.net/eng/, http://www.arkhangelskoe.ru/eng/, http://kuskovo.ru/arhitekturno-_parkovyj_ansambl/
http://www.ostankino-museum.ru/ru/estate/palace/
2 этап: Выполнение заданий.
После просмотра сайтов обучающимся предлагается выполнить несколько заданий:
A)Look at the list of estates. Can you complete the names of their final owners?
1.Kuzminki – Go__________________
2.Kuskovo – Sh__________________
3.Arkhangelskoye – Yu_____________
4.Abramtsevo – M_________________
5.Ostankino - Sh__________________
B)Write the name of the estates from A in the correct place.
1.This wonderful ensemble consisted of the church of Michael Archangel built on the Moscow river bank, the central part – palace with a terraced park, where you could enjoy seeing one of the world’s largest collections of park sculptures, a landscape park, a theatre built in 1817-1818 on project of the Italian architect and painter Gonzago, a small palace "Caprice" and pavilion "Tchainy Domic" ("Small Tea House"). ( ответ: Arkhangelskoye)
2.The Museum is located near the town of Sergiev Posad 60 kilometers (37 miles) to the north-east of Moscow.The estate was laid out on the bank of the River Vorya in the middle of the 18th century and soon became famous due to its owners. (ответ: Abramtsevo)
3. In the creation of the estate was attended by many famous artists, sculptors and architects of 18-19 centuries: I.Zherebtsov, A.Voronikhin, R.Kazakov, Artari, I.Egotov, Rossi, Campione, A.G.Grigorev, M.D.Bykovsky , Klodt.(ответ: Kuzminki)
4. The rise and fame of this estate is associated with the construction of Palace Theatre. Wooden palace is an architectural treasure of Russian classicism. Theatre Hall of the palace is the only Russian theater building with a stage, auditorium, theatrical machinery, preserved from the late XVIII century. (ответ: Ostankino)
5. The palace is the center of the ensemble, which preserved layout and decoration of the interior, consisting of first-rate works of Russian and Western European art and a unique collection of paintings of the XVIII century. (ответ:Kuskovo)
3 этап: закрепление лексики
Для закрепления лексики обучающимся предлагается выполнит упражнение:
Match the words in task B with the definitions.
Park ensemble, estate, handicraft staged, amateur performance, revival, outskirt, picturesque
1a work of landscape art and architecture; scaling, with significant processing of the natural landscape architectural ensemble of monarchical or aristocratic country residence (park ensemble)
2Separate settlement, the house in the village with all the adjoining buildings, services, and land (garden, vegetable garden, etc.
3small hand-made production4unprofessional performance
5appear again
6Edge, the border of the country, territory
7Beautiful, worthy image in paintingЭтап 4: развитие навыков чтения и письма:
Обучающиеся читают текст про одну из усадеб и определяют о каком конкретно идет речь.
Read the complete description to the class. Can the students say which estate from task one is described? (Abramtsevo).If you want to show the estate in class you’ll find it here: http://www.abramtsevo.net/eng/index.php
Task 2:
The Museum is located near the town of Sergiev Posad 60 kilometers (37 miles) to the north-east of Moscow.
The estate was laid out on the bank of the River Vorya in the middle of the 18th century and soon became famous due to its owners. The writer Sergey Aksakov purchased this place in 1843. He created here his best works: notes on angling, hunting and autobiographical stories. In the days of Aksakov, writers Nikolay Gogol and Ivan Turgenev, historian Mikhail Pogodin, actor Mikhail Schepkin and other celebrated contemporaries were his guests here.
The railroad magnate and patron of arts Savva Mamontov bought the estate in 1870. The new owner played host to artists Vasily Polenov, Viktor Vasnetsov, Ilya Repin, Ilya Ostroukhov, Valentin Serov, Konstantin Korovin, Mikhail Nesterov, Mikhail Vrubel and other creative personalities.
They collected peasant handicrafts and staged amateur performances. The foundation of this estate joinery and pottery started the revival and development of traditional Russian crafts – woodcarving and majolica. This place was nationalized and turned into a museum after the October revolution, 1917. Within the 20th century it gave inspiration to the painters Igor Grabar, Pyotr Konchalovsky, Ilya Mashkov, the sculptors Vera Mukhina, Boris Korolev and many other prominent artists. Nowadays the Museum occupies about 50 hectares (0,2 square miles) along with a park and picturesque outskirts of the Vorya River and comprises architectural monuments created in the 18–19th centuries. The Museum`s collection accounts for more than 25 000 items: pictures, drawings, sculptures, arts and crafts, photographs and archives of previous owners.
Этап 5: Рефлексия.
Преподаватель подводит итоги урока и задает домашнее задание (описать одно из поместий, используя лексику урока)
After reading students write a short description of a mansion or estate that they have seen (they could choose one from Task 1). Encourage them to use words and expressions from this lesson. They could do this in pairs and then read their ‘Mystery place’ description to their classmates or they could write individually for homework.
Список литературы:
Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. — Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
Типы и формы интегрированных уроков. ido.tsu.ru
Браже Т.Г.,Шаманова Т.И. Межпредметная интеграция и её роль в повышении качества знаний и развитии школьников.//Наука и школа -1996№5
Зарецкая И.,Тарников И.Интеграционный урок в системе гуманитарного образования .//Школа-1999-№2
Интегрированный урок//Учительская газета -2000-№37
Коложевари И., Соченикова Л. Как организовать интегрированный урок?// Народное образование-1996-№1.