Урок мировой художественной культуры храм искусства в 5 классе

Тема урока: «Храм искусств»

Урок Мировой Художественной Культуры в 5 классе.

Задачи урока: - вызвать интерес учащихся к изучению Мировой Художественной Культуры;
- разъяснить суть учебного курса, путем построения храма искусств;
- выяснить знакомы ли школьники с понятиями «искусство», «художник», «творчество».

Цели урока: - увлечь детей предметом Мировая Художественная Культура;
- дать представление о взаимосвязях искусства;
- познакомить с понятиями «красота», «художник», «творчество»;
- вызвать желание у учащихся приобщения к прекрасному через искусство.

Оборудование: - компьютер, раздаточный материал, цветные карандаши.

Форма урока: урок - беседа






Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты –
и ты увидишь мир прекрасен.
А.Блок
I. Погружение в тему.
Учитель: сегодня у нас с вами не обыкновенный урок. Я хочу вам дать представление о предмете, который вы будете изучать на следующий год, это Мировая Художественная Культура. Мы постараемся увидеть красоту в окружающем нас мире, прекрасное во всем, с чем сталкиваемся и, прежде всего, в искусстве.
Вопросы:
для чего рождается человек?
к чему стремится он в своей жизни?
что вы цените в людях?
- А как же с красотой? Давайте попробуем разобраться где мы в нашей жизни сталкиваемся с ней?
(Рисунок в компьютере)
- И так мы с вами сейчас узнали, что красота присутствует во всех областях нашей жизни.
- Скажите честно, а всегда ли вы её видите там? Что мешает видеть вам прекрасное в окружающем вас мире?
- Может ли человек быть красивым, но не прекрасным?
(Ответы: красивым внешне, чистым, опрятным, модно одетым, но душа черствая, нет доброты и сочувствия.)
- Попробуйте вспомнить и поделится о том, что у вас вызывает положительные эмоции.
(поступки людей, явление природы, предметы).
Положительные
Летний дождь
Добрый поступок
Поддержка в трудную минуту
- А теперь опишите свои чувства в этих случаях.
(Радость, волнение, страх, ненависть, ожидание чего светлого, душевная боль). (слайд)
- Одни и те же явления, предметы могут вызвать у разных людей различные чувства, например, гром и молния, с одной стороны, могут вызвать чувства восхищения силами природы, удивления, да же какое-то непонятное состояние, с другой стороны страх, ужас перед силой природы и слабостью человека.
- Человек всегда стремится к красоте. Он любуется звездным небом, украшает свою квартиру, одежду, облик. Нет такого народа, которому не ведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и хранить красоту.
- Вспомните, пожалуйста, тот момент в жизни, когда вы сказали или подумали «Как красиво!».
(Ответ: закат солнца, степь широкая, горы и водопады, первые цветы, и т.д.)
- Кто может остановить время и запечатлеть это на долгие годы? Художники на своих полотнах, создавая произведения искусства.
- Когда мы говорим «искусство», то чаще всего имеем в виду художественное творчество. (Слайд). Существуют различные виды искусства. Назовите, какие вы знаете:
(музыка, литература, скульптура, живопись, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), кино, балет, театр, эстрада, художественная фотография, дизайн). (Слайд)

II. Объяснение нового материала.
- Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.
(Показать храм)

1. Среди этого множества можно выделить основные или фундаментальные виды искусств (слайд.)
2. В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные, которые развивают зрения, слух и речь, (слайд). Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.
3. Существуют три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта.
4. Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Пространственные, или пластические, искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура), тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн) и технические.
5. Но кроме искусств, пространственных и временных, существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными или смешанными. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн). (Слайд.)
- Посмотрите какой красивый храм получился и всё это изучает Мировая Художественная Культура.

III. Знакомство с терминами.
- Важными в искусстве являются понятия «художник», «творчество», «произведения искусства».
- Роль художника в искусстве огромна. Слово «художник» имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.
- В широком смысле художник это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство. (Слайд)
- В любой области искусства художник создает произведение искусства через творчество. Творчество это деятельность по законам красоты. Но творчество возникает тогда, когда художник не только знает, что сказать, то есть владеет идеей, но и знает, как эту идею воплотить, то есть обладает средствами исполнения. (Слайд)
- А теперь, зная различные виды искусства, их классификацию, попробуем вообразить, как может выглядеть ваш ХРАМ ИСКУССТВ.
- Каждый человек представляет его по-своему. Попробуйте и вы вообразить свой ХРАМ ИСКУССТВ.
(детям раздать листочки с заданием). (Слайд)
- Впишите в лучики крыши вашего храма все виды искусств, о которых мы сегодня говорили. Попробуйте разукрасить свой храм. Какой цвет вы можете подобрать к литературе, изо, музыке. (Дать 2 минуты).
IV.Вопросы на закрепление:
1. Так что же такое искусство? (художественное творчество).
2. Какие вы знаете самые древнейшие виды искусства?
3. Что относится к временному искусству?
4. Назовите зрелищно игровые искусства?
5. Кого мы называем художником?
6. Что такое творчество? (деятельность по законам красоты) (Слайд).
- Вам хочется войти в этот храм и подробней соприкоснуться с произведениями великих людей, узнать, как создавалось и менялось искусство народов мира? Так входите же в него смелей! Тогда вы в этой жизни станете добрей и счастливее, приобретете знания и духовность.








13PAGE 15


13PAGE 14315