ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


УДК 372.8
Григорьева Ольга Вячеславовна
преподаватель ГБПОУ МО «ММТ»
г.Можайск, РФ
Е-mail: lelya.grigoreva03@mail.ruИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современной системе профессионального образования глубоко внедрены информационные технологии, активно используемые в учебном процессе. Мультимедия является одним из наиболее развивающихся направлений в информационных технологиях. Одна из их разновидностей - интерактивная компьютерная графика.
Одной из основ образовательного процесса при очном обучении является лекция, с применением информационных технологий в специально оборудованной учебной аудитории. Мультимедия позволяет программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с моделированием изучаемых тем.
Мультимедийные средства обучения влияют на формирование и развитие мышления у студентов. Идет процесс формирования соответствующих навыков мыслительной деятельности аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность. Другие средства массовой коммуникации и информации - фотография, кино - имеют структуру, способствующую созданию модели узнавания, обращенной к чувственной стороне участников образовательного процесса.
Мультимедийные технологии позволяют: повысить информативность лекции; стимулировать мотивацию студента; повысить наглядность обучения за счет структурной избыточности; осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции (тривиальная избыточность); реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой (перманентная избыточность); осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующей лекции; создать преподавателю комфортные условия работы на лекции.
Условия открытого обучения, создаваемые мультимедийной информационной средой, должны способствовать развитию мышления студента, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи людям в понимании многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков.
Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором студентам прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.
Студент должен уверовать в то, что в любой проблеме есть место поиску. Специфические особенности мультимедиа (многооконное представление информации на одном экране с возможностью активировать любую часть экрана, демонстрация моделирования и реально протекающих процессов, «манипулирование» визуальной информацией как в пределах данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана.
Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Он эффективнее использует время лекции, сосредотачивая внимание на обсуждении наиболее сложных и важных фрагментов учебного материала.
Активизация эмоционального воздействия на обучаемых лекции, читаемой с применением мультимедийных технологий, связана с тем, что: во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете (психологами доказано, что запоминаемость цветной фотографии почти в два раза выше по сравнению с черно-белой); во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации (вместе с тем замена статических изображений динамическими целесообразна лишь в том случае, когда сущность демонстрируемого объекта связана с процессом, динамикой, отношения которых не может передать статика); в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий видеофрагментов смоделированных процессов оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов (явлений), демонстрируемых на экране.
Таким образом, основная схема освоения инструментальных мультимедийных средств в лекционных и практических занятиях заключается в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике, задаваемой этими средствами, а затем - целям и задачам своей деятельности, получив новые возможности достижения результатов этой деятельности.
Список использованной литературы:
Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Панфилова А.П. - М.: 2009. - 192с.
Энциклопедия образовательных технологий./  Селевко Г.К. - М.: 2006. Т.1 - 816с.
Энциклопедия образовательных технологий./  Селевко Г.К. - М.: 2006. Т.2 - 816с.
Интернет ресурсы:
http://www.alleng.ru/ - Образовательные ресурсы интернета.
© О.В. Григорьева О.В., 2015